Движению электричек ставят границы

Александр Лабыкин
обозреватель журнала «Эксперт»
4 марта 2015, 17:07

Несмотря на жесткую критику президента и оперативную реакцию на нее правительства, многие маршруты электричек все же могут исчезнуть. Речь идет об электричках, перевозящих целый миллиард пассажиров в год, пересекающих по пути следования границы субъектов федерации. Это может произойти в случае создания регионами отдельных от РЖД компаний-перевозчиков.

Фото: Александр Рюмин/ТАСС

Без создания плана транспортного обслуживания и согласования в Минтрансе России регионы не смогут создать свои пригородные пассажирские компании, считают в РЖД. А межрегиональные перевозки электричками в случае обособления регионов исчезнут вовсе. О создании собственных региональных перевозчиков в пригородных направлениях руководство Ульяновской и Липецкой областей объявило в начале февраля на фоне скандала с массовым закрытием маршрутов пригородных поездов (всего закрыто более 200). Причиной стали долги регионов перед РЖД за инфраструктурные услуги: доля их платежей выросла с 1% до 25% (сейчас планируется вернуть прежние пропорции).

Сейчас по всей стране перевозки на электричках с 2011 года осуществляют ППК, созданные РЖД совместно с регионами. Последние как соучредители планируют в бюджетах сумму компенсаций для РЖД, которой принадлежит фактически все: пути, вагоны, диспетчерские, локомотивные бригады, депо и прочее.

Теперь в Ульяновской области планируется создать ОАО «Ульяновская Пассажирская Компания», парк которой власти намерены сформировать за счет передачи по остаточной себестоимости моторвагонного подвижного состава Куйбышевской железной дороги. По мнению министра строительства, ЖКК и транспорта Андрея Тюрина, все это должно  существенно снизить затраты на пригородные перевозки. Регион уже ведет с РЖД переговоры по «организации транспортного обслуживания», видимо, речь дет о сумме за аренду всей инфраструктуры.

«РЖД может сдать в аренду частной или региональной компании вагоны и в ряде случаев депо, вот только стоить это будет примерно столько же, сколько заложено в экономически обоснованных затратах перевозчиков, - пояснил «Эксперт Online»  заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. –Поэтому причин для экономии, кроме самых незначительных, я вообще не вижу, впрочем расчеты они не показывают. Кроме того, замена одного перевозчика на другого не добавит доходов в региональный бюджет и не сможет в разы снизить объем потребного субсидирования. Необходимы иные, системные меры».

Долг той же Ульяновской области по субсидиям - 143 млн рублей. Теоретически этого должно вполне хватить на аренду вагонов и ремонт, а значит это в принципе целесообразно, но только для центральной части России. «Здесь это снимет межрегиональные конфликты по сумме субсидий, - пояснил «Эксперт Online» старший научный сотрудник Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Павел Зюзин. -  Представьте, что в одном регионе пассажиров много и ему нужные многие направления, в соседнем регионе столько пассажиров нет,  но, поскольку маршрут проходит по его территории, с него также требуют эти субсидии. Когда у каждого будет свой «котел», то  снимется этот конфликт по разделу субсидий. Те, кому надо, вполне смогут оплачивать инфраструктуру РЖД. Если не хватит – либо добавят, либо сократят неэффективные маршруты».

Впрочем, раздел по регионам пригородных направлений может нарушить многие межрегиональные перевозки. «Пригородное сообщение связывает отдельные регионы между собой. Непонятно, как при создании пригородной компании в одном регионе будут осуществляться межсубъектовые перевозки, выполняться все требования норм безопасности с точки зрения отдыха локомотивных бригад, обслуживания поездов и т.д.», — выразил озабоченность представитель РЖД в интервью РИА Новости.

«Если региональному оператору станет невыгодно направление в соседний регион, он его просто не будет организовывать, поэтому многие такие направления исчезнут. – считает Владимир Савчук. - Но именно поэтому сейчас важно, чтобы регионы представили в правительство план транспортного обслуживания населения. Например, в Центре России есть больше возможности заменить некоторые электрички автобусами, где-то, как в Карелии или Забайкальском крае, для этого попросту нет дорог и так далее».