«РЕЙТИНГ-2016»: осенние тренды федерального публичного политического поля

Сотня перспективных политиков: первый взгляд после региональных выборов

Фонд ИСЭПИ представляет второй выпуск «Рейтинга-2016» - рейтинга перспективных публичных политиков с прицелом на выборы в Госдуму 2016 года. Результаты нового исследования, зафиксировавшего активность публичных политиков и ее качество за период с конца сентября по середину ноября, структурно и содержательно заметно отличаются от результатов стартового выпуска. Они отражают объективные изменения пространства федеральной публичной политики в поствыборный период. 

Единый день голосования, проходящий раз в году, обычно является пиковой точкой общественно-политической активности в регионах и наиболее действенным замером эффективности публичных политиков. Деятельность федеральных политиков по решению повседневных социально-экономических вопросов в это время, как правило, находится в тени региональных избирательных кампаний. Наоборот, политическая жизнь в октябре-ноябре гораздо меньше подвержена влиянию ситуативного электорального фактора. Партии и кандидаты анализируют итоги и уроки завершившихся выборов, а время включаться в новые избирательные кампании еще не наступило. Победители выборов встраиваются в текущую, не всегда яркую повестку. Неудачники определяются с дальнейшей стратегией и на время вовсе выпадают из публичного поля.

Осенью фокус публичной политической конкуренции смещается на вопросы принятия бюджетов и социально-экономических программ, работы коммунальных и инфраструктурных служб, качества реализации социальной политики. От политиков требуется реагировать на некоторый рост социального беспокойства, традиционный для осенне-зимнего периода и связанный с осмыслением населением сезонного удорожания жизни и потребительских ожиданий на следующий год. Здесь возмутители электоральной стабильности уступают публичную инициативу действующим политикам и общественным деятелям, вовлеченными в процессы профессионального обсуждения и решения социально-экономических проблем.

Политическая осень после 14 сентября: особенности структурирования федерального поля публичной политики

Вследствие указанных особенностей во втором выпуске рейтинга появилось много новых лиц (29 человек). Такой масштаб обновления нетипичен для повседневной политической жизни за рамками электорального цикла, но ожидался авторами «Рейтинга-2016» именно в этом, первом поствыборном периоде. Даже половина успешных участников сентябрьских электоральных баталий спустилась вниз на одну, а то и две (в «стабильные») категории. Последнее затронуло и некоторых «лидеров» сентября – новое лицо столичного парламента Алексея Шапошникова, якутского политика Эрнста Березкина. Участники выборов, довольствовавшиеся лишь ситуативными удачами (вроде лидеров непарламентских партий, красноярского депутата Ивана Серебрякова или нового лица «Родины» в столице Андрея Шибаева), переместились в нижнюю часть рейтинга либо вовсе выпали за пределы первой сотни, недобрав экспертных баллов для повторного включения в топ-100.

В ноябрьском топ-100 заметно преобладание политиков с положительным качеством влияния. Список явных аутсайдеров в составе первой сотни сократился с 10 до 6 человек, а «на спаде» остались 11 политиков вместо 20. Число политиков в «растущих» категориях («лидеры» и «на подъеме») в соответствии с полученными ими экспертными баллами, наоборот, возросло с 30 до 45 человек.

Основного прироста позиций в новом «Рейтинге-2016» – и по количеству представителей, и по оценкам экспертами их перспектив – добилась категория «общественников». В октябре-ноябре на публичную федеральную политику заметно повлияла работа Общественной палаты РФ, встреча главы государства с членами Совета при Президенте РФ по правам человека, образовательный форум ОНФ, смена лидеров основных бизнес-ассоциаций и их деятельное подключение к законотворческому процессу. Как следствие, число общественников во втором выпуске выросло с 14 до 20, ноябрьский рейтинг возглавила глава благотворительного фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, сразу 7 общественных деятелей вошли в десятку «лидеров» (в предыдущем рейтинге – лишь 2) и в целом 12 оказались в «растущих» категориях (против 10 в сентябре).

Представительство в топ-100 федеральных парламентариев формально уменьшилось (с 59 до 53). Но в основном это произошло за счет резкого снижения активности тех из них, кто крайне слабо выступил на выборах, и уже находился в сентябре в нижнем полюсе сотни – в ноябрьском рейтинге их заменили коллеги по Госдуме и Совету Федерации, которые ведут содержательную политическую деятельность без строгой привязки к выборам. В итоге совокупное качество парламентского представительства в топ-100 ноября заметно возросло. Если в сентябре в «растущих» категориях («лидеры» и «на подъеме» - суммарно 30 позиций) находились 8 депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, то в ноябре за счет полученных действующими парламентариями экспертных баллов численность «растущих» категорий возросла до 45 позиций, а депутаты и сенаторы заняли более половины этих мест (24).

Присутствие региональных политиков в количественном отношении почти не изменилось (20 в сентябре, 21 в ноябре), но заметно ухудшилось его качество. Яркие участники выборов из регионов не смогли сохранить политическую инициативу и удержать внимание экспертов по окончании избирательных кампаний. В сентябре из 20 «регионалов» более половины (12) находились в верхних категориях, в том числе 5 – сразу в десятке «лидеров». В ноябре из 21 представителя регионов лишь один сохранил место в числе «лидеров» (действующий в поле федеральной, а не городской политики ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов - №7), а всего в «растущих» категориях значатся только 9 человек.

Категория «аутсайдеров» показала свою прогностическую ценность. Среди 10 фигур, которых по итогам августа-сентября эксперты поставили на вылет из федеральной политики, 6 человек осенью действительно выбыли из нее. Вовсе свернули политическую деятельность Михаил Маргелов, Максим Кац, Илья Пономарев (внутри России) и Алексей Митрофанов, взяли глубокую политическую паузу Павел Дорохин и Михаил Вышегородцев. Еще один прошлый «аутсайдер», лидер «Яблока» Сергей Митрохин, по мнению экспертов, продолжает балансировать на грани ухода с федеральной политической арены (№97), в отличие от самой партии. Однако обратные примеры «эсера» Оксаны Дмитриевой и «единоросса» Виктора Кидяева показывают, что «аутсайдеры» отдельно взятого периода могут покидать опасную зону и менять экспертное мнение о своих перспективах благодаря изменению содержания активности (оба поднялись в «стабильную» категорию – №73 и №78 соответственно).

Социальное добровольчество – козырная карта кандидатов-2016

В ноябрьском рейтинге выделяется группа общественных деятелей, которых объединяет работа по развитию волонтерского движения и социальной благотворительности. Реализация конкретных гуманитарных проектов для решения проблем обычных граждан далеко не так заметна для СМИ, как работа политиков традиционного типа и «думских трибунов», но вызывает гораздо больший отклик и признание в обществе, которое за много лет консервации основных спикеров федерального парламентского и оппозиционного поля разочаровалось в «профессиональных политиках».

Лидер ноября Елизавета Глинка (№1), оказавшиеся на ведущих позициях новички рейтинга Захар Прилепин (№8), Яна Лантратова (№20) и Диана Гурцкая (№22), сохранившие место в сотне за счет активной, хотя и не очень публичной работы в регионах Вячеслав Бочаров (№59) и Ксения Разуваева (№71) – яркие представители этой категории общественных деятелей. У них сегодня нет явно выраженных политических амбиций, и часто они вовсе сторонятся публичной политики, участия в жизни партий и выборах. Однако их повседневная активность в гуманитарной сфере и ее признание обществом в любом случае создает новую политическую моду, которой неизбежно будут стремиться следовать кандидаты на выборах разных уровней. Поэтому наиболее успешные «социальные общественники» уже сейчас, за 2 года до думской кампании, превращаются в лидеров мнений для разных групп граждан независимо от идеологических предпочтений, и за поддержку с их стороны в 2016 году будут бороться все амбициозные партии и политики.

Мода эта вполне способна оказаться долгоиграющей. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов сегодня федеральные власти вновь стремятся развивать социальное предпринимательство, создавать для него налоговые стимулы (о чем неоднократно шла речь в Посланиях Президента Владимира Путина) и увеличивать число категорий НКО, деятельность которых относится к социально ориентированной и получает приоритетную поддержку на разных уровнях. В первую очередь на реализацию социально значимых и волонтерских проектов направляются президентские гранты для НКО, объем которых в бюджете 2015-2017 годов практически удвоится. Наконец, опыт кризиса 2008-2009 годов показывает, что стагнация в реальном и потребительском секторе экономики и трудности трудоустройства молодежи в этот период делают переход в сферу социального предпринимательства и добровольчества привлекательным для активной части среднего класса и молодежи.

Спрос на общественников-профессионалов

Результаты двух выпусков «Рейтинга-2016» позволяют говорить еще об одной значимой тенденции обновления поля публичной политики к 2016 году. Начинает приносить практические результаты работа власти по формированию новых и перезагрузке действовавших общественных структур и движений, призванных наладить реальный, не имитационный диалог с различными профессиональными группами в Центре и регионах по вопросам социально-экономической политики и общественной жизни. Показательно сохранение в тройке «лидеров» секретаря Общественной палаты РФ нового созыва и одновременно сопредседателя ОНФ Александра Бречалова (№3), символизирующего сразу два ключевых общественных института.

До уровня десятки «лидеров» поднялась в ноябре организатор образовательного форума ОНФ и член ОП РФ Любовь Духанина (№4). Благодаря активности по линии ОНФ в регионах, во второй выпуск рейтинга вошли такие новички, как депутат ЗС Свердловской области Евгений Артюх (№30), глава «Ассоциации в поддержку детей и взрослых с отклонениями и нарушениями в психическом и физическом развитии» из Псковской области Андрей Царев (№36), лидер общественной программы «Тетрадка дружбы» из Пермского края Юлия Новоселова (№61).

Осенью одним из центров профессиональной общественной экспертизы и реального влияния на вырабатываемые правительством и Госдумой решения стала Общественная палата РФ. Проведение на ее площадке полноценных «нулевых чтений» по актуальным законопроектам социально-экономического и налогового характера (о создании территорий опережающего развития, о муниципальных сборах для бизнеса, о налоговых каникулах для малых предпринимателей и пр.) обусловило попадание в рейтинг новичка, главы комиссии ОП РФ по развитию малого и среднего бизнеса Дмитрия Сазонова (№70) и сохранение позиций в рейтинге главы аппарата ОП РФ Сергея Смирнова (№55). Но на фоне перехода ОП РФ к менее политизированной и более профессиональной работе эксперты отмечают расхождение нового имиджа палаты со стилем публичной активности отдельных ее представителей.

Ярким и результативным оказался дебют в политических баталиях осени новых лидеров бизнес-ассоциаций – Александра Калинина из «Опоры России» (№9) и Алексея Репика из «Деловой России» (№17). Им удалось одержать промежуточную победу в резонансной политической схватке с признанным парламентскими лоббистами (Андрей Макаров - №39) и финансовым блоком правительства РФ по поводу законопроекта о муниципальных сборах. Благодаря их аргументированной активности на разных политических площадках, по состоянию на середину ноября им удалось предотвратить его форсированное принятие в исходном виде, неприемлемом для малого бизнеса. А в разносторонней политической активности бизнес-омбудсмена Бориса Титова (№10), вернувшегося на должность сопредседателя «Деловой России» и отметившегося целой серией программных инициатив, некоторые эксперты видят перспективы разрешения извечного больного вопроса российской политики – идейной реанимации праволиберальных политических сил к очередным думским выборам.

Стоит отметить и подъем в десятку «лидеров» еще одного общественного деятеля с безупречной профессиональной репутацией – уполномоченного по правам человека Эллы Памфиловой (№5). Она не только открыто поднимает острые для власти социальные и политические проблемы, но и добивается поддержки от власти даже в тех вопросах, которые скептики считают заведомо предрешенными (суд по иску Минюста о ликвидации общества «Мемориал»).

Парламентские лидеры: реакция на приоритеты и вызовы социально-экономической политики

Серьезный прирост доли парламентских политиков в верхней половине рейтинга обусловлен насыщенностью думской повестки прошедших полутора месяцев конкретными достижениями и электорально выигрышными инициативами.

В этот промежуток времени уместилась работа Госдумы над проектом бюджета в двух основных чтениях. Несмотря на жесткую позицию правительства об отсутствии резервов для увеличения расходной части и даже угрозу подготовки неофициального «стрессового» варианта бюджета, депутатам (в первую очередь, от «Единой России») все же удалось добиться внесения социально ориентированных поправок и принять закон, расширяющий сферу парламентского контроля за исполнительной властью. Как следствие, повышение в рейтинге по критерию эффективности политической работы получили основные участники бюджетного процесса из числа депутатов Госдумы – Владимир Васильев (№23), Ольга Тимофеева (№31), Елена Мизулина (№37), новые участники рейтинга Владимир Гутенев (№40) и Салия Мурзабаева (№58). Благодаря традиционной роли спикера от партии по бюджету, частично восстановила свои позиции в рейтинге и «эсер» Оксана Дмитриева (№73).

Главный организатор думского бюджетного процесса и лоббист усиления веса нижней палаты в диалоге с правительством Андрей Макаров (№39) тоже поднялся вверх на одну категорию. Однако его прорыв в верхнюю часть рейтинга мог бы оказаться куда более заметным, если бы в попытке максимизации доходов крупных регионов он не пошел по тому же пути внесения ключевых налоговых поправок без предварительного обсуждения, за который сам ранее неоднократно критиковал правительство. В итоге был спровоцирован политический конфликт со всеми оппозиционными фракциями, малым и средним бизнесом и даже рядом комитетов Госдумы, подконтрольных «Единой России».

Наоборот, в тройку лидеров периода вошла Ольга Баталина (№2). Она не только отстояла явно выраженный «демографический» профиль социальных статей бюджета, но и получила за эффективную работу в комитете по защите семьи, детства и материнства руководство более статусным и социально значимым комитетом Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов.

Другой магистральной темой периода для Госдумы, повлиявшей на динамику позиций в рейтинге, оказалась «деофшоризация». Депутатский законопроект, который помог руководству правительства РФ вывести исполнение поручения Президента из тупика внутриправительственных согласований и сорвал планы лоббистов крупного бизнеса отложить начало действия новых налоговых правил еще на год, может считаться своеобразным знаком перспективности тех или иных парламентских политиков, которые были включены фракциями в состав его соавторов. Если от «Единой России» законопроект ожидаемо внесли два парламентских лидера – Сергей Неверов (№11) и Владимир Васильев (№23), то от других фракций на теме «деофшоризации» выиграли депутаты второго ряда – «эсеры» Михаил Емельянов (№15) и Михаил Сердюк (№48), либерал-демократ Александр Курдюмов (№54, реабилитация после провала на выборах губернатора Нижегородской области и низкого места в прошлом рейтинге).

В федеральную повестку вернулась тема противодействия распространению наркотиков и новых наркосодержащих смесей – одна из социологически значимых проблем для населения в регионах. Внесение Президентом в Госдуму законопроекта по этому вопросу уже частично обусловило подъем позиций в рейтинге омбудсмена Эллы Памфиловой (№5), «единоросса» Ирины Яровой (№13) и «эсера» Олега Нилова (№18) и, безусловно, повлияет на повестку публичной активности депутатов в будущем, во время принятия документа.

Экспертами ноябрьского рейтинга оказался отмечен и своего рода осенний «профсоюзный призыв» в Госдуме. Главный коммуникатор между парламентом и официальным профсоюзным движением в России Андрей Исаев (№6) избран на должность вице-спикера, которая позволит ему вернуться в число наиболее активных публичных парламентских политиков, даже после ухода из руководства ключевого «профсоюзного» комитета. Новым депутатом Госдумы, которому эксперты не отказывают в перспективе сохранения депутатского мандата и после 2016 года, стал лидер другого ведущего профсоюзного объединения «Соцпроф» Сергей Вострецов (№41). С учетом прогнозов развития макроэкономической ситуации и обстановки в реальном секторе промышленности «профсоюзный актив» нижней палаты может надолго сохраниться в федеральном поле публичной политики.

Наконец, федеральные парламентарии и общественники осенью активнее региональных политиков работают с текущими социальными рисками, связанными с процессами реорганизации социальной сферы в регионах. Депутаты от ЛДПР Сергей Калашников (№25) и КПРФ Олег Смолин (№34), новый сенатор Владимир Круглый (№44), члены ОП РФ Сергей Багненко (№19), Диана Гурцкая (№22) и Эдуард Гаврилов (№50) – все они не просто отреагировали на протестный фон в регионах и особенно в Москве вокруг реорганизации коррекционных школ, оптимизации медучреждений и медработников, проблемы функционирования служб «Скорой помощи», но и занялись проработкой предметных мер по снижению социальных издержек реформ.  Наоборот, в той же Москве новые политики регионального масштаба – спикер Мосгордумы Алексей Шапошников (№65), коммунист Леонид Зюганов (№77) или депутат от профильного медицинского сообщества Вера Шастина (№81) – пока избегают обращаться к этим темам, и это тоже влияет на динамику их позиций в рейтинге.

Думские перспективы муниципальных лидеров

Произошел некоторый прирост представительства в рейтинге мэров крупных городов, имеющих за спиной опыт победы на прямых выборах и оказавшихся в зоне неопределенности в ходе муниципальной реформы в своих регионах. Принимаемые властями этих регионов решения о переходе к схеме с назначением глав муниципальных администраций по конкурсу, из числа профессиональных хозяйственников, делает естественной стратегией развития публичной политической карьеры таких муниципальных лидеров переход из региона в Госдуму по одномандатному округу в 2016 году или в Совет Федерации в составе «сенаторской тройки» от губернатора (случай Дмитрия Азарова, второй выпуск находящегося в группе наиболее перспективных политиков - №12).

Однако, как показывают противоречивые оценки экспертами перспектив мэра Тольятти Сергея Андреева (№87), мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана (№92) и мэра Архангельска Виктора Павленко (№99), некоторые из прежде популярных мэров рискуют не удержать свой публичный потенциал до выборов в Госдуму как из-за объективных проблем в хозяйственной деятельности в непростой бюджетной ситуации, так и в ходе затяжных политических конфликтов с региональной элитой. Новые системы политической организации МСУ в регионах должны быть утверждены до конца ноября, после чего начнет постепенно меняться и персональный состав корпуса муниципальных руководителей. Поэтому в ближайшие месяцы в поле зрения экспертов «Рейтинга-2016» в качестве потенциальных участников думской кампании могут попадать и другие яркие муниципальные лидеры.

Фонд ИСЭПИ представляет второй выпуск «Рейтинга-2016» - рейтинга перспективных публичных политиков с прицелом на выборы в Госдуму 2016 года.

В исследовании на регулярной основе оценивается активность и эффективность публичных общественно-политических деятелей, которые рассматриваются как перспективные политики для участия в выборах в Госдуму по округам или авторитет которых способен оказать решающее влияние на выступление политических партий.

Новый выпуск рейтинга охватывает период с конца сентября по середину ноября, т.е. первый поствыборный цикл политической активности. Исходная выборка ноябрьского рейтинга включила в себя более 250 фигур федеральной и региональной политики. На ее основе, по результатам экспертного опроса и количественной оценки, сформирован топ-100 перспективных политиков ноября.

Тройку лидеров нового рейтинга составили глава благотворительного фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, новый руководитель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Баталина, секретарь Общественной палаты РФ Александр Бречалов.

Также в десятке лидеров – член Общественной палаты РФ Любовь Духанина, Уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова, новый вице-спикер Госдумы Андрей Исаев, ректор «Высшей школы экономики» и депутат Мосгордумы Ярослав Кузьминов, писатель Захар Прилепин, новый руководитель «Опоры России» Александр Калинин, Уполномоченный по правам предпринимателей в РФ Борис Титов. Еще 35 федеральных и региональных общественно-политических деятелей значимо укрепили позиции и отмечены экспертами «На подъеме».

Шестью «аутсайдерами» второго выпуска, которые, по мнению экспертов рейтинга, серьезно осложнили себе перспективы продолжения политической карьеры в 2016 году, стали: депутат ЗС Кировской области и секретарь регионального отделения партии «Единая Россия» Василий Сураев, экс-член Совета Федерации Владимир Плотников, лидер «Яблока» Сергей Митрохин, депутат Госдумы Дмитрий Гудков, мэр Архангельска Виктор Павленко, депутат Госдумы Николай Паршин. Еще 11 политиков, по мнению экспертов, находятся «На спаде» активности и эффективности.

Основными событиями октября-ноября, предопределившими состав и позиции номинантов топ-100 второго выпуска «Рейтинга-2016», стали:

  • встреча Президента РФ с членами Совета по правам человека, активная работа правозащитного сообщества по защите социальных прав граждан и развитию социального добровольчества;
  • рассмотрение Госдумой проекта бюджета РФ на 2015-2017 годы, резонансных налоговых инициатив и законопроекта о «деофшоризации»;
  • работа общественно-политических деятелей с рисками социального недовольства в крупных регионах;
  • образовательный форум ОНФ в Пензенской области и подготовка ОНФ к «Форуму действий-2»;
  • проведение Общественной палатой РФ серии «нулевых чтений» по законопроектам социально-экономического характера;
  • завершение регионального избирательного цикла и приостановка многими участниками выборов публичной политической деятельности.

Основные изменения в ноябрьском выпуске «Рейтинга-2016»:

1) Состав топ-100 обновился на 29 человек. Такой масштаб обновления нетипичен для повседневной политической жизни за рамками электорального цикла, но ожидался именно в первом поствыборном периоде – в связи с утратой инициативы многими участниками выборов 14 сентября (как региональными политиками, так и участвовавших в региональных выборах депутатами Госдумы).

2) Заметно выросло число политиков с положительным качеством влияния. Список «аутсайдеров» сократился с 10 до 6 человек, «на спаде» остались 11 политиков вместо 20. Наоборот, число наиболее быстро «растущих» политиков увеличилось с 30 до 45. Это тоже связано с окончанием электорального цикла и сворачиванием активности рядом «неудачников» выборов.

3) Наиболее укрепились позиции в топ-100 рейтинга у категории «общественных деятелей». Их представительство выросло и количественно (с 14 до 20), и особенно качественно: сразу 7 общественных деятелей вошли в десятку «лидеров», а Елизавета Глинка возглавила ноябрьский рейтинг.

4) Благодаря работе Федерального Собрания РФ над социально значимыми законопроектами и с рисками социального недовольства в регионах, заметно улучшилось качество парламентского представительства в топ-100 ноября. Если в сентябре в числе наиболее быстро «растущих» политиков находились 8 депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, то в ноябре среди «растущих» – уже 24 депутата и сенатора. Всего в топ-100 попали 53 действующих парламентария.

5) Присутствие региональных политиков количественно почти не изменилось (21 политик), но заметно ухудшилось по качеству. Из 21 представителя регионов лишь 1 сохранил место в числе «лидеров», а всего среди наиболее быстро «растущих» политиков остались только 9 региональных политиков. Это объясняется тем, что яркие участники выборов из регионов не смогли сохранить политическую инициативу.

6) Категория «аутсайдеров» показала свою прогностическую ценность. Среди 10 «аутсайдеров» сентябрьского рейтинга 6 человек осенью действительно выбыли из федеральной публичной политики. Но в 2 случаях зафиксировано частичное восстановление позиций бывших «аутсайдеров» благодаря изменению содержания их активности.

7) Состав экспертов рейтинга расширился с 14 до 25 экспертов. Партнеры рейтинга – ВЦИОМ, Институт современных медиа, журнал «Эксперт», портал Politanalitika.ru.

Полные результаты, описание методологии, список экспертов, комментарии по каждому из участников топ-100, аналитическая статья экспертов Фонда ИСЭПИ об основных трендах периода доступны на специальном сайте Рейтинг2016.рф и в сокращенном виде – на сайте журнала «Эксперт».

 

Полный список 100 новых и активных политиков ноября смотрите в таблице 1: