Египет незаменим

Сергей Тихонов
9 ноября 2015, 08:45

Крушение авиалайнера Когалымавиа в Египте очевидно ставит под вопрос весь зимний туристический сезон. Если не восстановить чартерное авиасообщение с этой арабской республикой в короткие сроки, сегмент выездного туризма российского туристического рынка ждет не просто ускоренный спад, а катастрофа, которая приведет к состоянию банкротства большинство туроператоров и турагентов и отбросит развитие индустрии на десятки лет назад.

ТАСС

Красноморские курорты Египта в зимнем периоде с октября по апрель заменить нечем (с запретом полетов произойдет изъятие до 70% всего платежеспособного спроса). Если же окончательно подтвердится версия о бомбе на борту самолета А-321, даже оперативное устранение проблем с безопасностью аэропортов АРЕ и открытие направления в ближайшие две недели, не смогут туда вернуть большую часть российских туристов (до 84% прибывающих в Египет из России – семьи с детьми). Альтернативой может стать лишь масштабная кампания по стимулированию спроса стоимостью сотни миллионов долларов, финансируемая государством, что вряд ли может быть реализовано в условиях стратегии импортозамещения и бюджетных проблем.

Спад выездного туристического рынка России начался с прошлого года на фоне резкой девальвации рубля и запрета силовикам отдыхать за границей. В результате к новому году с рынка ушли 104 туроператора (около 8% общего количества) и 157 компании-турагента (6,5%). Стартовавшая государственная кампания по импортозамещению в отрасли и популяризации внутреннего туризма стоимостью в 1,2 млрд руб. (рекорд в новейшей истории страны), а также сокращение доходов россиян, потребительская неопределенность и выросшая политическая неприязнь к Западу, привели к еще большему спаду выездного сегмента: за полгода 2015 количество выехавших граждан РФ за границу с целью туризма сократилось на 33,8% до 5,49 млн человек, все массовые чартерные направления «просели» до 77%. Такого не было даже в кризисном 2009 году. При этом число компаний, специализирующихся на выездном туризме, за год (с лета 2014-го) уменьшилось с 2086 до 922.   

Весь летний сезон на фоне стремления государства насытить реальный сектор экономик Крыма и Сочи деньгами происходила активная переориентация спроса с выездного на внутренний туризм: в итоге за границу в сезон уехало на 41% россиян меньше, в то время как спрос на отечественные курорты вырос почти на четверть. Однако собственный юг нашей  страны находится в субтропическом климатическом поясе (впрочем как и европейские и турецкие курорты) и в туризме работает лишь летний сезон с мая по октябрь. В зимний период (ноябрь-апрель) на российском туристическом рынке практически полностью господствует Египет – наиболее доступный по цене регион пляжного отдыха, расположенный в тропическом поясе. Если в среднем по году он занимает около 20% рынка, то в зимний период эта цифра возрастает до 75%, поскольку остальные направления либо находятся слишком далеко и перелет до них дорогой (например, Таиланд или Индия) и доступен лишь определенной, ограниченной, социальной прослойке населения, либо расположены в «красной зоне» - с войнами, эпидемиями и в острой фазе политической нестабильности (как Тунис, Ливия и т.д.). Т.е. за исключением лета заменить Египет просто нечем. Поэтому закрытие египетского направления организованного туризма с почти 100%-ой вероятностью обрушит весь рынок, оставив без платежеспособного спроса подавляющее большинство российских туроператоров. И опять же, как в ситуации с революцией 2011 года или кризисом 2009, в наиболее благоприятной ситуации окажутся наиболее крупные компании, бизнес которых диверсифицирован по направлениям и сегментам рынка. Произойдет еще большее укрупнение отрасли – мелкие будут просто уходить с рынка, а крупные заместят убытки от «провальных» направлений прибыльными (например, новыми проектами внутреннего туризма). В целом же российский выездной сегмент ожидает целая волна банкротств и схлопывание спроса до минимальных значений.

Очевидно, что очень многое будет зависеть от политической конъюнктуры. Если официальное закрытие Египта продолжится больше месяца, то удар по рынку будет просто непоправимый – до 60% туроператорского оборота в зимний туристический период приходится на новогодние каникулы, которые просто не успеют забронировать за оставшиеся какие-то недели. В таком случае можно прогнозировать банкротство большинства оставшихся туроператоров и полную ликвидацию выездного туризма как такового, а восстановление отрасли будет крайне болезненным и медленным. Даже при благоприятной макроэкономической конъюнктуре процесс займет несколько лет. Но даже при оперативном (в течение 2 недель) снятии запрета на полеты российских авиакомпаний в АРЕ и активном убеждении целевой аудитории (через ТВ и другие СМИ) о безопасности отдыха в Египте, основная масса туристов не скоро вернется туда, поскольку большинство отдыхающих на Красном море это семьи с детьми (и семейные пары), которые наиболее подвержены влиянию фактора риска. Чтобы понять масштаб сокращения спроса, можно обратиться к опыту соседней страны Туниса, где из-за теракта, в котором пострадали туристы, снижение турпотока в этом году из России составило 75,4 процента. За полгода страну с целью туризма посетило 22,5 тыс. россиян, тогда как в первом полугодии 2014 года это число составило 91,3 тыс. человек.

Как египетские, так и российские власти пытаются избежать коллапса своих туристических рынков и демонстрируют впечатляющую оперативность в устранении проблем безопасности полетов из египетских курортов. Российские эксперты, прибывшие в Шарм-эш-Шейх для аудита безопасности в аэропорту, приступили к работе в понедельник, сообщил заместитель директора аэропорта Шарм-эш-Шейха Хани Рамзи. В предполетной зоне сейчас работают сотрудники российского посольства и МЧС, а также прибывшая в воскресенье из Москвы группа специалистов для проведения аудита безопасности в египетских аэропортах. "Сегодня российские эксперты получили разрешения для проведения необходимых работ, и завтра приступят к деятельности", — сказал Рамзи. Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович сообщил, что в Египет из России уже вылетела первая группа специалистов для проведения аудита безопасности, вторая группа также должна вылететь сегодня, а затем в АРЕ отправится третья группа специалистов. По словам Дворковича, будет проведен аудит во всех основных аэропортах Египта, будут представлены рекомендации по дополнительным мерам.

Опрос участников рынка в основных источниках спроса – Москве и Петербурге – который мы провели за последние два дня, показал неутешительную картину по выездному сегменту: большинство руководителей компаний просто в ужасе от ситуации и, в случае не исправления проблемы прогнозируют обрушение рынка с тяжелыми и далеко идущими последствиями для отрасли. Например, в интервью журналу «Эксперт» директор петербургского агентства «Зона путешествий» Ангелина Курочкина высказалась совсем критически: «Это не просто спад, не просто какое-то конъюнктурное происшествие, как в случае с санкциями, цунами в Тайланде или революцией в Египте в 11 году. Судя по динамике обращений в агентство за последние дни это просто смерть выездного туризма, можно считать, что его уже нет. После крушения лайнера и запрета на полеты в Шарм и Хургаду мы занимаемся только приемом родственников погибших в катастрофе или распитием ароматного кофе с пряниками. Такого даже в 2009 году не было».