Успех отечественного кино решает телезритель

Москва, 20.11.2014
В последнее время российские фильмы не только теснят в прокате иностранные, но и вызывают бурный зрительский отклик.

Однако даже самые успешные из них по финансовым показателям не дотягивают до голливудских блокбастеров. Редакция решила разобраться, в чем причина столь глубокого расхождения между зрительским интересом, вызываемом отечественными фильмами, и кассовыми сборами.

Известно, что национальный кинематограф живет по своим законам. Правила и схемы, применимые к оценке успешности продукции голливудских киностудий, где касса решает все, не работают, когда речь заходит о польском, венгерском, немецком, итальянском или российском кино. Это касается даже фильмов, снятых по всем канонам голливудских блокбастеров. Взять, к примеру, ставшие культовыми задолго до выхода на экраны фильмы Тимура Бекмамбетова - «Дневной дозор» и «Ночной дозор». Они собрали в России рекордную кассу, с успехом демонстрировались и за границей, однако сказать, что «Дозоры» имели мировой прокат, все же нельзя. Это замечание касается и проката «9 роты» Федора Бондарчука. Для голливудских блокбастеров прокатной площадкой является весь мир. Для кино национального важнее своя, отечественная аудитория. Олег Иванов, генеральный директор «КиноЭкспертиза», считает, что «успешными среди отечественной кинопродукции можно считать фильмы, которые нашли отклик у своей зрительской аудитории, вызвали положительное «сарафанное радио», заставили говорить о них, даже если фильмы вызывают противоречивые и иногда диаметрально противоположные оценки».

Спецификой российской зрительской аудитории объясняется тот факт, что в нашей стране телепремьера по значимости события традиционно не уступает выходу фильма на большой экран, а скорее даже и превосходит. Объем телеаудитории огромен. Многие зрители предпочитают дождаться показа фильма по телевизору. Это и понятно. Страна – большая, кинотеатров не хватает. Да и культура походов в кино прижилась пока лишь в больших городах. И это вполне объяснимо, в большинстве городов-тысячников, не говоря уже о деревнях, Первый или Россия принимает всегда. Несмотря на старания прокатчиков и создателей фильмов, россияне по-прежнему предпочитают посмотреть фильм по телевизору. Этим объясняются и высокие рейтинги телепремьер, и сокращение времени, которое проходит между окончанием проката и первым показом фильма по телевизору. Можно сказать, что зрительский успех картины во многом определяет телепремьера, а телерейтинг первого показа является главным критерием востребованности, попадания в цель. Основываясь именно на этом факте, мы решили на языке простых цифр выяснить какова была теле-судьба у наиболее знаковых отечественных кинофильмов последних лет.

Вот данные TNC о самых рейтинговых телепоказах за последние 8 лет (см. таблицу). Отправной точкой отсчета была телепремьера первого отечественного блокбастера «Дневной дозор», которая прошла в сентябре 2006 года. Маркетологи предоставили информацию о десяти громких телепремьерах отечественных фильмов, демонстрировавшихся в широком прокате, за последние восемь лет. Оказалось, что фильм «Ирония судьбы. Продолжение» Тимура Бекмамбетова, сиквел картины Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», показанный первого января 2010 года, посмотрело более 36% от всех телезрителей. Это абсолютный рекорд ТОП 10. «Легенду №17» Николая Лебедева четвертого ноября 2013 года предпочло более 23% телезрителей. Аудитория первого телепоказа «Дневного дозора», который состоялся 15 сентября 2006 года, составила более 21%. Последняя же громкая телепремьера – фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар», демонстрировавшийся четвертого ноября этого года. Картину посмотрело более 15% телезрителей, что составляет 3 миллиона 364 тысячи человек. Таким образом, «Солнечный удар» оказался на четвертом месте в ТОП 10 самых рейтинговых телепремьер за 2006-2014 года. Далее места в рейтинге распределились следующим образом: на пятом месте – «Сталинград» Федора Бондарчука, на шестом «Адмиралъ» Андрея Кравчука, «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова на седьмом месте, на восьмом – мультфильм «Три богатыря на дальних берегах», созданный режиссером Константином Феоктистовым.

С фильмом Никиты Михалкова вообще случилась интересная история. Телепремьера «Солнечного удара» на телеканале «Россия1» состоялась, когда прокат картины был еще в полном разгаре. Показ фильма по телевизору вызвал всплеск интереса к картине. Кинотеатры до сих пор не приняли решения снимать «Солнечный удар» из ротации, так как зрители по-прежнему идут в кинотеатры, чтобы увидеть фильм на большом экране. Олег Иванов полагает, что «интерес к ленте по-прежнему высок и подогревается бурной общественной дискуссией. Посмотреть кино стремятся не только поклонники режиссера, но и все, кто хочет быть в контексте актуальной культурной жизни». Кинодраматург Виктор Мережко считает, что секрет нового фильма Михалкова в том, что режиссеру удалось создать «выдающееся произведение искусства. Фильм - пример того, как талантливая работа с материалом делает невозможное возможным. В результате умное и тонкое становится доступным не только знатокам и ценителям, считывающим на раз аллюзии и цитаты, но и всем внимательным, неравнодушным зрителям». Как бы то ни было, очень непростой фильм Никиты Михалкова, тяготеющий больше к кино авторскому, нежели к массовому, снятый по мотивам произведений Ивана Бунина, одноименного рассказа и записок «Окаянные дни», можно считать одним из самых успешных отечественных фильмов этого года. Высокий телерейтинг картины наглядное тому подтверждение.

ТОП 10 телепремьер (2006-2014 гг) 

 reit1.png

Регион: Россия (города 100 000+)

Целевая аудитория: все население старше 18 лет

Новости партнеров

Новости партнеров

Tоп

  1. Выплаты на детей споткнулись о прошлые доходы
    Из-за коронавируса ежемесячные пособия на детей в возрасте от 3 до 7 лет вводятся на месяц раньше. Если не возникнет проблем с выдачей в регионах, то уровень бедности среди семей с детьми в этом возрасте может сократиться на 26%. Мера своевременная, но условия получения этих выплат вызывают вопросы у нуждающихся семей.
  2. ЦБ принял трудное, но единственно верное решение
    В условиях кризиса Банк России решил отложить ужесточение выдачи ипотеки в зависимости от долговой нагрузки граждан
  3. Миннесота в огне
    В Миннеаполисе четвертый день продолжаются беспорядки, вызванные убийством полицейскими безоружного афроамериканца
Реклама