Интернет как драйвер экономики

Анна Королева
корреспондент Expert.ru
16 декабря 2015, 11:33
Сергей Ермохин/ТАСС

Дмитрий Медведев принял участие в церемонии открытия 2-й Всемирной конференции по вопросам интернета. Как заявил в своем выступлении глава российского правительства, интернет давно превратился в глобальное явление, которое связывает огромное количество людей на нашей планете и, по сути, целые государства.

Сегодня, отметил Дмитрий Медведев, интернет – это не только уникальное трансграничное пространство. Трудно назвать сферу, которая бы не менялась под влиянием так называемой цифровой революции. Электронные сервисы двигают прогресс в образовании, в науке, в здравоохранении, развивают сектор производства, услуг, трансформируют подходы к государственному и корпоративному управлению, и для нас очень важно думать о том, каким образом, с одной стороны, совместить дух свободы, в котором изначально развивался интернет, и, с другой стороны, необходимость выработки универсальных правил поведения в этой среде.

Если говорить о российском сегменте интернета, в прошлом году он отметил своё 20-летие. Его аудитория, по оценкам российских властей, за последний год увеличилась почти до 80 млн человек, то есть в настоящий момент больше половины населения нашей страны используют интернет, и общий объём интернет-экономики нашей страны оценивается примерно в 2,2% валового внутреннего продукта страны. Многие российские IT-компании, коллективы совершили рывок на международные рынки, они известны на этом рынке.

«Уверен, – сказал Дмитрий Медведев, – что этот сектор и дальше будет активно развиваться, в том числе за счёт электронной торговли, предоставления услуг, включая государственные услуги. Для нашей страны, самой большой по территории, расположенной в 11 часовых поясах, принципиально важно обеспечивать равные условия доступа к всемирной сети, причём делать это на высокой скорости. Ставим перед собой задачу, чтобы почти все наши граждане получили такую возможность в ближайшие годы, так же как и другие государства. Для этого реализуется проект по ликвидации цифрового неравенства – подключение к волоконно-оптической магистрали в удалённых населённых пунктах».

Сейчас все большим спросом будут пользоваться онлайн-приложения, которые позволяют экономить время и деньги, указывает, в свою очередь, генеральный директор PR-агентства PR Partner Инна Алексеева. В их числе поиск дешевых билетов (Skyscanner), заказ такси типа Яндекс.Такси (не надо ждать 30 минут, платишь меньше, чем в традиционном такси), столиков и еды в ресторане (меньше времени на заказ), обучение английскому и другим языкам онлайн, к примеру, EasyTen или SkyEng (дешевле и менее затратно по времени, чем походы в школы), аренда квартир, допустим, через AirBnB. В кризис люди особенно ценят время, считают деньги, поэтому приложения, которые  сэкономить до 40% от стандартной цены продукта или услуги, взорвут интернет-экономику.

Самый мощный сегмент интернет-торговли - розничный: одежда, обувь, детские товары. Именно этот раздел рынка будет расти в первую очередь, полагает управляющий партнер компании Kirikov Group Даниил Кириков. Очень интересная тенденция складывается с продуктами питания - все большим спросом пользуются сервисы поставок продуктов и готовых ужинов. С восстановлением покупательской способности населения этот сектор тоже пойдет в рост серьезными темпами.

Чуть меньший потенциал силы у продаж услуг через интернет - люди хотят видеть людей, а не сухие тексты и описания. Сейчас сектор интернет-торговли действительно немного просел, но у него есть отличная способность быстро восстанавливаться. Потенциал роста продаж через интернет одежды и аксессуаров - порядка 2-4% ежегодно, начиная с середины 2016 года, сектор продажи продуктов питания и готовых боксов может расти более энергично, до 8-9% ежегодно при условии адаптации под потребительский спрос. Сектор продажи интернет-услуг еще 10-12 месяцев будет оставаться на текущих позициях, заключает Даниил Кириков, а в 2016 году рост здесь будет минимальным, 0,5-1%.