Игры с бензином

Москва, 10.11.2014
Бензиновый кризис накрыл Алтайский край, под угрозой другие регионы Сибири. Следствием этого может быть только одно – рост цен

Фото: ТАСС/Интерпресс/Виктор Погонцев

Независимые операторы топливного рынка Алтайского края прекратили продажи бензина АИ-92, сообщил "Интерфаксу" руководитель Алтайского топливного союза Юрий Матвейко.

"Мы можем потерять часть независимых от нефтехолдингов компаний, работающих на топливном рынке, как это произошло после бензинового кризиса 2011 года. Это касается не только Алтайского края, но и всех регионов Сибири. И ситуация непредсказуемая, потому что федеральные структуры не реагируют", - сказал Юрий Матвейко.

По его словам, в настоящее время сибирские владельцы АЗС практически не могут приобрести топливо на бирже. "Если после предыдущего кризиса мы получили возможность два года спокойно работать, приобретая бензин на бирже нефтепродуктов, то летом текущего года возникли первые проблемы. После аварии на Ачинском НПЗ бензин просто пропал", - отметил руководитель союза.

Отдельные операторы продавали оставшиеся запасы, другим удавалось небольшие объемы приобретать на бирже. "Ситуация стабильная только на АЗС, принадлежащих нефтекомпаниям, там всегда есть топливо. Но сегодня автомобилисты в 20 районах края (треть территории региона) не могут заправиться, потому что там работают только местные продавцы бензина", - сказал Матвейко.

Что касается цены, то она тоже различается у местных производителей и крупных операторов. "Независимые операторы на бирже приобретают АИ-92 по 32 рубля за литр, а крупные холдинги уже на АЗС продают его по 30 рублей за литр. Такой разбег цен опта и розницы убивает всякую конкуренцию", - считает руководитель Алтайского топливного союза.

Для выравнивания ситуации, по его словам, потребуется не меньше месяца стабильной работы. "Если в Барнауле автомобилисты с проблемой не сталкиваются, так как они могут заправиться у любого крупного оператора, то в районах вопрос стоит остро. Туда не идут нефтехолдинги, а местные операторы на грани закрытия", - резюмировал Матвейко.

По данным Алтайского топливного союза, на территории Алтайского края действует 520 АЗС, из которых нефтехолдингам принадлежит 120 штук.

Между тем, как сообщалось, Ачинский НПЗ (входит в НК "Роснефть"), работа которого была приостановлена после аварии 15 июня 2014 года, возобновил переработку нефти с 1 сентября.

Как объясняют эксперты, рынок выбила из колеи авария на Ачинском НПЗ «Роснефти», которая остановила завод более чем на два месяца и заставила пересмотреть свои планы по закупкам практически всех независимых от крупных нефтяных холдингов нефтетрейдеров. «Это спровоцировало изменение режима работы других НПЗ, которые постарались компенсировать недостающие мощности. Тем не менее, у любого из заводов есть свои плановые профилактические «остановки», и так как обычно независимые продавцы бензина знают все эти даты и могут планировать свои закупки, то в результате аварии они не смогли найти вовремя замену из-за чего и сложился дефицит топлива», - говорит партнер практики "Инфраструктура" Консалтинговой группы "НЭО Центр" Инна Карпова.

Подобные инциденты ударяют, прежде всего, по независимым нефтетрейдерам и выгодны крупным нефтяным компаниям (ЛУКОЙ, Газпромнефть) на заправках которых бензин всех марок как раз присутствует, - отмечает эксперт.

«Между тем, можно прогнозировать, что все закончится ростом цен, при этом бытуют два мнения – дефицит с точки зрения крупных нефтяников-монополистов выгоден тем, что им как производителям выгоднее не отпускать топливо в розничную торговлю, а выставить его на биржу, где он на фоне возросшего спроса начнет дорожать. Это даст дополнительный драйвер роста оптовых цен в регионах до уровня биржевых. Частные же потребители бензина (т.е автомобилисты) полагают, что рост цен на руку как раз самим независимым нефтетрейдерам, которые могут провоцировать дефицит искусственно чтобы повысит рентабельность своего бизнеса. Т.е создав ажиотаж и убедив потребителя в дефиците, они, таким образом, смогут поднять цены и оправдать свои возросшие доходы», - указывает Карпова.

В то же время пока в целом по России цена на нефть стабилизировалась. Росстат зафиксировал рост производства бензина и торможение роста цены на него. Так, за период с 27 октября по 4 ноября рост потребительских цен на автомобильный бензин замедлился до 0,1%.

На предыдущей неделе (с 20 по 26 октября) потребительские цены на бензин выросли на 0,2%.

Стоимость 1 литра бензина в среднем по России на 4 ноября выросла на 4 коп. и составила 33,53 руб. Цена за литр бензина марки А-76 (АИ-80) повысилась на 6 коп - до 30,21 руб., бензин марки АИ-92-93 подорожал на 4 коп. - до 32,57 руб., высокооктановый (АИ-95 и выше) бензин стал дороже на 5 коп. - 35,32 руб. Стоимость дизельного топлива повысилась на 11 коп. - до 33,68 руб. за литр.

Новости партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Доля сырья в российской экономике достигла абсолютного рекорда
      Впечатление, произведенное этим на Росстат, заставило его изменить методику
    2. Коронавирус: тревожная новость пришла из Китая
      Несколько дней назад появилась надежда на то, что коронавирус начал слабеть. Однако в конце недели в Китае произошел всплеск эпидемии.
    3. Коронавирус продолжает наступление на всех фронтах
      Эпидемия воздействует на все сферы жизнедеятельности людей, включая экономику.
    Реклама