Книги на февраль

Татьяна Шабаева
12 февраля 2016, 09:35

«Постфордизм: концепции, институты, практики»/ Под ред. М.С. Ильченко, В.С.Мартьянова. – М.: Политическая энциклопедия, 2015. – 279 с. – 300 экз.

Сто лет назад конвейер Генри Форда стал символом индустриального общества, определившим не только массовое производство и потребление, но и планирование городов, и,  в немалой части, взгляды на культуру, образование и воспитание детей, которые в 60-е годы прошлого века, когда фордизм достиг своего пика, могли рассматриваться как «товары долгосрочного пользования». Сегодня методы гиперрегуляции во многом кажутся устаревшими, а постфордистские города – это глобальные центры, нацеленные на привлечение финансового капитала и стремящиеся максимально выгодно продать свою особость. Однако для России, в экспорте которой по-прежнему более 80% составляют сырьевые товары, постфордизм как постиндустриальный капитализм выглядит малоактуальным, давая о себе знать в попытках реформирования образования и социальной сферы. Представленная коллективная монография содержит статьи отечественных и зарубежных специалистов в области социальной философии, экономики, урбанистики и современного искусства, в том числе применительно к российскому бытованию тенденций постфордизма.

 «Россия в Арктике. Вызовы и перспективы освоения»/ Под ред. М.В. Ремизова. – М.: Институт национальной стратегии, Книжный мир, 2015. – 384 с. – 500 экз.

«Кто не знает, что делать с Арктикой, тому её не дадут», - заявлял премьер-министр Канады Стивен Харпер. И в кои-то веки Россия не просто знает, что делать в Арктике, но, по совокупности прошлого опыта, умеет это лучше прочих претендентов. Здесь, по самым скромным оценкам, сосредоточено 22% мировых запасов традиционных углеводородов и уже сейчас добывается большая часть некоторых важнейших ресурсов. Арктика – это перспективы развития Северного морского пути, роль которого в «стягивании» пространств России невозможно переоценить. И в то же время Арктика – идеальное пространство для «анонимной войны» и диверсий; на данный момент имеется немало неурегулированных разногласий относительно принадлежности северного шельфа, и России уже приходится сталкиваться с последствиями уступок, сделанных нашими дипломатами в 1997-2001 гг. Более того: неверные шаги имели место и позднее. Сборник статей экспертов Института национальной стратегии представляет комплексный анализ тех мер, которые необходимы России, дабы сохранить контроль над Арктикой и извлечь максимальные выгоды из своего положения арктической державы.

Филип Джексон «Жизнь в классе». – М.: ИД Высшей школы экономики, 2016. – 248 с. – 1000 экз.

«Первым человеком, который начал изучать школьную практику как естественную среду» называет Джексона Исак Фрумин в предисловии к этой книге. Написана она была ещё в 1968 году, на русском языке публикуется впервые, не утратив с тех пор своего значения. Главная мысль Джексона: учебный процесс невозможно запрограммировать. Учитель как соединяющее звено между институцией (школой) и её обитателями (учениками) имеет право на свободу импровизации и на то, чтобы множество факторов, из которых состоит его работа, были учтены при её оценке. Джексон опрашивал как учителей, так и учеников, и показал: элементарные выкладки в школе не действуют, простейшие соображения и связи (например, корреляция между отношением к школе и успеваемостью) могут оказаться неподтверждёнными или нерегулярными. Ещё до повального увлечения тестами Джексон выявил скептическое отношение к ним учителей, а также выдвигаемые ими доводы. Его интересовали идеи Л.С.Выготского о «зоне ближайшего развития» и «социальной среде развития», и он сожалел, что ко времени написания этой книги не был знаком с ними.

Джонатан Конлин «Из жизни двух городов. Париж и Лондон. – М.: Издательство Ольги Морозовой, 2016. – 368 с., ил. – тираж не указан.

Два великих города по берегам Ла-Манша, перебрасываясь идеями, как теннисным мячиком, «создали новое представление о самом понятии «город». «Французская корона больше всего боится, что непокорный дух английской нации перекинется во Францию, а англичане, в свою очередь, как чёрт ладана страшатся гедонизма французов… а также того, что дух французского двора может прижиться в Англии», - писал французский критик XVIII века. Многоквартирные дома, в которых не зазорно жить не только беднякам, но и среднему классу; улицы, по которым можно деловито ходить и даже бесцельно гулять без страха быть облитым с ног до головы грязью; рестораны и кафе, куда можно являться женщинам и не заслужить упрёков в распущенности, – черты современных мегаполисов, которые обрели свой облик во взаимном притяжении и не менее очевидном отталкивании за две последние сотни лет, а «этическое инвестирование» в жилую недвижимость – явление, которое в России не осмыслено по сей день. Начиналось же всё со стереотипов, неодобрения, но и глубокого интереса к тому, что поделывают соседи. По мнению англичанина Джонатана Конлина, пришла пора осмыслить такие непростые и продуктивные взаимоотношения двух европейских столиц.  

Николай Покровский «Последний в Мариинском дворце. Воспоминания министра иностранных дел»/Сост., вступ. статья и комментарии С.В.Куликова. – М.: Новое литературное обозрение, 2015. – 488 с., ил. – 1000 экз.

Николай Николаевич Покровский – последний министр иностранных дел императора Николая II. На этой должности он пробыл всего три месяца – с 30 ноября 2016 по 2 марта 2017 года. Но в правительстве – на различных должностях в министерстве финансов – работал с начала века, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице, с 1913 года курируя внешнюю торговлю, а затем обеспечение продовольствием и железнодорожное движение. Современники характеризовали Покровского, как «самого славного из либералов», человека умного, честного и осторожного. Мемуары его,  завершаясь на описании хаоса в Петербурге февраля 1917-го, также оставляют впечатление общей сдержанности в характеристиках, даже если очевидно, что Покровский описываемое не одобряет. «Как бы нарочно никогда Россия не имела такого слабого и бездарного правительства, как именно во время войны. Я уже привёл характеристику целого ряда министров этого времени и возвращаться к ней больше не буду», - подытоживает он. Не меньший интерес, чем мемуары, представляет обширный и тщательно составленный комментарий к ним, позволяющий читателю воспринимать воспоминания Покровского в контексте событий эпохи. 

«КНР: экономика регионов»/ Отв. ред. А.В.Островский, сост. П.Б.Каменнов. – М.: Институт Дальнего Востока РАН, Изд-во МБА, 2015. – 660 с. – 500 экз.

В октябре 2010 г. в КНР завершил работу 5-й пленум ЦК КПК 17-го созыва, на котором было принято решение «о создании процветающего общества в Китае к 2020 году». Был взят «курс на всемерное расширение внутреннего спроса», а значит – на развитие регионов, повышение жизненного уровня населения и уменьшение социальной дифференциации. Так, жилищная обеспеченность в Китае уже сейчас составляет 27 кв. м на человека по сравнению с 4,4 кв. м в городе и 8,4 кв. м в деревне в 1979 году. Средняя зарплата сопоставима с российской. Улучшаются некоторые другие важные показатели, позволяющие судить о жизни китайских граждан; постепенно повышается доля расходов на НИОКР в объёме ВВП, сейчас это – 2,2%. В большом сборнике, составленном специалистами Института Дальнего Востока РАН, описываются «точки роста» во всех четырёх регионах Китая с их спецификой и те немалые экологические проблемы, которые стоят перед соседней страной, отчасти затрагивая и Россию.       

«Поэзия. Учебник»/ Наталия Азарова, Кирилл Корчагин, Дмитрий Кузьмин, Владимир Плунгян и др. – М.: ОГИ, 2016. – 886 с. – 1500 экз.

Если есть «Поэтический словарь» А.П. Квятковского, то почему бы не быть учебнику поэзии. В этом сборнике, конечно, уже другой круг поэтов и поэтических примеров, а в конце рассказывается о том, где сегодня «водятся стихи» - подразумевая современную поэзию. Но для изучения техники и выразительных ресурсов поэзии, её взаимосвязей с другими искусствами и иноязычными литературами, систем представлений о поэте и поэзии, а также подходов к анализу поэтического текста этот учебник (не будучи, разумеется, в истинном смысле слова учебником) годится вполне. И если «всякий человек стоит перед необходимостью лучше понять своё время», то и «неклассический» состав сборника себя вполне оправдывает: сообщая не так много нового об истории и мастерстве, книга погружает в современность и поиск, формируя представление о творческом процессе как экспериментирующей, но не порывающей с традицией системе.

Памела Трэверс «Московская экскурсия». – СПб.: Лимбус Пресс, Издательство К. Тублина, 2016. – 288 с., ил. – 1500 экз.

В 1932 году не самая известная британская журналистка Памела Трэверс совершила экскурсию в Советскую Россию. Это манящее и опасное путешествие, которое большинству её соотечественников представлялось чем-то сродни поездке на Луну, Трэверс предприняла не первой из британцев. Она не была ни философом, ни политиком, но природный скептицизм и здравый смысл помогли ей смотреть в корень там, где её более именитые и образованные сограждане допускали множество «может быть». Памела же увидела взвинченную пропагандой страну, где было очень мало естественной радости. Разве только в театре. Советский театр понравился ей, актрисе-любительнице и почитательнице Шекспира. А вот советские ясли, магазины, экскурсоводы и соглядатаи – не понравились. Искусственно подогретое возбуждение, создание новой религии – такой запомнила она Страну Советов и предположила, что закончится всё это крахом. Долгая, очень долгая жизнь Памелы Трэверс дала ей возможность увидеть, как сбылось её предсказание. Через некоторое время после возвращения в Лондон мисс Трэверс выпустила путевой сборник «Московская экскурсия» - и в том же 1934 году вышла первая из серии книг про Мэри Поппинс, принесшей ей затем всемирную славу.

Элла Берту, Сьюзен Элдеркин «Книга как лекарство». – М.: Синдбад, 2016. – 496 с. – 3000 экз.

Если смотреть сквозь пальцы на то, что «Женщину в песках» Кобо Абэ странно называть «лекарством от агорафобии», а «Невыносимая лёгкость бытия» Кундеры вряд ли такое уж хорошее средство от депрессии… Если не принимать всерьёз все эти списки «десяти книг от храпа» и «десяти книг для приобщения спутника жизни к художественной литературе»… То тогда способ не утонуть в море литературы, который предлагают Берту и Элдеркин не хуже любого другого. Даже, пожалуй, лучше многих, потому что лаконичность описания предполагает минимум поучения. И пусть вы не сможете разобраться, почему добропорядочность – это недуг, который можно вылечить «Мастером и Маргаритой», листая сборник, вы, вполне вероятно, сумеете выбрать книгу для чтения, и этого совершенно достаточно. К сожалению, станет очевидно также, что русская литература последних пятидесяти лет в поле зрения «британских библиотекотерапевтов» практически не попадает.

Книги предоставлены магазином «Фаланстер»