Гордость Франции ждут большие перемены

Сергей Мануков
корреспондент Expert.ru
1 ноября 2014, 10:17

Скоростные поезда TGV, долгое время бывшие наряду с «Конкордами», круасанами и французскими винами визитной карточкой Франции, находятся в тяжелом финансовом положении. Пассажиры предпочитают скоростным поездам другие виды транспорта. В результате большинство линий работает в убыток. Но даже наиболее успешные маршруты дают недостаточно прибыли. Ситуация сложилась настолько тяжелая, что руководство государственной железнодорожной компании SNCF, являющейся оператором TGV, подумывает об отправке скоростных поездов, одного из редких символов технологического успеха Франции, в депо.

Своего пика – 45 млрд. пассажиро-километров железнодорожные перевозки достигли в 2011 году. За прошедшие три года многое изменилось. Согласно данным за первую половину 2014 года, прибыль SNCF Voyages, подразделения SNCF, которое является оператором TVG, сократилась на треть до 259 млн. евро, а рентабельность с 11,4% до 8,1%. Не вызывают оптимизма и другие показатели.

Незадолго до появления невеселой статистики ежедневная деловая газета Les Echos написала, что, по мнению президента SNCF Гийома Пепи, причин тяжелого положения TGV несколько. Главных две. Во-первых, это лоукостеры типа easyJet, Ryanair и Vueling, которые отнимают клиентов не только у Air France, но и у железнодорожных компаний. Во-вторых, значительно выросла стоимость обслуживания железнодорожных путей, которую SNCF выплачивает Réseau Ferré de France (RFF), владельцу и оператору всех железных дорог в стране. Достаточно сказать, что стоимость обслуживания выросла с 2007 года более чем на половину и расходы на RFF составляют ок. 40% стоимости билета на TGV. Существенное повышение стоимости обслуживания в RFF объясняют изношенностью ж/д путей. В наиболее разбитом состоянии они находятся в Париже и столичном районе.

Руководство SNCF видит три варианта решения проблемы с TGV. Можно, конечно, сократить число линий, которое сейчас составляет 180, до 40 наиболее прибыльных. Это означает, что большинство провинциальных городов лишатся скоростных поездов, связывающих их с Парижем. Конечно, это значительно затруднит их жителям поездки в столицу. Что же касается последней запроектированной линии скоростной железной дороги, которая должна связать северо-восток Франции со средиземноморским побережьем, то от нее и вовсе придется отказаться. Конечно, первый вариант вызовет взрыв негодования по всей Франции.

Второе решение диаметрально противоположно первому – сделать все, чтобы увеличить пассажиропоток. Для этого понадобится снизить цены на билеты, открывать новые линии и увеличить продолжительность работы TGV с 6 часов в день, как сейчас, до 13, как работают воздушные лоукостеры.

Это решение будет пользоваться большой поддержкой у пассажиров и провинциальных политиков. Проблема одна – расчеты показывают, что убытки составят 400 млн. евро в год.

Третий вариант представляет собой небольшое увеличение числа линий скоростных поездов и полное изменение всей сферы обслуживания, что позволит превратить TGV в железнодорожный вариант воздушных лоукостеров. Скорее всего, Гийом Пепи выберет это решение.

SNCF уже, кстати, начала осуществлять некоторые меры из третьего варианта. Например, билеты, которые заказываются по интернету, можно купить значительно дешевле, чем в кассе. Кроме этого, предполагается уменьшить расстояние между рядами кресел и брать дополнительную плату за крупногабаритный багаж. Скорее всего, исчезнут вагоны-рестораны. В общем, один из символов Франции ждут большие изменения.