Компромиссный бюджет

Москва, 01.12.2014
Еврокомиссия представила новый проект бюджета ЕС на 2015 год, однако для его принятия еще потребуется достичь согласия совета ЕС.

Фото: Wiktor Dabkowski/ZUMA

Европейская комиссия опубликовала новый проект бюджета ЕС на 2015 год. Прежний документ был отклонен, так как Совет ЕС и Европарламент не пришли к соглашению по предыдущему тексту документа. Как отмечается в сообщении ЕК, бюджет устанавливает общие экономические и социальные приоритеты ЕС на 2015 год и направлен на поддержание темпов экономического роста и создание новых рабочих мест в регионе.

Таким образом, на этой неделе европейские парламентарии будут обсуждать новые параметры бюджета. Он, в частности, предполагает доходы властей в размере 145,2 млрд евро. Это на 1,8% больше, чем в текущем году. При этом расходы бюджета в 2015 году должны составить порядка 141,3 млрд евро, что на 0,7% больше, чем в 2014 году. Новый бюджет считается компромиссным между тем, что предлагал Европарламент и Совет ЕК.

В конце октября Совет ЕС сообщил, что он отказывается принять бюджет 2015 года, так как его не устраивает ряд положений, в числе которых как расходная, так и доходная статьи. В Совете полагали, что расходы надо повысить как минимум до 146 млрд евро, а сам бюджет должен быть гораздо более стимулирующим экономический рост и создающим больше рабочих мест.

На подготовку нового бюджета ЕК получила три недели, этот срок истек еще 17 ноября, однако решения так и не было найдено. Теперь же парламентариям предстоит обсудить измененные параметры документа. «Новый проект бюджета учитывает точку зрения Европейского парламента и Совета ЕС, обеспечивая тем самым прочную основу для возобновления переговоров», - заявила заместитель председателя Еврокомиссии по бюджету Кристалина Георгиева, подчеркнув, что это «должно помочь решить усиливающуюся проблему неоплаченных счетов».

Основные разногласия между Европарламентом и советом ЕС по поводу бюджета заключались в том, что первый хотел более значительно, по сравнению с 2014 годом увеличить расходы (на 7,8% вместо предложенных на текущий момент на 3,3%), указывает руководитель аналитического отдела «Golden Hills-КапиталЪ АМ» Наталья Самойлова. Совет ЕС настаивал на ориентации на экономический рост, который должен ускориться в Европе в следующем году. Именно в связи с этими ожиданиями и были требования включить в проект расходы на создание новых рабочих мест и инвестиции в научные исследования. И в рамках нового проекта эти требования выполняются, хотя корректировки, по сути, носят незначительный характер, что может вновь не устроить совет.

Основные разногласия между парламентом и советом ЕС, объясняет управляющий активами TNO Capital Александра Лозовая, связаны со стремлением условного «Севера» продолжить курс на усиление финансовой дисциплины условного «Юга». В бюджет закладывается относительно низкий рост расходов, что указывает на продолжение курса фискальной консолидации, которая, по всей видимости, в основном затронет расходы в «проблемных» странах-членах валютного союза. Определенных целей удалось достичь - бюджетные дефициты проблемных стран сократились в среднем с 24% в 2011 году до 11% в 2014, согласно Annual Growth Survey.

В то же время уровень безработицы в таких странах как Испания и Греция по состоянию на август 2014 года составляли 24,8% и 26,8% соответственно. Для сравнения, в Германии уровень безработицы немногим более 5%. Отсюда и разногласия. Положительное влияние на экономику еврозоны (хотя и краткосрочное) должно оказать снижение курса евро, полагает Лозовая.

Между тем, Еврокомиссия отмечает, что новый план доходов и расходов властей региона будет способствовать бюджетной консолидации, которая уже началась: средний бюджетный дефицит в ЕС сократился за три года с 4,5% ВВП в 2011 году до приблизительно 3% ВВП в 2014 году. Эти показатели отражают финансовые улучшения, которые сыграли важную роль в восстановлении доверия к устойчивости государственных финансов и стабилизации финансовой ситуации в регионе, уверены в ЕК.

В некоторых странах, отметили также в комиссии, существует риск несоблюдения параметров бюджета, от чего, в свою очередь, будут зависеть возможные действия властей. В частности, в отношении Франции, Италии и Бельгии Еврокомиссия изучит ситуацию в начале марта 2015 года. Эти три государства обязаны принять и реализовать ряд структурных реформ для активизации экономического роста уже к началу 2015 года. Ожидается, что это будет иметь положительное влияние на устойчивость государственных финансов в среднесрочной перспективе.

Кроме того, Еврокомиссия приводит примеры эффективных структурных реформ в государствах-членах. К примеру, Португалией был начат ряд реформ в области рынка труда, в результате чего уровень безработицы снизился только за год примерно на 2 процентных пункта. Польша инициировала реформу облегчения доступа к регулируемым профессиям. Доступ к 50 профессиям, в том числе к работе адвокатами, нотариусами, агентами по недвижимости и водителями такси, был либерализован в рамках первой волны реформы в 2013 году. Решения, затрагивающие 91 профессию, были приняты польским парламентом в апреле 2014 года, а дерегулирование еще 101 профессии планируется в начале 2015 года. В свою очередь, Италия реализовала комплекс мер в 2013 году, направленных на повышение конкуренции и прозрачности рынков газа и электроэнергии. Инициативы, предпринятые итальянским правительством, помогли решить давнюю проблему высоких цен на энергоносители в Италии и позволили снизить цены на энергию для конечных пользователей.

Пока в целом создается впечатление, что новый бюджет ЕС будет достаточно сбалансированным, говорит аналитик МФЦ Анна Линевская. В то же время, предупреждает она, от документа не стоит ждать чудес, так как для стимулирования рынка труда нужны длительные направленные инвестиции. Сомнительно, что «центр» будет заниматься расходными статьями каждого отдельного государства - ввиду сокращения глобального спроса, доходная часть может сузиться на 2-5% в среднем, и это нормально. Плюс ко всему, не будет забывать об обоюдоострых санкциях против России - страны Евросоюза тоже несут определенные убытки из-за сокращения торговых потоков. Вероятно, год будет сложным, но не критичным, рост рынка занятости уверенными темпами начнется к финалу 2015 года.

Так или иначе, предупреждает Наталья Самойлова, если до 17 декабря решение не будет принято, ЕС придется работать в рамках «правила двенадцати», согласно которому расходы блока будут финансироваться на помесячной основе, то есть будет использоваться 1/12 суммы бюджета 2014 года, скорректированного с учетом инфляции. Если это произойдет, это значительно подорвет позиции ЕС и поставит под вопрос ее способность функционировать. Кроме того, ни одна новая инициатива, бюджет на которую не был заложен в 2014 году, не будет реализована.

И все же консенсус наверняка будет достигнут, уверен главный специалист отдела ценных бумаг банка «Интеркоммерц» Иван Кибардин. Представители как Еврокомиссии, так и Совета ЕС понимают, насколько важно в такой непростой ситуации как сейчас не усугубить ее еще сильнее, говорит эксперт. Именно поэтому при составлении нового проекта представители ЕК учитывали взгляды обеих сторон. 

Читайте мнения экспертов, прогнозы и аналитические материалы на страницах Эксперт-Онлайн и в социальных сетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Livejournal и Одноклассники

У партнеров




    О подходах к цифровой трансформации металлургических предприятий

    Курс на цифровизацию металлургических предприятий сохранится и в 2020 году. Такие лидеры отрасли, как «Норникель», «ММК», «НЛМК», «Северсталь», «Евраз» уже начали реализовывать инвестиционную программу и делать конкретные шаги к цифровому будущему

    «Норникель»: впереди десять лет экологической ответственности

    Компания впервые представила беспрецедентную стратегию на десять лет, уделив в ней особое внимание экологии и устойчивому развитию

    Мы хотим быть доступными для наших покупателей

    «Камский кабель» запустил франшизу розничных магазинов кабельно-проводниковой и электротехнической продукции

    «Ни один банк не знает лучше нас, как работать с АПК»

    «На текущий момент АПК демонстрирует рентабельность по EBITDA двадцать процентов и выше — например, производство мяса бройлеров дает двадцать процентов, а в растениеводстве и свиноводстве производители получают около тридцати процентов», — говорит первый заместитель председателя правления Россельхозбанка (РСХБ) Ирина Жачкина
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Может статься, России не нужен газовый контракт с Украиной
      В прогнозе о заключении соглашения с Украиной премьер-министр Дмитрий Медведев сослался на Ильфа и Петрова
    2. Курс евро сильно удивит
      Единая европейская валюта может удивить высокими темпами восстановления в следующем году.
    3. Газовый смарт-грид
    Реклама