Три фронта Европы

Москва, 09.12.2014

Голосование в Европарламенте по вопросу раздела  сервисов высокотехнологичных компаний, которое затрагивает, прежде всего,  деятельность Google, показало, что противостояние между Европой и американскими IT-гигантами вступила в новую стадию - конфликт усилился.

По ту сторону Атлантики, в штаб-квартирах американских высокотехнологичных транснациональных компаний прекрасно понимают, что главные препятствия для дальнейшей экспансии их бизнеса могут возникнуть не на Дальнем Востоке или в Юго-Восточной Азии, а в Европе. Старый Свет вступил с американским высокотехнологичным бизнесом в жесткое противостояние, ради чего, позабыв о разногласиях, объединились практически все европейские государства, включая самых верных политических союзников США.

Первый фронт, на котором разворачивается борьба, это, конечно же, экономика. В Европе недовольны тем, что сейчас, не в самые лучшие времена для континента, значительная часть доходов, ранее достававшихся европейским компаниям, уходит в Силиконовую долину. Тревожит Брюссель и то, что нынешняя ситуация может спровоцировать эффект домино, когда следом за IT-сектором американцы начнут доминировать и в других сферах экономики. Например, в автомобильном производстве.

Ставки очень высоки. Достаточно сказать, что половину роста производительности труда в Европе, согласно исследованию Еврокомиссии, дают инвестиции в информационные и коммуникационные технологии.

Первый раунд – сражение за перспективный рынок IT Европа уже вчистую проиграла. Рыночная оценка пяти крупнейших американских высокотехнологичных компаний: Apple, Amazon, Facebook, Google и Microsoft составляет 1,8 трлн. долларов в то время, как стоимость всех 30 компаний, составляющих крупнейший немецкий индекс DAX, не превышает и 1,3 трлн.

Второе направление, где произошел раскол между Старым и Новым Светом – культурная политика. Несмотря на совпадение многих стратегических интересов и то обстоятельство, что Америку населяют в основном выходцы из Европы, культурные ценности двух континентов во многом отличаются. В применении к интернету это в первую очередь заметно в вопросе неприкосновенности частной жизни. В Европе эта ценность более значима и она является важным элементом политической жизни большинства стран ЕС.

Этот ценностный конфликт стал особенно актуальным после откровений Эдварда Сноудена, открывшего европейцам глаза на их союзников и защитников, которые используют все средства для слежения за простыми гражданами и политическими лидерами стран ЕС. Причем, эта слежка нередко ведется при вольной или невольной помощи IT-гигантов и телекоммуникационных компаний США.

Третий аспект противостояния, который, по мнению многих специалистов, не уступает по важности первым двум и даже их превосходит – это непосредственный контроль над интернетом. Не без оснований считается, что главные центры этого контроля находятся именно в Соединенных Штатах.

Большое место в разногласиях занимает и степень контроля властей над IT-бизнесом и разный подход к решению этого вопроса по разные стороны Атлантического океана. В США контроль находится на низком уровне, в Европе бизнес «зарегулирован» значительно сильнее.

Текущая обстановка на всех фронтах сейчас напряженная. Повсеместно идут как крупные сражения, так и бои местного значения. Вчера, например, голландский суд запретил Uber Technologies Inc., компании, которая позволяет находить и заказывать такси в интернете, работать в Нидерландах. Британский министр финансов Джордж Осборн на прошлой неделе объявил о введении так называемого «налога Google», направленного против американских высокотехнологичных компаний. Еще неделей раньше французские и немецкие чиновники, задающие тон в Евросоюзе, договорились о проведении публичного обсуждения поведения IT-гигантов из-за океана.

Можно вспомнить и майское решение Европейского суда в Люксембурге о ставшем уже знаменитым праве европейцев «быть забытыми», по которому жители Старого Света могут требовать у поисковых систем убирать ссылки на не устраивающие их по тем или иным причинам материалы.

Все это происходит на фоне регулярных претензий европейских налоговиков, утверждающих, что американцы пользуются самыми разнообразными схемами и лазейками в европейском законодательстве и недоплачивают налоги в Старом Свете.

Американским IT-гигантам Европа нужна, потому что они уже исчерпали возможности быстрого роста дома и стремятся сохранить высокие темпы за рубежом. Конечно, в борьбе с европейскими властями они несут потери. Аналитики на Уолл-стрит постоянно говорят о рисках для них, вызванных высокой степенью регулирования в Европе. Причем, из теоретических рассуждений и анализов последствия начинают переходить в область практики. Например, Bank of America Merrill Lynch не далее как в минувшую пятницу понизил акции Google как раз на основании рисков, которые несут европейские регуляторы. Если в 2012 – 13 годах стоимость акций Google выросла на 75%, то в этом, главным образом, из-за сложностей в Европе она упала как минимум на 5.

Конечно, американские власти полностью поддерживают свои компании и пытаются давить на Брюссель, но здесь имеет место быть один из очень редких случаев, когда европейцы оказывают Белому дому активное сопротивление. Вопрос о взаимоотношениях между Брюсселем и членами ЕС и американскими IT-гигантами является одним из наиболее серьезных спорных моментов, который тормозит подписание соглашения о зоне свободной торговли между Америкой и Евросоюзом.

Новости партнеров







Цифровизация на основе немецких технологий

Немецкие и австрийские компании имеют значимые компетенции в области разработки и внедрения современных ИТ-решений. О том, к каким из них российский бизнес проявляет особый интерес, рассказывает управляющий партнер австрийско-немецкой компании msg Plaut в России Вольфганг Кестлер

С бизнесом будут держать совет

Московские власти создали площадку, которая поможет объединить усилия бизнеса и города в восстановлении экономики после пандемии и выработке долгосрочной стратегии развития столицы. Уже сейчас экспертам очевидно, что главной точкой роста при этом должна стать реализация национальных проектов

«Организационный иммунитет» для компании

Условия пандемии заставляют компании адаптироваться к новым непростым рыночным условиям. О том, как успешно перестроить бизнес-процессы в соответствии с новыми реалиями потребительских предпочтений, рассказывает Сергей Ким, генеральный директор ООО Миле СНГ, представительства немецкого производителя бытовой и профессиональной техники премиум-класса Miele в России

ЮУрГУ получил первый на Урале нейрокомпьютер

Леонид Соколинский — о новейшем нейрокомпьютере на Урале, о будущем нейросетей и искусственного интеллекта

ММК серьезно нарастил чистую прибыль и доходность для акционеров

После снижения основных финансовых показателей во втором квартале 2020 года, вызванного последствиями пандемии коронавируса, по итогам третьего квартала Группа ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» существенно нарастила выручку, чистую прибыль и свободный денежный поток
Новости партнеров

Tоп

  1. Курс доллара: названа главная опасность для рубля
    Результаты президентских выборов в США, считают западные аналитики, важнее для «здоровья» рубля, чем даже состояние российской экономики.
  2. Турция копает под «Газпром»
    Турецкие спецслужбы арестовали шестерых сотрудников бывшей «дочки» российской газовой компании, обвинив их в шпионаже в пользу России
  3. Валютные депозиты вновь популярны
    Свой коллективный прогноз валютного курса сделали вкладчики российских банков, нарастивших долю сбережений, хранимых ими в валюте
Реклама