Светлыми дорогами

Москва, 24.11.2014
Казахстан инициировал масштабную программу по строительству транспортных сетей. Это не только позволит стране избежать рецессии, но и превратит ее в один из крупнейших транзитных хабов на всем пространстве Евразии

Падение цен на нефть и негативные тенденции в мировой экономике и международных отношениях вынуждают правительства ряда стран принимать антикризисные программы. Не стали исключением и государства Евразийского экономического союза. Так, российский вариант, по всей видимости, будет опубликован во время обращения президента к федеральному собранию 3 декабря. Известно, что он будет исходить из сохранения неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры на перспективу, а также сохранения геополитических рисков из-за продолжения конфликта между Россией и Западом по украинскому вопросу. Целью программы будет создание благоприятных условий для среднего и малого бизнеса с конечной целью доведения их вклада в ВВП страны до 50% к 2025 году.

В случае реализации негативного сценария в экономике правительство подготовило план сокращения расходов бюджета на 10% путем увеличения срока реализации ряда крупных проектов, однако утверждает, что не будет сокращать социальные расходы. В Минске также готовят свою программу. А в Астане она уже опубликована, и получила название «Нурлы Жол» («Светлая дорога»). Ее основной смысл - масштабные инвестиции в транспортную и энергетическую инфраструктуру с целью превратить Казахстан в транспортный коридор между западом и востоком Евразии. В случае полной реализации программы Казахстан серьезно диверсифицирует источники своего дохода и снизит зависимость от колебаний мировых цен на нефть (сейчас критичной для Казахстана является стоимость в 70 долларов за баррель).

Пожалуй, самым амбициозным и перспективным элементом «Светлой дороги» являются планы по масштабному строительству новых дорог и реконструкции уже имеющихся. По словам президента страны Нурсултана Назарбаева, столица Казахстана превратится в мощный логистический центр. От Астаны во все стороны будут расходиться качественные автомобильные, железнодорожные, и авиационные магистрали.

В качестве ключевых инфраструктурных объектов Назарбаев назвал аэропорт г. Астана, автомобильные дороги между областными центрами, две магистральные линии электропередач, железнодорожную дорогу Боржакты - Ерсай и портовую инфраструктуру на Каспии. По расчетам главы государства, эти инфраструктурные проекты не только дадут импульс частной инициативе в сфере туризма и первичной обработки полезных ископаемых, но и создадут около 200 000 новых рабочих мест, а также обеспечат более тесную связь и эффективное взаимодействие между отдаленными регионами страны и центром.

Однако программа интенсивного дорожного строительства и реконструкции существующих путей сообщения связана не только с желанием Астаны преодолеть кризисные явления в экономике, подстегнуть развитие отдаленных регионов или укрепить единство страны. Поскольку Казахстан имеет важнейшее транзитное значение, эта программа укрепит торговые отношения с Россией, Узбекистаном, Киргизией, Туркменистаном - но самое главное, с Китаем.

В Астане (как, впрочем, и в Москве) прекрасно видят нынешнюю динамику развития ситуации в Восточной Азии. Отношения между странами региона и заинтересованными внешними акторами (прежде всего США) становятся все более напряженными, локальные конфликты обостряются. Даже заключенные между США и Китаем на саммите АТЭС соглашения не снимают эту напряженность, а лишь вводят ее в некие «джентльменские рамки». Поэтому аналитики в ближайшее время ожидают обострения ряда территориальных споров в Южно-Китайском и Восточно-Китайском море, что делает существующие морские пути торговли между Восточной Азией и Европой небезопасными.

Особенно для Китая, что, безусловно, ставит под угрозу экономику Поднебесной. В Пекине видят выход в диверсификации путей торговли, увеличение доли сухопутных линий снабжения (именно для этого и был заключен китайско-российский газовый контракт) и торговли. В Москве уже просчитали ситуацию и увидели перспективу - не случайно российское руководство не только решило ускоренными темпами реконструировать и модернизировать свои сибирские транспортные магистрали (БАМ и Транссиб), но и интенсифицировать переговоры с северокорейцами о соединении железнодорожных путей.

В Казахстане мыслят аналогично - значительная часть реконструируемых дорог связана с транспортным коридором Западная Европа - Западный Китай. Руководство страны понимает, что этот маршрут станет в ближайшее время еще более востребованным, чем сейчас. Во-первых, при всей теплоте российско-китайских отношений Пекин не готов полностью ставить себя в зависимость от российского маршрута. Во-вторых, китайцы хотят за счет увеличения транзита придать стимул развития своим западным территориям, особенно Синьцзян-Уйгурскому автономному району (СУАР).

Для реализации изложенной программы Казахстан планирует потратить около 15 миллиардов долларов. Однако очевидно, что столь масштабные планы требуют куда больших инвестиций. И тут у Астаны есть определенное преимущество перед той же Москвой. В отличие от России, Казахстан не включен в санкционные списки, поэтому казахстанские власти надеются привлечь к масштабной национальной стройке международные и региональные финансовые институты. Среди институтов, уже выразивших интерес в финансировании проектов, называют Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Всемирный банк и Исламский банк. «Правительство провело переговоры, и я со всеми встретился, уже готовы выделить сумму порядка 9 млрд. долларов», - заявил Нурсултан Назарбаев.

Само по себе привлечение этих уважаемых структур к развитию казахстанской инфраструктуры позиционируется Астаной как доказательство стабильности казахстанской экономики и ее устойчивости к кризисным явлениям. При этом казахстанские власти делают все возможное для привлечения и менее крупных частных инвесторов - в этом году в законодательство страны (в том числе и налоговое) внесены ряд изменений, которые должны стимулировать приток инвестиций в инфраструктурный сектор экономики. Поэтому не исключено, что планируемый объем финансирования программы будет в ближайшее время пересмотрен в сторону увеличения. 

Новости партнеров

Новости партнеров

Tоп

  1. Китай наносит удар по ослабевшему доллару
    Падение стоимости доллара дает Китаю отличную возможность нанести сокрушительный удар по главному оружию геополитического противника
  2. США нашли «изящный» способ рефинансировать огромный госдолг
    США намерена рефинансировать старый долг новым займом под очень близкий к нулю процент. В этом и кроется изначально весь «секрет полишинеля», для чего одной рукой ФРС резко снизила «под кризис» до нуля и надолго процентные ставки, другой свободной рукой финансовая система США спешит элементарно перехватить взаймы как можно больше, и почти бесплатно
  3. Рубль и невидимая рука рынка: что стоит за обвалом национальной валюты?
    Падение курса рубля последовавшее за очередным заседанием ЦБ РФ, вызвало много разговоров, в том числе о девальвации. Однако главный фактор, влияющий на динамику рубля, остался неизменным
Реклама