Стройка века

Сергей Мануков
корреспондент Expert.ru
23 декабря 2014, 17:36

В Никарагуа начали рыть канал между Тихим и Атлантическим океанами. Начало грандиозного строительства сопровождается бурными демонстрациями противников Никарагуанского канала.

Фото: Xu Lei/Xinhua/ZUMA

Акции противников Никарагуанского канала, который свяжет Атлантику с Тихим океаном и, по замыслу строителей, станет конкурентом Панамского канала, не стихали весь подготовительный период. Сейчас же, когда работы наконец начались, они резко усилились.

Демонстрации протеста прошли по всей без малого 300-километровой длине будущего канала, строительство которого оценивается в 50 млрд. долларов. Во многих местах произошли столкновения протестантов с полицией.

Против канала, который, надеются в Манагуа, даст мощный толчок развитию никарагуанской экономики, выступают как защитники окружающей среды, которой он может нанести большой ущерб, так и скептики, считающие, что надежды на экономическое чудо сильно преувеличены и что это будет убыточный проект несмотря на то, что он запроектирован на проход судов большего водоизмещения, чем Панамский канал.

Главные опасения никарагуанцев вызывает озеро Манагуа, главный источник пресной воды в стране, которое может загрязнить стройка.

Большинство жителей этой центрально-американской страны не доверяют экспертизе проекта, проведенного британской консалтинговой компанией Environmental Resources Management. Результаты экспертизы, утверждающей, что строительство не нанесет существенного вреда окружающей среды, были закрыты от никарагуанской общественности.

Критики обвиняют правительство Даниэля Ортеги, президента Никарагуа, в коррупции и в слишком быстром принятии проекта. Конечно, недовольны и 29 тыс. никарагуанцев, дома которых будут снесены в ходе строительства. Их необходимо переселить, и они боятся, что получат недостаточную компенсацию.

Главным подрядчиком строительства Никарагуанского канала является гонконгский консорциум HK Nicaragua Canal Development Investment Co Ltd (HKND). Управлять каналом китайцы будут ровно полвека после ввода его в эксплуатацию, после чего концессию можно будет продлить при обоюдном согласии сторон. Первые 10 лет правительство Никарагуа будет получать по 10 млн. долларов. Затем расчеты перейдут на проценты от прибыли, начиная с чисто символического 1% и заканчивая цифрами, которые держатся в тайне. После истечения срока концессии HKND передаст правительству канал со всеми зданиями, постройками и инфраструктурой.

На все упреки и обвинения никарагуанские власти отвечают примерами ожидаемых выгод, которые принесет Никарагуанский канал стране. Грандиозная стройка, которая продлится от 6 до 10 лет, создаст не менее 40 тыс. рабочих мест. По расчетам правительственных экономистов, он позволит вдвое увеличить душевой доход никарагуанцев. 

Читайте мнения экспертов, прогнозы и аналитические материалы в социальных сетях:  ВКонтакте, Twitter,  Одноклассники Facebook, Livejournal и на страницах Эксперт-Онлайн