В экономике Китая сейчас больше дисбалансов, чем при Mаo Цзэдуне, когда его политика Большого скачка привела к краху страны, считает Ха Цзимин из Goldman Sachs Group Inc. Об этом пишет Блумберг.
Инвестиции в основные средства в КНР в прошлом году составили 46 процентов валового внутреннего продукта, сказал на конференции в Нью-Йорке зампредседателя китайского подразделения Goldman по управлению активами. По его словам, это больше, чем в 1958 году, когда попытка Мао превратить Китай в промышленную державу закончилась провалом.
«Сейчас в экономике больше перекосов и дисбалансов, чем во время Большого скачка», - сказал Цзимин.
Активные инвестиции превратили КНР в одну из наиболее быстро развивающихся экономик 21-го века, при этом они также привели к перепроизводству во многих отраслях, в том числе в сталелитейной и цементной. В результате некоторые проекты могут не принести доходов, достаточных для обслуживания растущей рекордными темпами задолженности. Соотношение инвестиций к ВВП Китая превышает аналогичный показатель конца 1980-х годов в Японии, где еще более двух десятилетий сохранялись вялые темпы роста из-за пузыря на рынке недвижимости, свидетельствуют данные Международного валютного фонда.
Наращивая инвестиции Китай пытается защитить свою экономику от мирового кризиса путем создания более устойчивой модели роста, в которой акцент делается на сектор услуг и внутренне потребление. Однако по результатам этого года Пекину не удастся достичь целевого показателя роста ВВП, вместо запланированных 7% ожидается рост в 6,8%.
Mаo Цзэдун пытался модернизировать аграрную страну за счет мощных инвестиций в госпредприятия, создания крупных колхозов и повсеместному распространению сталеплавильных печей. В конечном счете, как утверждают историки, на фоне небывалой засухи эта политика привела к массовому голоду в стране.
По словам Ха Цзимина, добиться ускорения роста экономики Китая можно, остановив падение цен производителей, устранив перепроизводство и закредитованность. Властям не следует добиваться роста любой ценой, сказал эксперт.
Он также упомянул, что трудности с переводом юаня, которые наблюдаются в последнее время, связаны с ужесточением контроля властей Китая за движением капитала. И если сейчас им удается удерживать стабильность национальной валюты, то в долгосрочной перспективе следует ожидать ослабления юаня, по мере того как торговый баланс будет меняться с профицита на дефицит.