Максимально устойчивый регион

4 июля 2016, 00:01

Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО, Ямал), по мнению экспертов российского Фонда развития гражданского общества, самый антикризисно-устойчивый регионом среди всех субъектов федерации, включая обе столицы – Москву и Санкт-Петербург

На первый взгляд, это парадоксально. Экономика Ямала, в первую очередь, связана с добычей углеводородов. Этот регион не зря называют «газовым сердцем» России – здесь добывается более 85% российского природного газа и более 14% нефти. И когда цена нефти в 2012-2015 годах на мировых рынках упала со 120 до 50 долларов за баррель, это должно было просто обрушить  социально-экономическое положение ЯНАО.

На самом деле, как признается глава Ямала Дмитрий Кобылкин «период турбулентности прошли, и далось это не просто». Благодаря продуманной стратегии развития и смелым решениям, принятым еще пять лет назад, за это время на территории не остановлен ни один из начатых инвестпроектов, а ВРП на душу населения вырос с 2,2 млн руб (2012 год) до 3,3 млн руб (2015 год). А до 2017 года власти округа намерены окончательно переселить из балков и бараков в комфортабельные квартиры тех ямальцев, чье жилье по состоянию на 1 января 2012 года было признано ветхим и аварийным.

О том,  как Ямал устоял  в «кризисный шторм», отчего для Севера российский самолет «Сухой Суперджет 100» лучше американского «Боинга» - в online-интервью губернатора ЯНАО Дмитрий Кобылкина.   

В одном из своих интервью Вы сказали о том, что при годовом бюджете региона в 110 миллиардов рублей в 2016 кризисный год округ недополучил 40 миллиардов налога на прибыль. То есть, бюджет руководимого Вам региона не получил почти 40% запланированных доходов. Цифра, конечно, совершенно убийственная для любого региона России. За счет чего удалось выжить, Дмитрий Николаевич? С. Хамицевич, Москва, экономист

– Ямал – регион не слабый. Преодолевать трудности для северян в характере.     В 2010 году мы решили строить новый Ямал. В самом начале этого пути я представил Президенту страны ямальский прорывной проект «Энергия Арктики», с нашими перспективами промышленного роста в дальний горизонт. Сегодня, многие заявленные тогда проекты уже работают. Но мы идём дальше - нам нужна переработка. Я неоднократно говорил, что чем раньше наша страна сойдет с нефтегазовой иглы, тем увереннее мы будем себя чувствовать – как во внешней, так и во внутренней политике. Не просто, но эта стратегия даёт свой результат. Выпадающие доходы от уменьшения налога на прибыль сейчас компенсируются увеличением объёмов налога на имущество предприятий. Уже введен в круглогодичную эксплуатацию порт Сабетта, осенью состоится запуск в эксплуатацию нефтепровода «Заполярье-Пурпе», в 2017 году начнёт работу завод по сжижению газа «Ямал СПГ» - реализация этих и других крупных проектов позволяет нам не только быть устойчивыми, но и развиваться дальше.

Конечно, пришлось «ужаться». Но по мы не остановили ни один проект. Есть механизмы, позволяющие не падать духом. Главное – нужно думать и не опускать руки.

- Как кризис повлиял на выбор приоритетов дальнейшего развития округа? Семенович, Тюмень

- Приоритет у нас один - обеспечить дальнейший рост уровня и качества жизни ямальцев. Для этого нужны деньги, и их на всё всегда не хватает. Понятно, что социального благополучия без сильной экономики не бывает. И если раньше – до первой волны кризиса, главным направлением развития было увеличение объёма добычи газа, то сейчас мы выделяем четыре «точки роста», и все они приоритетны. Первая традиционная: увеличение объёма добычи углеводородов. На Ямале развиваются пять новых центров добычи, которые расположены, преимущественно, в арктической зоне. В 2017-м «Газпром» планирует вывести на проектную мощность Бованенковское месторождение (это 115 млрд м³ газа в год) на полуострове Ямал, а осенью этого года войдет в строй нефтепровод «Заполярье-Пурпе», который даст возможность разрабатывать нефтяные месторождения. В 2016-2017 годах ежегодная добыча нефти подрастёт, а по газу - останется стабильной и снижений не будет.

Вторая - транспортно-инфраструктурная. Порт Сабетта уже наполняет половину всего грузооборота Севморпути. Северный широтный ход: это колоссальной нужности для страны железнодорожная магистраль, которая выведет грузы России к мировому океану. Заглядывая за горизонт, нам надо понимать, чем станет Ямал. Либо мы станем территорией транзита, чего бы не хотелось, либо мы станем регионом, где будет налажено производство, переработка и сбыт, что даст новые и постоянные рабочие места, налоги, крепкую экономику и благосостояние населения.

Поэтому нужна третья «точка роста» - переработка, о которой я уже говорил. За последние годы НОВАТЭК удвоил мощности Пуровского ЗПК с 5 до 11 миллионов тонн деэтанизированного газового конденсата в год, 16 миллиардов рублей вложил в модернизацию Вынгапуровского ГПЗ СИБУР. В 2017 году даст первую продукцию ЯМАЛ СПГ, а в 2019 году ожидаем, что заработает Новоуренгойский ГХК. Мне хотелось бы, конечно, «навалиться» на нефтегазохимию, потому что за этим сегментом экономики – огромные перспективы. Мы обязаны быть конкурентоспособными в этом рынке.

 3.jpg

И четвертый приоритет - малый и средний бизнес. Каждый год на его поддержку округ выделяет около 500 миллионов рублей. Обратно в 2015 году, например, от 24 тысяч субъектов МСБ получили 1,8 миллиардов рублей налогов. Но дело не столько в пополнении бюджета, сколько в том, что в этой сфере занято 80 тысяч человек – почти пятая часть трудоспособных ямальцев! Дело чести и совести – поддержать этих людей, которые своим трудолюбием и талантом организовывают свое дело.

- Г-н Кобылкин! На чем основаны расчеты окупаемости ямальского сжиженного природного газа на рынке азиатского-тихоокеанского региона? С.Волохов. Сидней

С учетом Сахалина, питерских проектов, ямальского проекта, страна может получить 20-25% мирового рынка СПГ. В России запасов СПГ хватит на 200 лет, и мы в этом будем конкурентоспособными. И постепенно страны будут переходить с трубного газа на СПГ. Это даёт независимость. Ведь труба, это всегда место торга. И многие не хотят работать по такой схеме.

Если говорить про ямальский газ, то он будет всегда иметь более выгодную маржу в отличие, к примеру, от катарского или новозеландского. Мы выигрываем порядка 13%, поскольку технологические процессы требуют охлаждения. А наш – в природном холодильнике. Кроме того, «Ямал СПГ» находится непосредственно на месторождениях рядом с выходом на Севморпуть. То есть, не надо серьезно тратиться на транспортные издержки. При масштабном открытии выхода в Мировой океан у Ямала будут совершенно другие возможности.  Отмечу ещё, что 100% продукции первого ямальского СПГ-завода уже законтрактовано на 20-25 лет вперед.

- Благодарю за возможность пообщаться с Вами в формате интернет-интервью. Мы с большим интересом следим за тем, что происходит в России и на русском Севере. На Вашей территории находятся огромные запасы углеводородов, разработка которых принесет пользу и России, и Индии. Видите ли Вы участие индийских компаний в добыче нефти и газа в Вашем регионе? Д-р Р.Чопра, Дели

- Мы с большим уважением относится и к российским, и к зарубежным инвесторам. И за последние годы доказали, что Ямал – надежный партнер для всех. Например, с Китаем, традиционно планирующим жизнь на 15-20 лет вперед, у нас более чем плодотворное сотрудничество в рамках проекта Ямал СПГ. Сейчас обсуждается возможность реализации ряда совместных проектов с представителями инвестфондов Объединенных Арабских Эмиратов. Иностранные инвесторы, вошедшие в ямальские проекты ранее, продолжают работать на территории несмотря на внешнеэкономические обстоятельства.

 4.jpg

Знаю, что компании из Индии заинтересованы в поставках сжиженного природного газа из России. Об этом накануне Петербургского экономического форума заявлял министр нефти и газа Индии Дхармендра Прадхан. До этого совместных проектов у нас не было и полагаю, обсуждение - дело будущего. Мы к диалогу готовы.

Но пока, сосредоточены, в первую очередь, на запуске стратегических проектов высокой степени готовности.

- При открытии выхода в мировой океан Ямал получит совершенно другие возможности. Заглядывая за горизонт, нам необходимо понимать, чем станет Ямал. Либо мы станем территорией транзита, чего бы не хотелось, либо мы станем регионом, где будет налажено производство, переработка и сбыт, что даст новые и постоянные рабочие места, налоги, крепкую экономику и благосостояние населения. Мне хотелось бы, конечно, «навалиться» на нефтегазохимию, потому что за этим сегментом экономики в России огромные перспективы и возможности

- Недавно переехали из балка в нормальную, теплую квартиру,  а друзья пока в бараке остались, хотя, говорят, вот-вот тоже переселят. Что будет дальше со строительством жилья, Дмитрий Николаевич? Павелевы, Новый Уренгой

- Поздравляю вас! За пять лет финансирование жилищных программ у нас на Ямале выросло в четыре раза. Ежегодный рост ввода жилья составил 20%, в три раза выросло количество ветеранов-ямальцев переехавших в регионы с более благоприятным климатом. К началу будущего года планируем полностью закрыть проблему аварийного жилья, признанного таковым на 1 января 2012 года. Если дома ваших друзей относятся к этой категории, то значит, и у них скоро наступит новоселье.

 5.jpg

Мы продолжим строить, используя для этого все доступные ресурсы и механизмы государственно-частного партнерства. В качестве ориентира оставляем для себя планы из расчёта один квадратный метр на человека в год. Будем оптимизировать  стоимость жилья эконом-класса: по планам к 2018 году мы должны снизить стоимость на 20%. Соответственно, в авангарде будут те строительные компании, которые смогут за это время адаптироваться к новым условиям. 

- Чем проекты, которые делаются у вас, могут помочь нам – свердловчанам? Игорь Петрович, Екатеринбург

- Кризис нас сплотил. Когда наступают трудности, друзья сплачиваются. Мы с Курганской, Тюменской, Свердловской, Челябинской областями, Югрой – друзья по всем направлениям. Во всех крупных ямальских проектах участвуют десятки уральских предприятий. Только на Сабетте сегодня  задействовано более 500 предприятий из 55 регионов России, в том числе с Урала. Например, инновационные буровые установки «Арктика», созданные екатеринбургским «Уралмашем», бурят скважины на Южно-Тамбейском месторождении. «Курганстальмост» - основной поставщик мостовых конструкций для моста через Надым. Именно с индустриального Урала на Ямал идёт основной поток щебня, песка, металла.

Регионы активно участвуют в обеспечения продовольственной безопасности округа. В прошлом году на Ямале прошло больше сотни продовольственных ярмарок. Чем сильнее будут разворачиваться инфраструктурные проекты на Ямале, тем больше работы будет для предприятий, расположенных за пределами округа, потому что одно рабочее место в Арктике создаёт 14 рабочих мест в других регионах России.

-  Вопросы безопасности как решаете? Ситуация в мире известная, а у вас такие национальные запасы, да и люди с деньгами живут.

- Спасибо за вопрос. В силу специфики темы, отвечу кратко. В центре Арктической зоны страны безопасность обеспечиваем комплексную и для наших жителей, и для объектов. Задействованы многие силы, в том числе сильного промышленного блока. Мы давно выступали за создание арктического спецназа, пограничных пунктов, спасателей со спецподготовкой. Арктические условия – это всегда повышенные требования.  Сегодня на Ямале активно идёт формирование подразделений Нацгвардии, которую Президент России наделил особой миссией.

- Спасибо, Дмитрий Николаевич, за мост через Надым, но когда дорога дойдет до Салехарда? Семья Очерейкиных, Надым

- Автодорога «Надым-Салехард», которая должна связать круглогодичным сообщением западную и восточную часть округа, и ликвидировать транспортную дискриминацию наших жителей,  сейчас введена в эксплуатацию на протяжении 155 км. Это половина трассы. Объект сложный и, учитывая наши климатические условия и повышенные требования к экологической безопасности, очень дорогой. Но для нас эта дорога – приоритет. Недавно губернатор Тюменской области Владимир Якушев вышел с инициативой о том, что область может поддержать Ямал в части компенсации высокой процентной ставки в проекте строительства дороги «Надым – Салехард». Если получится сократить проценты хотя бы на миллиард рублей, это будет здорово.

Это не просто автодорога. Она, как и мост через Надым – важные составные Северного широтного хода. А его реализация превратит наш регион в транспортно-логистический узел федерального значения, даст новый толчок развитию Российской Арктики. Плюсы для ямальцев - снижение стоимости товаров и услуг, создание новых рабочих мест. Ямал на сегодня сделал всё, чтобы строительство Северного широтного хода в части железнодорожного хода началось. Все позиции согласованы и просчитаны, документация готова.

Вы постоянно говорите о том, что порт Сабетта станет опорным портом на трассе Северного морского пути. А как же Амдерма, Тикси и другие порты, которые были построены на побережье Северного Ледовитого океана в советское время? Да и наш порт – Петропавловск-Камчатский, тоже хотят сделать опорным портом на Севморпути. С.Денисенко, Петропавловск-Камчатский

- Когда Северный морской путь «разогреется», работы хватит всем. Но сейчас именно для Сабетты сформирована понятная и просчитанная грузовая база. В ее основе - создание нового мощного центра СПГ. В рамках этого проекта строится завод, сам новый арктический морской порт, танкерный флот ледового класса. Кстати, самый мощный в мире ледокол «Арктика», который недавно был спущен со стаппелей «Балтийского завода» в Санкт-Петербурге, тоже предназначен, в первую очередь, для работы в порту Сабетта с 2017 года. И нами, и Минтрансом порт Сабетта уже рассматривается как многофункциональный терминал. Понимаем, что экспорт и импорт будут проходить по кратчайшему, экономически эффективному и безопасному пути.

 2.jpg

А немного южнее Сабетты располагается терминал «Ворота Арктики». Это первый круглогодичный арктический терминал, который был построен в акватории Обской губы в районе Мыса Каменного для транспортировки нефти морем. Через него «Газпром нефть» намерена ежегодно доставлять европейским потребителям до 8 млн тонн нефти сорта NovyPort, добытой на месторождении Новопортовское на полуострове Ямал.

С учетом этих обстоятельств мощность Сабетты может достигнуть 70 млн тонн грузооборота в год, что делает этот порт естественным  новым опорным портом на трассе Севрморпути. Но, повторюсь, другим портам работы тоже хватит.  

- Зачем Вы начали вместо «Боингов» закупать для авиакомпании «Ямал» российские самолеты «Сухой Суперджет»? И будете ли Вы продолжать субсидировать авиаперевозки? Часто летающий

- Отвечу сначала на второй вопрос. Авиация для нас – не роскошь, а средство передвижения. Во многие поселки округа можно попасть только вертолетом. Поэтому мы будем продолжать субсидировать перевозки авиационным и водным транспортом в отдаленные поселки.

Что касается самолетов, то мы благодарны поддержке Президента России нашей инициативы по переводу авиакомпании «Ямал» с иностранных самолётов на российские. Приобретение и эксплуатация российских самолетов Sukhoi Superjet, с учетом огромной курсовой разницы валют, значительно дешевле Boeing и Airbus при том же уровне комфорта. И работу эту мы будем продолжать.

-  Несколько лет назад на Гыдане начали бурить первую параметрическую скважину. Что ждут геологи, добытчики и Вы, как руководитель региона, от этого полуострова? С.Воропаев, Москва

- Эта территория – высокоперспективная; программа геологического изучения полуострова на данный момент  разрабатывается Министерством природных ресурсов и экологии РФ.      Мы понимаем, что нефтегазоконденсатные запасы полуострова могут послужить ресурсной базой для создания на Ямале второго завода по производству СПГ. НОВАТЭК и Газпром уже проводят там геологоразведку на своих лиценционных участках.

- Про месторождение «Победа» в Карском море в прошлом году говорили очень много. Сейчас как-то эти разговоры поутихли. А как Вы оцениваете потенциал освоения шельфа в прибрежной части округа? И, главное – когда его намерены осваивать?  А.Денисов, Архангельск

- Шельф южной части Карского моря – крупнейший резерв углеводородов. Эта область по оценкам ученых обладает перспективными ресурсами в 56 триллионов кубометров условного топлива. Другого региона с подобной концентрацией неразведанных углеводородов Россия не имеет. Открытие месторождения «Победа», безусловно, одно из значимых достижений за последние годы. Но оно там не единственное. По оценкам экспертов, наши запасы превосходят такие нефтегазоносные провинции, как Мексиканский залив, бразильский шельф, арктический шельф Аляски и Канады, и сравнима со всей текущей ресурсной базой Саудовской Аравии.  Пока у нас есть ресурсная база, что называется на берегу, о масштабном выходе на шельфы можно говорить только в будущем времени. Но работа ведется.

- С этого года морские танкера будут возить нефть с Нового Порта круглогодично. Из Сабетты в будущем году пойдут газовозы. Вы представляете, что будет после этого с экологией в Обской губе? Степанов, Москва

- Ни один проект на Ямале не проходит без жесткой экологической экспертизы. Это целиком и полностью относится и к проектам, которые реализуются на полуостровах Ямал и Гыдан. Компании идут нашим требованиям навстречу, берут на себя дополнительные обязательства по сохранению экологического равновесия. Себе я обозначил цель так: мы должны оставить после себя Ямал таким, каким он был ранее. И даже ещё чище и краше.

 6.jpg

Экологический опыт Ямала признан эталоном на последнем заседании Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов, но это не успокаивает. На повестке новые формы экологической политики. Считаю, что в ближайшей перспективе меморандумы о совместных действиях в сфере соблюдения экологической безопасности, которые заключаются нами ежегодно с предприятиями ТЭК, должны стать трехсторонними. К этому должны присоединиться и общественники из Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

- В чем уникальность рыборазводного завода, который строится у нас, в Харпе? Правда ли, что там будут осетров разводить? И как можно устроиться туда на работу? Петренко, Харп

- Проект этот особенный, обсуждать эту идею начали давно. И вот уже скоро завод начнет работать, будет пополнять наши водные просторы молодью муксуна, чира, пеляди. Будет и осетровый участок. В зависимости от необходимости, оборудование завода позволяет осуществлять искусственное воспроизводство любых видов рыб, встречающихся на Ямале.

Здесь уникально многое: само место на берегу горной реки Собь, а она нерестовая для многих видов рыб и обладает уникальной чистотой воды.  Трудовые ресурсы есть, но запрос на высококлассных специалистов остается. Руководитель предприятия буквально ищет профессионалов по России, но есть возможность и выучится.

Когда будет возобновлен свободный вылов муксуна? Живем на реке, а муксуна на продажу второй год ловить не можем – запрещено. А чем жить-то? Анатолий, (село Яр-Сале)

- Верю науке, а специалисты говорят, что мы сможем восстановить популяцию ценных сиговых рыб. Это не только для нас важно, это важно для коренного населения: белорыбица всегда входила в их рацион питания. Им особая благодарность за то, что все понимают сейчас эту ситуацию.

Вчера буквально был день рыбака, и я могу заявить, что у наших ямальских рыбаков работы хватает и без муксуна. Сейчас как раз путина идет. Мы просто переориентировали отрасль на другие виды. Есть сейчас современные рыболовецкие судна-рефрижираторы, которые ведут рыбозаготовку даже в самых отдаленных поселках на берегу Северного Ледовитого океана. Чуть подождать надо, дать отдохнуть природе.

- Недавно вы своим коренным северянам-тундровикам  в полтора раза ежемесячные выплаты повысили. И льгот у них всяких разных очень много. А ведь они газ не добывают, нефть не качают. За что им такие блага?  Михаил, Якутск

- Ненцы, ханты, селькупы и другие коренные северяне  – это истинные хозяева Ямала. Он жили здесь задолго до того, как сюда пришли геологи и буровики. И я сам, и ямальцы учимся у них бережному отношению к земле. Несмотря на условия жесткой бюджетной экономии, мы продолжаем сохранять их уникальную культуру и образ жизни, совершенствуем нормативную базу; вместе с нашими представителями в Госдуме России и при поддержке федеральных органов власти будем добиваться внесения изменений в федеральное законодательство, направленных на улучшение жизни малочисленных народов. Накануне выборов депутатов - важным критерием для Ямала является как раз понимание соискателем сути и значимости вопроса поддержки и защиты КМНС, развития Крайнего Севера, тонкостей освоения арктических территорий.

 7.jpg