«Роснефть» вкладывает инвестиции в развитие высоких технологий

Москва, 20.07.2015
Андрей Фролов, главный редактор журнала «Экспорт вооружений»

НК «Роснефть», итальянский концерн Finmeccanica и АО «Вертолеты России», которое входит в группу компаний «Ростех», подписали соглашение о реорганизации совместного предприятия Helivert (паритетное СП между дочерним предприятием Finmeccanica S.p.A. AgustaWestland S.p.A. и «Вертолеты России»).

Изменение структуры СП предполагает вхождение «Роснефти» в его в уставной капитал, что приведет к изменению долей участия партнеров в совместном предприятии. Компания AgustaWestland станет держателем 40% доли (на данный момент 50%), «Вертолеты России» - 30% доли (на данный момент 50%), «Роснефть» - 30% доли.

Стороны договорились обеспечить существенный уровень локализации производства вертолетов модели AW189 на российской территории (не менее 50 %). И это, безусловно, станет мощным стимулом для развития вертолетостроения в РФ, создаст дополнительные рабочие места и позволит «Роснефти» получить новые компетенции, необходимые для развития шельфовых проектов. После завершения процедуры вхождения нефтяной компании в СП, она планирует разместить якорный заказ на производственных мощностях предприятия на поставку 150 вертолетов. Кроме того, «Роснефть» и AgustaWestland подписали соглашение на поставку 10 вертолетов AW189 в срок до 2017 года.

Многоцелевой вертолет AW189, производства компании AgustaWestland, относится к промежуточному классу с максимальной взлетной массой 8,3 тонны. Вертолет разработан специально для офшорных полетов и поисково-спасательных операций, также выполняет транспортные, пассажирские и другие перевозки. Стандартный салон AW189 рассчитан на перевозку 16 пассажиров. Максимальная крейсерская скорость — 287 км/ч, максимальная дальность полета (с дополнительными баками) — 600 морских миль (1111 км). Стоит отметить, что запуск сборки вертолета AW189 является уже вторым крупномасштабным проектом, реализация которого будет осуществляться на базе завода Helivert (С июня 2012 года на совместном предприятии была запущена сборка среднего двухдвигательного вертолета AW139 со взлетной массой 6400/6800 кг. В декабре того же года первый AW139 российской сборки поднялся в воздух и совершил свой первый полет).

Стратегическое партнерство «Роснефти» с итальянским концерном Finmeccanica – далеко не единственный проект, который предусматривает инвестиции нефтяной компании в развитие высоких технологий. В начале июля чиновники Министерства экономического развития РФ дали положительное заключение по вопросу о возможном финансировании проекта создания судостроительного комплекса "Звезда" за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Напомним, что заявку на выделение 89 млрд руб под этот проект подала именно «Роснефть».

Необходимость займа объясняется задачами по импортозамещению производства судов и сложной морской техники, необходимых для развития российских шельфовых проектов. Также отмечается, что реализация данного проекта позволит сформировать новый промышленный кластер на Дальнем Востоке России и будет иметь значительный мультипликативный эффект для целого ряда смежных отраслей. Общая стоимость строительства полноценного судостроительного комплекса на базе «Звезды» в период 2010-2024 гг. оценивается в 145,5 млрд руб. А значит «Роснефть» самостоятельно выражает готовность привлечь более половины от необходимой суммы.

Две недели назад стало известно о том, что «Роснефть» будет сотрудничать с голландской судостроительной компанией Damen Shipyards Group в развитии судостроения на Дальнем Востоке. Речь идет об участии в проекте судостроительного комплекса «Звезда», который с 2013 года находится под управлением консорциума «Роснефти» и «Газпромбанка» (контрольный пакет остался у ОАО «Объединенная судостроительная корпорация»).

Damen Shipyards Group является компанией мирового уровня, производства которой расположены в нескольких странах, включая Китай, Польшу и Турцию. До сегодняшнего дня голландская фирма не строила крупных кораблей. Основными типами проектируемых судов были патрульные катера, буксиры и корабли вспомогательного флота. Проекты Damen Shipyards Group покупаются в виде лицензий и воспроизводятся пиратским способом, что говорит о том, что с технологической точки зрения они прекрасно проработаны. Поэтому сотрудничество с голландцами может дать «Звезде» необходимые компетенции и технологии, и, возможно, новые заказы. Не будет и столкновения интересов, которое имело место, когда в проекте создания новой российской верфи принимал участие южнокорейский судостроительный консорциум Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME).

Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на ухудшение мировой конъюнктуры нефтяного рынка, руководство «Роснефти» не отказывается от развития производств с высокой добавочной стоимостью. И хотя голландская компания специализируется на строительстве вспомогательного флота, не исключено, что со временем «Роснефти» удастся привлечь других партнеров, которые помогут ей в реализации проектов по строительству на заводе «Звезда» крупных судов: танкеров водоизмещением до 350000 т и танкеров-газовозов высокого ледового класса до 250000 куб. м, буровых платформ различных типов, специальных судов спусковым весом до 29000 т. Продолжение развития судоверфи – это, безусловно, инвестиции в будущее.

Важность «Звезды» не только для нефтяной компании, но и для всей страны объясняется следующими обстоятельствами. В 2013 году только Объединенная судостроительная корпорация обещала «Роснефти» к 2020 году построить около 50 буровых платформ, более 80 танкеров и 200 вспомогательных судов для освоения шельфа. «Газпром» к этому же сроку нуждался в 10 буровых платформах, 20 газовозах и 80 единицах вспомогательного флота. Очевидно, что такой объем заказов был невыполним для имеющихся судостроительных мощностей, в значительной степени загруженных гособоронзаказом, тем более в условиях отсутствия в стране стапелей, способных строить супертанкеры (до вхождения в состав России крымского судостроительного завода «Залив» имевшихся только на двух заводах – ООО «Балтийский завод – Судостроение» и ОАО ПО «Северное машиностроительное предприятие»).

Особую роль «Звезда» играла применительно к реалиям российского Дальнего Востока, где после развала СССР судостроительная промышленность стремительно деградировала, проходила деиндустриализация региона. Тихоокеанский флот, фактически, был лишен необходимой судостроительной и судоремонтной базы. 
Стоит отметить, что даже имеющиеся крупные судостроительные предприятия (Амурский и Хабаровский судостроительный заводы) не могут обеспечить потребности компаний, осваивающих шельф. Тот факт, что они находятся на реке Амур, значительно усложняет постройку кораблей и приводит к ее удорожанию, а также лимитирует водоизмещение и размеры строящихся судов. Наиболее ярко возможности местной промышленности были продемонстрированы при нашумевшей достройке атомной подводной лодки проекта 971И «Нерпа» для передачи в аренду ВМС Индии, а также местный долгострой - корвет «Совершенный» проекта 20380, заложенный еще в 2006 г. и до сих пор не переданный флоту.

Аналогичная ситуация сложилась и в судоремонтной отрасли. Несмотря на то, что Дальневосточный завод «Звезда» активно ремонтировал имеющиеся типы атомных подводных лодок, ремонт затягивался по срокам, и, видимо, не отличался высоким качеством, что вынудило транспортировать тихоокеанские АПЛ на западном транспортном судне в Северодвинск для проведения их ремонта и модернизации. Очевидно, что с проблемами качественного ремонта и обслуживания столкнулись бы и гражданские корабли, которые были бы вынуждены строить, обслуживать и ремонтировать свой флот за рубежом. То есть, как видно, строительство нового Судостроительного комплекса «Звезда» по сути не имеет альтернативы и фактически представляет собой пример частно-государственного партнерства, хотя со своей спецификой. Показательно, что этот пример демонстрирует работу «Роснефти» не только в области добычи нефти, но и развитии высокотехнологичных производств. 
Надо сказать, что в этой области «Роснефть» в некоторых случаях является первопроходцем в России. И наиболее ярким примером является описанное выше соглашение о стратегическом партнерстве с итальянским концерном Finmeccanica.

Другим примером развития высокотехнологичных производств может служить подписание в июне 2015 года Соглашения о сотрудничестве между «Роснефтью» и Госкорпорацией «Росатом». В рамках Соглашения будет разработана и утверждена Программа научно-технического сотрудничества ОАО «НК «Роснефть» и ГК «Росатом», причем особо подчеркивается упор на импортозамещение в рамках совместной работы. Эта деятельность планируется в следующих областях - технологии и оборудование для проведения геологоразведочных работ; поддержка освоения и эксплуатации шельфовых месторождений в зоне арктических морей, в том числе обеспечение ледокольной проводки судов и морской техники при проведении разведки и добычи нефти и газа судами ФГУП «Атомфлот»; системы контроля и измерения параметров технологических процессов; энергоэффективность, промышленная безопасность и охрана окружающей среды.

Подводя итог можно прийти к выводу о том, что ОАО «НК «Роснефть» активно инвестирует в создание в России различных высокотехнологичных производств, которые в первую очередь будут служить интересам компании и способствовать снижению рисков в случае дальнейшего расширения и ужесточения экономических и технологических санкций против России. Самым крупным и важным является проект создания Судостроительного комплекса на Дальнем Востоке, который в случае успешной реализации станет крупнейшим и наиболее продвинутыми судостроительным предприятием России. С учетом уже вложенных в проект средств его приостановка принесет огромные убытки, а также лишит страну собственной полноценной судостроительной и судоремонтной базы на Дальнем Востоке. К тому же, регион не досчитается более 10 тысяч квалифицированных рабочих мест. И с этой точки зрения привлечение любых партнеров, тем более компетентных, является шагом вперед и может всячески приветствоваться.

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара пробил невероятный уровень
      Курс доллара пробил невероятный уровень
    2. Лидер прошедшей в Европарламент партии из Нидерландов сделал громкое заявление по катастрофе MH17
      Лидер прошедшей в Европарламент партии из Нидерландов сделал громкое заявление по катастрофе MH17
    3. Зеленский впервые высказался по поводу «Северного потока-2»
      Зеленский впервые высказался по поводу «Северного потока-2»
    Реклама