Министр транспорта и разведки задумал остров у берегов Газы

Москва, 23.06.2016

Комплексный проект

Первый вице-премьер правительства Израиля Исраэль Кац, возглавляющий в израильском кабинете министров сразу два министерства — и транспорта, и разведки — выдвинул проект по созданию искусственного острова у берегов Сектора Газа. По данным министерства транспорта, осуществление проекта, окончательное решение по вопросу реализации которого может быть принято в ближайшее время военно-политическим кабинетом Израиля. Данный проект там хотели бы рассматривать в рамках широкого международного сотрудничества. Среди стран, которые могли бы принять в нем участие, Исраэль Кац видит Россию и Китай

"Россия — одна из ведущих держав, способных принять участие в подобном проекте. У нее есть необходимые для этого опыт и знания о происходящем на Ближнем Востоке, а также хорошие связи с главами государств региона", - считает министр транспорта и разведки Исраэль Кац.

Кац – один из ведущих министров правительства Израиля, представляющий правящую партию "Ликуд", видит в данной инициативе реальное решение различных проблем Сектора Газа. Занимая свой пост восьмой год, он приобрел репутацию реформатора и организатора крупных проектов национального и международного значения. С ним связывают развитие непривычных для страны железных дорог, строительство международного аэропорта в Эйлате, двух новых портов - в Хайфе и в Ашдоде (на севере и юге страны соответственно). Около года назад Исраэль Кац также возглавил Министерство разведки, тем самым войдя в узкий военно-политический кабинет.

Программу по созданию искусственного острова с морским портом, на расстоянии около 4,5 км от берегов Газы, он причисляет к проектам по своей сути экономическим, но несущим в себе также стратегическое и политическое значение. Как заявляет министр, модель программы такова: искусственный остров будет соединен с Сектором Газа посредством моста. На этом мосту будет расположен КПП.

Сектор Газа или остров Газа?

Как говорит Исраэль Кац, программа значительно облегчит жизнь жителей Сектора Газа и станет важным шагом на пути к гражданскому отмежеванию от Израиля. "Ошибочно думать, что почти два миллиона палестинцев могут продолжать оставаться отрезанными от мира в Секторе Газа", — говорит он. — "Мы предоставим Газе необходимую связь с миром, обеспечив соответствующие условия для контролируемого передвижения людей и транспортировки грузов, и в то же время, обеспечим себе безопасность", - подчеркнул министр. По его словам, он не питает иллюзий в отношении ХАМАСа, и считает, что необходимо остановить процесс его военного усиления и не допустить строительства тоннелей, ведущих на суверенную территорию Израиля. Но следует отделять широкие слои палестинского населения от террористов и улучшать условия жизни простых жителей, инвестируя средства в инфраструктуру и базовые услуги.

Таким образом, искусственный остров является важной частью программы "гражданского отмежевания" Израиля от сектора Газы. Речь идёт о прекращении подачи электроэнергии, воды, топлива, продуктов питания и других поставок в Газу с территории Израиля и установлении чётких границ между ними. На переходный период планируется открыть полноценный пропускной пункт между Газа и Египтом, а затем заняться созданием искусственный острова под международным контролем на расстоянии 4,5 км от берегов Газы. Его проект разработан Управлением портов Израиля ХАНИ.

Проектом на острове предусмотрены морской порт(позднее - аэропорт), станция опреснения морской воды и электростанция, гостиницы. Но строительство жилых домов на острове не предусматривается.

Остров будет соединен с Сектором Газа мостом, в центре которого будет располагаться контрольно-пропускной пункт. Контроль над островом в сфере безопасности на 100 лет должен стать международным, но морской контроль останется за Израилем.

Таким образом, - считают в министерстве транспорта Израиля, - с него будет снята ответственность за благосостояние жителей Сектора Газа, палестинцам там будет предоставлена "полная гражданская свобода", а Израилю можно будет не опасаться контрабанды оружия морским путем.

По сути, можно отметить, речь идет о том, чтобы любые коммуникации между Израилем и территорией Секторы Газы по суше были исключены. Но и прямой доступ к береговой линии Газы исключается тоже. Идея действительно оригинальная: создать вынесенную в море, обозреваемую со всех сторон, точку контакта между Сектором Газа и внешним миром. Решение о ее осуществлении, напомним, еще не принято.

Пуп земли

Рассказывая об этой инициативе, The Washington Post пишет, что «еврейское государство активно ищет финансовых партнеров для проекта в $5 млрд». Это экономический аспект, а вот другой: «Мост может быть закрыт во время военных действий — и хотя израильтяне не говорят об этом, его секция может быть взорвана в ходе израильской воздушной атаки во время войны, отрезав островную гавань от суши». Издание подчеркивает, что нет ясности по поводу того, кто взял бы на себя международный контроль, с учетом скептического отношения в Израиле к ООН.

В настоящее время товары и люди прибывают в Газу через пункт на границе с Египтом, который был закрыт на протяжении большей части последних двух лет, а через два пункта пропуска с Израилем. Палестинцы, отмечает издание, предпочли бы обычный порт, который бы обошелся при строительстве очень недорого. Но такой порт трудно будет контролировать службам безопасности и он быстро станет транзитной зоной для оружия и террористов, говорит на это Исраэль Кац.

Однако понятно, что проект острова упирается в необходимость его согласования с очень большим колдичеством участников. Как со стороны частных институтов, инвесторов, так и государственных и межгосударственных институтов. Такой стров станет практически "пупом" земли, точкой пересечения многих интересов.

В свою очередь NYT отмечает обеспокоенность палестинцев тем, что проект отделения Газы от Израиля означает и отделение ее жителей от Западного берега. Между тем, политически они представляют собой одну единицу — Палестинскую автономию по терминологии Израиля и Государство Палестина в понимании признающих его 135-ти государств, включая Россию. Но в то же время палестинские представители не отвергают в настоящее время этот проект. Сообщение Газы с внешним миром признается недостаточным, по-видимому, всеми сторонами, и эта проблема требует того или иного решения. Может быть — 5-ти миллиардного острова площадью 8 квадратных километров, наподобие китайских морских аэродромов, но в духе нефтяных монархий Залива, с учетом ближневостого колорита. Или чего-то попроще, требующего меньшего количества денег и международных партнеров.

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Вопрос с поставками газа становится в Европе все острее
      Трубопровод Eugal, который продолжит «Северный поток — 2» по Европе, скорее всего будет введен в строй до окончания строительства самого «потока»
    2. Saudi Aramco оценили в 1,7 триллиона долларов
      IPO аравийской нефтяной компании Aramco выходит на финишную прямую.
    3. Хватит бегать!
    Реклама