Из Москвы в греки

Москва, 26.05.2016

Сегодня Греция – важный партнёр России в Европе, пишет Владимир Путин. «К сожалению, дальнейшему упрочению нашего сотрудничества мешает спад в отношениях России и Евросоюза, что негативно отражается на динамике двустороннего товарооборота, который по сравнению с прошлогодними показателями сократился на треть – до 2,75 миллиарда долларов. Особенно пострадали греческие производители сельскохозяйственной продукции.

Россия исходит из необходимости выстраивания равноправного, подлинно партнёрского диалога с Евросоюзом по самому широкому кругу вопросов: от визовой либерализации до формирования энергоальянса. Однако встречной готовности идти таким взаимовыгодным и перспективным путём у европейских коллег мы пока не видим», - указал он.

Вместе президент считает, что неразрешимых проблем в  отношениях с ЕС нет. Для того чтобы вернуться на путь многопланового партнёрства, надо лишь отказаться от порочной логики «игры в одни ворота», на деле учитывать мнение и интересы друг друга.

Сейчас Россия и Евросоюз подошли к развилке, когда необходимо ответить на вопрос: каким мы видим будущее наших отношений, в каком направлении собираемся идти? «Убеждён, что из событий на Украине следует сделать должные выводы и приступить к созданию на обширном пространстве от Атлантики до Тихого океана зоны экономического и гуманитарного сотрудничества, опирающегося на архитектуру равной и неделимой безопасности. Важным шагом на этом пути призвана стать гармонизация европейского и евразийского интеграционных процессов», - пишет Путин.

Такая работа тем более востребована, что сегодня Европа сталкивается с растущей конкуренцией со стороны других центров влияния современного мира. Например, недавно в Сочи на юбилейном саммите Россия–АСЕАН конструктивно обсудили с партнёрами актуальные международные вопросы, перспективы интеграционных проектов и углубления сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Очевидно, что обеспечить «старому континенту» достойное место в новых международных реалиях можно, только объединив потенциалы всех европейских стран, в том числе и России.

Важным элементом в этой системе являются многоплановые российско-греческие связи. «Особо хотел бы выделить сферу энергетики. Мы последовательно выступаем за диверсификацию путей транспортировки энергоносителей, которая повысит надёжность поставок и, следовательно, энергобезопасность Европы в целом, - отмечает Владимир Путин. - Уже два десятилетия Россия стабильно и надёжно снабжает Грецию природным газом. Действующий контракт с Грецией продлён до 2026 года на благоприятных для неё условиях. Зная о расчётах греческого руководства превратить страну в значимый энергоузел Балканского региона, мы неизменно включали Грецию в планы по наращиванию поставок углеводородного сырья в Центральную и Западную Европу».

Начиная с 2006 года «Газпром» активно продвигал проект «Южный поток». Однако на определённом этапе его выполнение стало невозможным из‑за неконструктивной позиции Еврокомиссии. Тем не менее, вопрос о южных маршрутах доставки наших энергоносителей в государства Евросоюза остаётся на повестке дня. В феврале в Риме главами «Газпрома», итальянской компании «Эдисон» и греческой «ДЕПА» был подписан Меморандум о взаимопонимании в отношении поставок российского газа по дну Чёрного моря через третьи страны в Грецию и Италию.

«Россия могла бы также содействовать оптимизации греческой транспортной инфраструктуры. Речь идёт об участии российских бизнес-структур в предстоящих в Греции конкурсах на приобретение активов железнодорожных компаний, объектов порта Салоники. На очереди и ряд других проектов, способных значительно повысить потенциал двустороннего сотрудничества», - констатировал глава государства.

Вообще говоря, речь о приобретении активов, связанных с железнодорожной инфраструктурой и, что гораздо важнее, возможности участия России в развитии греческих морских портов, сейчас зашла не просто так, - уверен аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. Еще не так давно ключевым партнером России в акватории Средиземного моря была Турция, которая по сути является главным транспортным узлом при транспортировке нефти и газа в Европу.

Но тут важно отметить, говорит эксперт, что следующей "остановкой" на маршрутах магистралей является именно Греция, и если договариваться о строительстве Южного и/или Турецкого потока стороны сейчас явно не готовы, то Россия вполне может изменить вектор развития южного направления транспортировки, переключившись с трубопроводов на танкеры. Это тем выгоднее с точки зрения геополитики, что проложить трубу в турецких водах без согласия Анкары невозможно, а вот не выпустить из Черного моря российские танкеры Турция, согласно международным актам, попросту не сможет.

Развитие портовой инфраструктуры и сети железных дорог в теории может позволить обеспечить рост объемов поставок нефти и газа (СПГ) на юг Европы, в чем, само собой, Греция крайне заинтересована, поскольку транзитеры почти всегда получают весомую скидку, а учитывая нынешнее положение экономики, грекам это крайне выгодно. «Но, опять же, я бы не стал говорить о том, что сделка неминуемо будет заключена - пока что речь идет о неких планах, вероятность реализации которых с учетом того, что и у РФ есть проблемы с финансированием столь амбициозных проектов, на сегодняшний день невысока», - высказывает сомнение Кирилл Яковенко.

Что же касается РЖД и инфраструктуры, то, - указывает эксперт центра "Общественная Дума" Антон Соничев, - интерес в покупке греческих железнодорожных компаний и объектов порта Салоники для РЖД заключается в возможности выхода российского перевозчика на европейский рынок. Покупка открывает для нас возможности увеличения грузоперевозок и увеличения объема перевалки грузов. Кроме того, инициатива может носить политический интерес, поскольку экономическая выгода от таких сделок пока сомнительна, ведь при нынешних убытках РЖД, нестабильной экономике в стране срок окупаемости таких инвестиций сложно предсказать.

Об интересе России к греческой железной дороге были сообщения еще в 2011, 2012, 2013, 2014 годах. Так, в 2011 и 2012 годах греческие чиновники и представители РЖД сообщали о заинтересованности РЖД в греческих активах. В 2013 году РЖД подавали заявку на участие в приватизации компании-оператора греческих железных дорог OSE. Кроме этого РЖД тогда заявили о своей заинтересованности в покупке порта Салоники и ремонтной компании ROSCO. В 2014 году РЖД подали заявку на покупку 67% акций греческого порта Салоники.

Но пока это ни к чему не привело, констатирует эксперт. При этом конкуренцию России составляют Китай, Япония, Великобритания, Франция, Германия, Турция, Голландия, Филиппины. При такой конкуренции России будет сложно выиграть и предложить более привлекательные условия покупки. На данном этапе шансы ниже средних, что РФ купит греческие железнодорожные и портовые активы. Экономические проблемы в РФ и финансовые проблемы Греции делают сделку невыгодной (в первую очередь для России), при этом изношенность греческой инфраструктуры намного больше, чем в любой другой западноевропейской стране, что потребует дополнительных существенных расходов, как и оплата долгов греческих компаний.

Новости партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Доля сырья в российской экономике достигла абсолютного рекорда
      Впечатление, произведенное этим на Росстат, заставило его изменить методику
    2. Коронавирус: тревожная новость пришла из Китая
      Несколько дней назад появилась надежда на то, что коронавирус начал слабеть. Однако в конце недели в Китае произошел всплеск эпидемии.
    3. Коронавирус продолжает наступление на всех фронтах
      Эпидемия воздействует на все сферы жизнедеятельности людей, включая экономику.
    Реклама