Бюджет без правил

Москва, 10.09.2015
На заседании правительства одобрены поправки в Бюджетный кодекс, разрешающие подготовить однолетний бюджет на 2016 год без бюджетного правила. Соответствующий законопроект в четверг отправлен на рассмотрение в Госдуму.

Александр Астафьев/пресс-служба правительства РФ/ТАСС

На заседании правительства были одобрены поправки в Бюджетный кодекс, которые разрешают подготовить однолетний бюджет на 2016 год и останавливают действие бюджетного правила. Сегодняшнее предложение по сути стало компромиссом между позицией Минфина, который хотел ужесточения бюджетного правила, и Минэкономики и соцблока, предлагавших его смягчить. Ранее власти планировали бюджет на три года.

В четверг стало известно, что правительство уже внесло в Госдуму законопроект об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы РФ на 2016 год. Документ предусматривает отказ от применения бюджетного правила на следующий год. Необходимость изменений в правительстве объясняют «высокой волатильностью на финансовых и сырьевых рынках, повышением рисков надежности показателей прогноза социально-экономического развития РФ и реалистичности расчета доходов и расходов федерального бюджета».

Стоит напомнить, что бюджетное правило в России работает с 2013 года. Оно заключается в том, что на основе средней цены на нефть за предыдущие годы высчитывался предельный объем госрасходов. Он был основан на сумме доходов плюс дефицит бюджета в размере не более 1% ВВП. По сути высокие нефтедоходы не могли направляться на расходы и уходили в Резервный фонд. Сейчас же, когда цены на нефть резко снизились, бюджетное правило не работает, потому что реальные доходы оказываются ниже цены отсечения – ранее средняя цена на нефть достигала 90 долларов, тогда как сейчас ее прогноз составляет около 50 долларов. Получается, что при высоких ценах на нефть это правило работало в одну сторону - на сдерживание роста расходов бюджета, за что его многие критиковали, а когда цены на нефть упали, правило ограничило гибкость правительства в бюджетном планировании.

В отношении приостановки бюджетного правила до следующего года глава правительства Дмитрий Медведев заявил, что этот механизм свою роль позитивную сыграл. «Он позволял формировать суверенные фонды, резервный фонд, фонд национального благосостояния, чтобы обеспечить стабильность финансовой системы, выполнять социальные обязательства, что и было сделано. «Но при таких низких ценах на нефть резервы мы должны сейчас беречь и в большей степени опираться на другие источники», – подчеркнул премьер.

Законопроектом также предусматривается, как и было объявлено, сдвинуть сроки внесения проекта бюджета в Госдуму на конец октября. «В этом году бюджет будет особенным, он свёрстан на один год, как мы и договаривались. Ситуация и внутри нашей экономики, и в мировой экономике остаётся весьма сложной и непредсказуемой. Мы уже возвращались к однолетнему циклу бюджетного планирования. Высокая волатильность на рынках снижает надёжность расчётов по доходам и расходам, и переход с трёхлетнего цикла – временный переход, ещё раз подчеркиваю, – на годовой позволит в настоящий момент опираться на более точный прогноз основных макроэкономических показателей и учитывать текущие тенденции», – указал Медведев.

Премьер также озвучил статистику, согласно которой доходы федерального бюджета превысили 6,6 трлн рублей – почти на 3% больше, чем прогнозировалось. При этом впервые за несколько лет больше половины доходной части, около 55%, сформировано за счёт доходов ненефтегазового характера. В первой половине года дефицит федерального бюджета составил порядка 800 млрд рублей, или 2,3% ВВП продукта. С одной стороны, объяснил Медведев, из-за снижения цен на основные сырьевые товары наши доходы от экспорта сократились, с другой, довольно много бюджетных средств в этом году мы вынуждены были использовать на поддержку банковской системы, реального сектора, обеспечение сбалансированности региональных бюджетов, сохранение стабильной ситуации на рынке труда.

По данным премьер-министра, на сегодняшний день утверждено более 40 программ, а именно 44 ФЦП и одна подпрограмма, по наиболее важным для нашей страны направлениям, на их реализацию в текущем году планируется выделить около 1 трлн рублей по открытой части бюджета. «Это солидные средства, тем более если учитывать весьма жёсткие бюджетные ограничения. В то же время эффективность их использования, как это, к сожалению, у нас и ранее бывало, оставляет желать лучшего», – заявил Дмитрий Медведев.

При этом, по оценке Минэкономразвития, только по половине ФЦП можно назвать работу эффективной, по 22 ФЦП деятельность оценивается как средняя, удовлетворительная, по двум программам результаты неудовлетворительные.

Так что экономии и однолетнему бюджету быть. «По понятным причинам ситуация сложная. Мы вынуждены серьёзно сокращать расходы, и вопрос о том, как используются государственные деньги, имеет особое значение сегодня. Нам нужно понимать, насколько эффективно работают все инструменты, где можно и нужно сэкономить. В том числе такая оценка нужна и для того, чтобы грамотно спланировать бюджет на следующий год», – заключил Дмитрий Медведев.

Между тем, эксперты видят риски в этих изменениях. «На мой взгляд, – говорит директор аналитического департамента ИК «Golden Hills-КапиталЪ АМ» Михаил Крылов, происходящее в бюджетной сфере отражает кадровый голод в российском министерстве финансов. Минфин больше не может верстать бюджет на основе цен около 70-80 долларов за баррель – фактическая цена нефти на треть ниже. По оценке эксперта, правительству нужно сократить бюджет не на 2,5-3%, а на 10-12%. Но для российской экономики это опасно, потому что ограничивает государственный стимул.

Для нашей экономики отмена бюджетного правила - настоящая катастрофа, чреватая потерей инерции роста в тех сферах, в которых она была, считает Михаил Крылов. Например, в потребительском секторе и промышленности для импортозамещения. Каждый рубль потраченных средств в России имеет мультипликативный эффект. Это означает, что экономика ощущает на себе 10%-ное сокращение расходов так, будто это 50%-ный секвестр. 

Факт отмены бюджетного правила, скорее всего, указывает на то, что государственные расходы будут сокращаться более быстрыми темпами, считает директор Центра макроэкономических исследований аутсорсинговой компании Интеркомп Станислав Скакун.  С одной стороны, это позволит поддержать более высокие уровни финансовых резервов и внесет вклад в сдерживание инфляции, а значит в совокупности окажет поддержку ослабляющемуся рублю. Но с другой, регулирование курса рубля – задача не правительства, а задача Центрального банка, такими мерами, как сокращение бюджетных расходов, восстановить курс валюты нельзя, возможно лишь замедлить его падение.

Надо помнить и о том, что расходы бюджета являются значимым фактором динамики ВВП, и важными источником доходов для широких слоев населения, находящихся на обеспечении бюджета. Если правительство действительно пожелает использовать отмену бюджетного правила как повод для сокращения таких расходов, которые ранее сократить было нельзя, то мы можем ожидать дальнейшего ускорения темпов падения ВВП и располагаемых доходов граждан.

Тревожно то, предупреждает Станислав Скакун, что у правительства на самом деле была очевидная альтернатива: воспользоваться низким уровнем государственного долга, увеличить внешние заимствования и профинансировать выпадающие расходы из внешних источников. Так было бы разумно поступить, если текущий спад видится как относительно краткосрочное явление, которое будет пройдено в течение ближайших 1-2 лет. Если же предпочтение будет отдано урезанию расходов, то для нас это сигнал о том, что в ближайшие 1-2 года нет гарантии улучшения макроэкономической ситуации. В общем, если только отсутствие бюджетного правила в текущем бюджетном цикле не является технической ошибкой из-за позднего внесения законопроекта, то экономические последствия такого шага будут негативными, резюмирует эксперт.

У партнеров




    О подходах к цифровой трансформации металлургических предприятий

    Курс на цифровизацию металлургических предприятий сохранится и в 2020 году. Такие лидеры отрасли, как «Норникель», «ММК», «НЛМК», «Северсталь», «Евраз» уже начали реализовывать инвестиционную программу и делать конкретные шаги к цифровому будущему

    «Норникель»: впереди десять лет экологической ответственности

    Компания впервые представила беспрецедентную стратегию на десять лет, уделив в ней особое внимание экологии и устойчивому развитию

    Мы хотим быть доступными для наших покупателей

    «Камский кабель» запустил франшизу розничных магазинов кабельно-проводниковой и электротехнической продукции

    «Ни один банк не знает лучше нас, как работать с АПК»

    «На текущий момент АПК демонстрирует рентабельность по EBITDA двадцать процентов и выше — например, производство мяса бройлеров дает двадцать процентов, а в растениеводстве и свиноводстве производители получают около тридцати процентов», — говорит первый заместитель председателя правления Россельхозбанка (РСХБ) Ирина Жачкина
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Макрон сделал новое громкое заявление по России
      Президент Франции отказывается считать Россию врагом, но не принимает предложение Москвы о моратории на размещение ракет средней и меньшей дальности.
    2. Мир переворачивается на наших глазах
    3. За блокчейн без криптовалют
      В Китае объявили курс на внедрение блокчейн-технологий и следом выступили против местных криптобирж. Цена биткойна сразу обновила полугодовой минимум
    Реклама