Avito поднялась на б/у

Сергей Мануков
корреспондент Expert.ru
16 марта 2016, 09:54

Рецессия пошла сайту бесплатных объявлений Avito на пользу. Количество объявлений выросло на 43% после девальвации рубля. В результате компании удалось увеличить выручку более чем в полтора раза

Немало аналитиков скептически отнеслись к покупке в прошлом году крупнейшего сайта объявлений в России – Avito южноафриканским IT-гигантом Naspers Ltd. Осторожные люди, пишет Bloomberg, считали сделку в 1,2 млрд долларов в охваченной кризисом экономике чересчур рискованной. Однако прогноз стратегов Naspers оправдался. В 2015 году выручка сайта, оцененного в процессе покупки в 2,4 млрд долларов, выросла на 55%. Скорректированный показатель EBITDA, т.е. объем прибыли до вычета расходов по выплате процентов и налогов и начисленной амортизации, достиг 3,3 млрд рублей, что на 51% больше, чем в 14-м году. Выручка компании в четвертом квартале 2015 года выросла на 70% и составила 2,145 млрд рублей, а число просмотров увеличилась на 26% до 29 млрд. За 2,5 месяца этого года количество посещений достигло 104 млрд. Это на 39% больше, чем в позапрошлом году.

Avito могла бы стать третьей в России по капитализации компанией, если бы разместила свои акции на бирже, отмечает Bloomberg. По этому показателю она уступила бы только Mail.ru Group Ltd. и Yandex NV.

Рост Avito доказывает правильность бизнес-модели председателя правления Naspers Куса Беккера, который колесит по свету в поисках выгодных приобретений и пытается доказать, что южноафриканская компания не просто огромный венчурный фонд, обязанный своими успехами одной-единственной удачной инвестиции, пишет Bloomberg. Больше всего эта южноафриканская компания известна покупкой в 2001 году за 32 млн долларов тогда никому не известной китайской интернет-компании - Tencent Holdings Ltd. Сейчас она оценивается почти в 60 млрд долларов, т.е. дороже, чем сам Naspers. Кроме Tencent, Naspers владеет крупнейшей в ЮАР платным телеканалом и крупными пакетами акций в десятке стартапов.

После марта 2014 года, когда рубль начал стремительно дешеветь по отношению к доллару, количество объявлений в Avito увеличилось на 43%. Наибольшим спросом в последнее время пользуется женская одежда и подержанные iPhones.

Шведы Йонас Нордландер и Филип Энгельберт создали Avito в 2007 году, взяв за образец EBay Inc. Однако они быстро перешли на бизнес-модель другой компании – сайта Craigslist, который специализируется на объявлениях. Главной причиной изменений стало то обстоятельство, что в то время россияне отрицательно относились к аукционам и покупкам по интернету. Так Avito стал сайтом продажи подержанных товаров и машин, поиска работы и т.д.

«Сейчас у нас пять или, может, шесть направлений, потому что мы также пытаемся продавать трафик и конкурируем с поисковыми серверами,- заявил Нордландер в интервью.- Я вижу очень большой потенциал в будущем. Здесь работать легче по сравнению с Америкой, где этим бизнесом занимается значительно больше народа».

Avito расширяется несмотря на конкуренцию со стороны местных игроков и частично за счет приобретений. В прошлом году Naspers увеличил свой пакет акций до 68%. 13,3% принадлежат фонду Vostok New Ventures Ltd., у Нордландера и Энгельберта на двоих 10%, а остальные у Baring Vostok.

К слову, Naspers владеет также 29% акций Mail.ru.

Avito сумел обойти своего главного конкурента на российском рынке – газету объявлений «Из рук в руки».

В январе на сайте Avito, по данным исследовательской компании TNS, побывало 30 млн так называемых уникальных посетителей. В последнее время сайт начал постепенно вводить плату за размещение объявлений. Это помогло увеличить прибыль и отсеять хитрых клиентов, которые, слегка меняя текст объявления, раз за разом помещают его и остаются на самом верху рейтинга.

Новые рубрики Avito, включая машины и недвижимость, оказались в России в условиях кризиса успешными. Однако в этих новых категориях компанию ждет более серьезная конкуренция. К примеру, со стороны контролируемых Yandex сайтов продажи машин Auto.ru и онлайн-агентства недвижимости Cian.ru.