"Россия для нас континент"

Москва, 02.07.2016
Темпы урбанизации в мире остаются стремительными. Это заставляет бизнес все больше тратить на инновации с учетом перспективных тенденций. Казалось бы, причем тут стиральный порошок? На этот вопрос «Эксперт Online» ответили в Дюссельдорфе, в штаб-квартире международного концерна Henkel Group.

Мегаполис — уже вчерашний день

Появление в мире супергородов – дело времени. Уже сегодня власти многих стран работают в этом направлении, и одним из «передовиков» тут является, конечно, Китай. Так, в прошлом году там появился первый гигаполис – гигантский город, в который объединены несколько мегаполисов, расположенных в дельте реки Янцзы: Шанхай, Ханчжоу, Нанкин и еще 20 городов поменьше. Общее население превышает 100 млн человек, а ВВП — более 1 трлн долларов.

Не остаются в стороне и российские власти. Минрегионразвития заявило о создании так называемых агломераций - объединении 14 крупных городов с ближайшими мелкими городами. В результате получатся центры с миллионным населением. Например, в районе «Большого Ростова» планируется построить новый аэропорт, который объединит Ростов-на-Дону с Новочеркасском, Таганрогом, Аксаем, Батайском и Азовом. Иркутск будет объединен с Ангарском и Шелеховом, а Владивосток - с Артемом, Находкой и Уссурийском. Проект рассчитан на 20 ближайших лет.

И компаниям, в первую очередь крупным, потребуется в таких супергородах и агломерациях «подсуетиться», чтобы успеть завоевать своего потребителя, предложить ему товары, максимально его удовлетворяющие. Понятно, что уже сейчас те, кто видит перспективу, начинают делать прогнозы в отношении потребительских предпочтений и поведения, вкладывая огромные деньги в инновации. К примеру, расходы на научные исследования и разработки (R & D) Henkelв 2015 году составили 478 млн евро по сравнению с 413 млн евро в 2014 г.

Как рассказывает менеджер по инновациям и R&D подразделения Laundryand Home Care Henkel Йенс Боде, концерн планирует будущее уже сегодня. Это касается не только России, но и в целом продвижения товаров на мировом рынке. Уже сейчас, уверены в немецком концерне, следует понимать внутренние и внешние тренды в индустрии, чтобы отслеживать и прогнозировать будущие тенденции.

Так, говорит Боде, давайте представим себе планировку квартиры площадью 20 кв. м в городах. Такое жилье все чаще будет появляться в будущем. Это, кстати, возвращает нас к жилью, которое продемонстрировали на днях вице-премьеру Игорю Шувалову. Размер квартиры повеселил премьера, однако, считают эксперты, это будущее многих семей, не только в России. Китайцам, к примеру, малогабаритное жилье предложили гораздо раньше. Спрос на такое жилье есть во многих странах – как ни странно, и в Европе он высок, так как там многие привыкли экономить, и такое предложение на рынке может помочь многим получить хотя бы небольшое, но собственное жилище.

Абсолютно нормальной считается и будет считаться идея совместного проживания нескольких семей на одной жилой площади, говорит Йенс Боде. На данный момент население Земли составляет 7 млрд человек, и ученые прогнозируют, что уже через десять лет, к 2025 году, нас будет 8,5 млрд, при этом 70% из этого числа будет проживать в мега- и супергородах. В результате у нас будут мегагорода с населением 10 млн человек, супергорода с населением 25 млн человек. Но будем надеяться, что для семей там, особенно из нескольких поколений сразу, найдется жилье и побольше 20 "квадратов".

В концерне оперируют не только технологическими но и политэкономическими понятиями. По сути супергорода, не исключают здесь станут новыми государствами, а свободное пространство будет эквивалентно новой валюте. Все это создаст стрессовую ситуацию и вопрос: «Как выжить в подобных условиях?» будет весьма актуален. Для этого нужно создавать концепты и строить новые бизнес-модели, основываясь, в том числе на максимальной экономии пространства. Возможно, мы уже не увидим стиральные порошки в пакетах по 10 кг, их заменят более компактные аналоги, например, капсулы для стирки. Вот так банальный порошок вписывается в концептуальный контекст.

Так что будущее – за пониманием новых тенденций и потребительского поведения. Именно такая политика необходима в России. Огромный рынок и неискушенный во многом потребитель позволяют развиваться здесь практически безостановочно. В нашей стране компания видит настоящий континент, который требует изучения и, безусловно, немалых вложений.

Не перегрузить новинками

Несмотря на кризис, спрос на потребительские товары в России и в мире остается высоким. Это абсолютно закономерно: фактически мы имеем дело с товарами первой необходимости: еда, одежда, за ними следуют товары для быта и обустройства, здоровья и ухода за телом, косметика. Те, кто ведет бизнес в этом сегменте, особенно крупные игроки, держатся за рынок изо всех сил, и уж тем более не собираются его покидать.

Так что кроме расширения, игрокам приходится заботиться и о том, чтобы удовлетворять растущие потребности и даже капризы потребителя, причем на довольно высоком уровне, успешно конкурировать. Важное место занимает также оптимизация расходов. Для этого приходится инвестировать в новейшие разработки.

Привычки потребителей по всему миру могут сильно отличаться друг от друга. Например, во многих странах огромное число людей до сих пор предпочитает мыть посуду вручную, способ мытья посуды также различается в зависимости от региона. Кроме того, в мире существует огромное многообразие видов различной бытовой техники: посудомоечных и стиральных машин, унитазов.

Стиральные порошки и бытовая химия – это та категория товаров, которые мы используем почти каждый день, а значит, не настолько глубоко вовлечены в их покупку, как, например, в покупку косметики или тем более автомобиля. «Инновации должны быть приятной новостью для потребителя, должны создавать добавочную стоимость для продукта, но не менять целиком привычный процесс уборки или стирки», - считает Томас Шуффенхауэр, руководитель отдела конкурентных исследований и нового бизнеса подразделения Laundryand Home Care. Вряд ли кто-то захочет читать инструкции по стирке белья всякий раз при походе в магазин, вот почему основная идея этого бизнеса заключается в нахождении баланса между сохранением интереса к продукту и формированием у потребителя доверия и привычки к его использованию.

Если говорить о сегменте BeautyCare, то тут нужды и предпочтения специфичны для определенных регионов и стран, и это серьезно влияет на состав продукта. Например, структура волос у людей, проживающих в Азии, отличается от структуры волос тех, кто проживает в Африке или в Европе, кроме того, везде есть свои характерные предпочтения в способах применения продукта, ароматах. Волосы различных типов нуждаются в разных способах ухода.

«Из-за особенностей климата России, нам приходится применять новые технологии, — добавляет российской специфики в тему Сергей Быковских, президент «Хенкель Россия», генеральный менеджер подразделения Henkel Beauty Care в России и СНГ. — Например, раньше из-за очень холодных зим, для транспортировки продуктов с завода к заказчику нам приходилось использовать грузовики с подогревом, в противном случае, продукция замерзала и становилась непригодной». В итоге в концерне поменяли формулу кондиционера для белья таким образом, что, температура его замерзания существенно снизилась, что позволяет экономить энергию.

Малогабаритное жилье и химия

Вернемся в дом. Фактически власти многих стран готовятся к росту земного населения, нехватке еды и воды. А бизнес уже давно это понял и занимается инновациями в расчете на высокий потребительский спрос. Все перечисленные тенденции коснутся и России, уверены эксперты.

Урбанизация меняет уклад жизни людей. Сдвиг в сторону компактных квартир создаёт спрос на инновационный дизайн мебели, которая бы сочетала в себе несколько различных функций, а ее производство требовало бы меньше ресурсов. Здесь Henkel предлагает такую технологию, как покрытие Fusion Coating. Оно обеспечивает устойчивость и твердость материала, а также высокий уровень теплового сопротивления, причем производство этого покрытия не требует воды. В результате, конечный продукт не содержит растворителей и формальдегида.

Другой пример товаров для дома - вещество, изначально применявшееся в фармацевтической отрасли для обеспечения моментального растворения капсул с лекарственными препаратами. Компания начала использовать это вещество в своих средствах для мытья посуды в посудомоечной машине. Применение этого ингредиента обеспечило настолько быструю растворяемость капсул, что новые средства для мытья посуды не требуют длительных циклов промывки. В результате данная инновация позволяет потребителям снизить расход воды и энергии при мытье посуды.

Интересны новинки и в сфере тестирования продукции. Более трёх десятилетий «Хенкель» работала над созданием решений, альтернативных испытаниям на животных. В 2008 году компания представила компьютерную модель кожи человека с открытым исходным кодом для проведения испытаний на безвредность продукции.

Континентальный рынок

Впрочем, завоевывать Россию Henkel намерен не только при помощи инноваций, но и масштабом, а также локализацией. Так, в конце мая немецкий концерн запустил на своём предприятии в Перми новый инвестиционный проект стоимостью более чем 30 млн евро.

В Перми Henkel построил новые корпуса площадью 16 тыс. кв. м. Это увеличило производственные мощности на 75 тысяч тонн жидких моющих средств и расширило полностью автоматизированный многоярусный склад до 40 тысяч паллет. Модернизация также позволит удовлетворить рыночный спрос почти на десятилетие вперед, удвоить объём производимых жидких моющих средств и на 30% увеличить мощности складского комплекса на заводе в Перми. В настоящее время там работает 290 человек, которые специализируются на производстве и упаковке чистящих и моющих средств, включая такие бренды, как Persil, Losk, Pemos, Laska, Vernel, Pril и E.

В середине июня в Тосно Ленинградской области  компания запустила новый проект. Отсюда концерн сможет наладить производство и фасовку силиконовых герметиков на территории России и обеспечить продукцией потребителей и клиентов компании в России, Белоруссии, странах Кавказа, а также Центральной и Средней Азии. Фактически производство и фасовка силиконовых герметиков будут перенесены из Эстонии в Россию. Расширение производственных и складских помещений позволит компании увеличить объем выпуска готовой продукции на заводе до 22 тыс. тонн в год, а площадь хранения продукции на 750 кв. метров.

Стоит напомнить, что Henkel вышел на российский рынок в 1990 году. На сегодняшний день у компании в России находится 9 производств, 15 офисов, а штат ее сотрудников составляет около 2800 человек. За последние десять лет инвестиции Henkel в российский рынок составили более 290 млн евро. Объём продаж компании в России в 2015 году достиг 807 млн евро (55 млрд рублей).

«C точки зрения расстояний Россия — не страна, а целый континент, по этой причине логистика нашей продукции здесь является сложной задачей», — рассказывает Сергей Быковских, президент «Хенкель Россия», генеральный менеджер подразделения Henkel Beauty Care в России и СНГ. На данный момент в РФ есть производства всех трех бизнес-подразделений компании: девять заводов, включая заводы по производству сухих строительных смесей Henkel Bautechnik. Продукты данного бизнеса, в частности, строительные материалы, довольно тяжелые и требуют огромных усилий с точки зрения логистики. Вот почему концерн строит производства данного бизнес-подразделения на расстоянии около 500-700 км от того места, где реализуются строительные проекты — для удобства отгрузки фурами. Впрочем, компания транспортирует свою продукцию вагонами и до самых удаленных объектов, например, товары с новосибирского завода отгружаются на Дальний Восток. Одна из основных задач компании здесь — повысить доходность за счет снижения затрат на транспортировку и хранение, и создать логистическую цепочку в соответствии с современными требованиями.

Такое стремительное развитие вполне совпадает и с ожиданиями российских властей: благодаря только пермскому проекту Henkel обеспечит потребности потребителей и клиентов в 350 российских городах и большинстве стран СНГ, а также будет способствовать развитию экономики и созданию новых рабочих мест в регионах.

Новости партнеров




Масло выведут «под арбитраж»

Пока власти определяются со сроками введения нового норматива для растительных масел, крупные масложировые холдинги в срочном порядке изыскивают средства на модернизацию. Путь, который ЕС проходил в течении 14 лет, российский бизнес должен пройти максимум за пять лет

«Два с половиной миллиарда бюджетных денег на катание ржавых бочек и веселых студентов»

Российский биоокеанолог, академик РАН, заместитель директора Института океанологии имени П. П. Ширшова Михаил Флинт — о том, почему арктический регион является зоной повышенного риска и требует пристального внимания российских ученых

«Эксперт Северо-Запад» начал прием заявок на премию «Эксперт года-2020» 18+

Станьте экспертом года в одной из 20 отраслевых номинаций. Подайте заявку на бизнес-проект, общественную или культурную инициативу — и получите признание делового сообщества. Совет премии по доброй традиции возглавил Михаил Пиотровский

РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

«В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга
Новости партнеров

Tоп

  1. ФРС идет ва-банк
    Американский регулятор сегодня объявил о фактически безлимитной программе количественного смягчения (QE), при этом покупки будут касаться также и корпоративных облигаций
  2. Польша может оставить «Северный поток-2» без газа
    Немецкий газовый регулятор Bundesnetzagentur решил позволить польской нефтегазовой компании PGNiG участвовать в процедуре решения вопроса об исключении газопровода «Северный поток 2» из Европейской газовой директивы
  3. Нефтяная война: США могут нарушить самое большое табу
    США и Саудовская Аравия могут предпринять совместные меры по стабилизации цен на нефть.
Реклама