Автомобильная вторичка держит экономический удар

Особенностью вторичного автомобильного рынка в России является то, что большая часть сделок покупки-продажи происходит по старинке, из рук в руки. У организованных форм продаж, по некоторым оценкам «сумасшедший потенциал роста».

Интерпресс/ Сергей Бертов/ТАСС

Покупатели автомобилей в России к концу года больше ориентируются на рынок машин с пробегом. Последний хоть и сокращается, однако не так существенно, как реализация новых машин в дилерских центрах. Об этом говорят данные компании «Автостат», согласно которым по итогам ноября объем рынка легковых автомобилей с пробегом в РФ сократился на 16,4% по сравнению с ноябрем прошлого года до 400,7 тыс. авто.

Падение ощутимое, однако, это гораздо меньше, чем рухнувший в конце года рынок новых машин, который по итогам ноября упал на 42,7% до отметки в 131,5 тыс. авто. Таким образом в штучном выражении объем рынка подержанных авто сейчас превышает рынок автомобилей новых почти в три раза. Не так сильно угасшая покупательная активность на рынке подержанных авто прежде всего объясняется возросшими ценами на автомобили новые. «Новые транспортные средства сейчас не покупают из-за сильного роста цен, — говорит Александр Дьяконов, руководитель направления Fresh логистической компании FM Logistic, — Подержанные же автомобили выросли в цене меньше, поэтому спрос на них более высокий. Это относится также и к сегменту грузовиков и легких коммерческих автомобилей».

Заметный тренд на рынке подержанных авто — активизация продаж корейских автомобилей. Еще относительно недавно в продажах машин с пробегом правили бал российские и японские марки. Однако в этом году в первую десятку самых популярных на вторичном рынке марок входят также и корейские бренды, продажи которых хоть и сократились, но поменьше, чем среднерыночные показатели. Одновременно сокращение продаж у подержанных корейских авто является самым небольшим по сравнению с другими ведущими автомобильными марками на российском вторичном рынке. Корейские бренды Hyundai и Kia уменьшились в продажах соответственно на 13% и на 11%, в то время, как традиционное лидеры рынка подержанных машин — российский бренд Lada (минус 17%), а также японские Toyota и Nissan (минус 19% каждый) падают в продажах сильнее, чем среднерыночные показатели (см. таблицу).

Успех корейских машин на «вторичке» объясняется тем, что выросла их доля на рынке новых автомобилей. И увеличившееся несколько лет назад число покупателей новых корейских авто сейчас начинает выставлять их на вторичные продажи. «Корейские автомобильные бренды сейчас являются прямой альтернативой российским маркам, -- говорит Олег Коробкин, директор по операциям DPD в России. — Отличаясь в цене в большую сторону на 15-20%, ценность нового корейского автомобиля выше отечественного, интереснее дизайн, современнее интерьер, комфорт и надежность, — считает он.—  Кроме этого, корейские марки привлекают различными маркетинговыми ходами, такими, как зимняя резина в подарок, автомобили особой серии по привлекательной цене, интересные кредитные предложения. Марку Lada покупают хорошо в регионах, где есть стойкое убеждение, что запасные части для нее можно купить везде».

Скорее всего в ближайшие месяцы подержанные машины будут продолжать пользоваться высоким спросом. Пророста продаж по сравнению с прошлым годом здесь явно не будет, но не будет и сильного сокращения. В то время как будущее рынка новых машин в большой степени зависит, помимо общеэкономической ситуации, от скачков курса валют.

Bloomberg со ссылкой на исследование аудиторской компании PricewaterhouseCoopers (PwC) допускает, что сокращение продаж новых автомобилей в России в 2016 году может составить 14%. Впрочем, базовый сценарий аудиторской компании предполагает, что объем продаж останется на уровне 2015 года.

«Обычно чем хуже экономическая ситуация в стране, тем активней идет рост торговли в недорогом секторе и спросом пользуются подержанные автомобили, — говорит Дмитрий Иевлев, руководитель транспортного парка логистической компании «ПЭК». — То, как в целом будет развиваться авторынок в 2016 году, продиктует российская экономика, ведь цены на автомобили напрямую зависят от курсов валют. Сейчас же финансовые аналитики говорят о возможном колебании курса и нестабильности внешних условий. Однако авторынок в будущем году могут существенно поддержать госпрограммы по увеличению спроса на коммерческие автомобили: программы утилизации и льготного лизинга, Trade-in. На сегодняшний день в этих программах заинтересованы как рядовые потребители, так и большинство транспортных компаний». Отметим, что в 2016 году решением правительства РФ на поддержку автоотрасли выделяется 50 млрд рублей.

Стоит также заметить, что по своей форме подавляющая часть рынка подержанных машин в России все носит еще носит нецивилизованных характер: продажи здесь происходят в основном не через дилерские центры, а преимущественно из рук в руки, напрямую между покупателем и продавцом. Это открывает большие перспективы перед участниками автомобильного бизнеса. «Вторичный рынок действительно и перспективен, менее страдает от кризиса и потенциал его роста в нашей стране просто сумасшедший, — говорит Денис Пикунов, представитель компании Fresh auto. — Но есть в этой истории подводный камень, а именно то, что для работы на вторичном рынке нужно использовать иные принципы. Дилерам и участникам вторичного рынка нужно правильно понимать, как он устроен, тогда развиваться в этой сфере можно очень успешно». 

Таблица. Рейтинг марок легковых автомобилей с пробегом в России в ноябре текущего года.

 avt.jpg

Источник: «Автостат»

Новости партнеров

Новости партнеров

Tоп

  1. Королевство тонет в дешевой нефти
    Саудовская Аравия, привыкшая жить при высоких ценах на нефть, оказалась совершенно не готова к их обвалу. Стране былого нефтяного благоденствия придется резко урезать расходы и готовиться к взрыву недовольства по этому поводу
  2. В правительстве явно обозначились две партии
    Вице-премьер Юрий Борисов заявил, что России пора перестать гордиться профицитным бюджетом и начинать увеличивать заимствования. Заимствовать обязательно надо, считают эксперты, а также и резервы расходовать, ведь за это не придётся платить никому 6.5% годовых и более. Но решится ли правительство включить денежный насос?
  3. На мировую экономику движется волна банкротств
    Мировой экономический кризис, прогнозы экспертов
Реклама