Метро пожароопасно

Михаил Рогожников
главный редактор Expert.ru
8 июля 2016, 13:19

Прийти к открытию метро, ровно в полшестого утра, и обнаружить закрытую станцию, это конечно очень обидно, тем более, если вы находитесь далеко от центра города, а надо попасть именно туда. И именно в 5.30 шесть станций Таганско-Краснопресенской линии закрылись из-за пожара.

Утренний пожар в московском метро был ликвидирован еще в 6.17, по данным пресс-службы ГУ МЧС по Москве, но его последствия пассажиры ощущали еще долго. Происшествие случилось на путях неподалеку от станции метро "Выхино" на юго-востоке Москвы. Это бывшая конечная станция сиреневой, или фиолетовой ветки метро, которая теперь продлена до Жулебино. Она сопряжена с железнодорожной платформой Рязанского направления, и летом по утрам принимает особенно много пассажиров.

События, начав разворачиваться прямо перед открытием метро, имели затем продолжение на несколько часов, и еще повлияют на транспортную ситуацию сегодня вечером. «Интерфакс» со ссылкой на информацию МЧС проинформировал, что сообщение «о пожаре в административном здании в доме 2 по улице Хлобыстова» поступило в 05:22. Выяснилось, что горят «восемь погонных метров кабеля и 100 квадратных метров в административно-бытовом помещении».

«Возгорание силового кабеля произошло из-за короткого замыкания», сообщил затем РИА Новости источник в экстренных службах столицы. Общая площадь пожара на станции «Выхино», по его данным, составила 110 квадратных метров. Огонь перекинулся на административно-бытовые помещения станции. Пришлось принять очень трудное в такой час решение.

И движение от станции «Котельники» (конечная) до станции «Кузьминки» было остановлено. С 5.30 станции "Котельники", "Жулебино", "Выхино", "Рязанский проспект", "Кузьминки" закрылись для входа и выхода пассажиров. Пассажиры «укомплектовывались» в автобусы бесплатного маршрута с литерой «М», выделенные Мосгортрансом, однако справиться с потоком людей им было крайне сложно.

Потом было закрыто движение только между «Выхино» и станцией «Текстильщики», на которую тоже приходят дачные электрички, но тут главное, чтобы поезда шли в центр, и они шли. А в 8.21 было подано напряжение и на участке от станции «Выхино» до «Текстильщиков». Поезда двинулись, хоть и с увеличенными интервалами.

Днем пресс-служба метро рекомендовала москвичам в вечерний час пик пересесть на  другие виды транспорта, или другие линии, поскольку поезда на южном участке Таганско-Краснопресненской ветки будут следовать с увеличенным интервалом.

Как сообщил ТАСС, по поводу аварии был создан оперативный штаб, в который вошло руководство столичного департамента транспорта, метрополитена и МЧС. А начальник московского метро Дмитрий Пегов счел нужным извиниться перед горожанами: "Хочу извиниться перед москвичами за допущенный сбой в Московском метрополитене. Сегодня пятница, с 16 часов будет график вечернего часа пик. Мы поедем с увеличенными интервалами 3-4 минуты". Он обещал восстановить движение полностью к утру субботы.

Инциденты, связанные с электрооборудованием, являются достаточно частыми в московском метро. РИА Новости напоминает о том, что вечером 17 июня было приостановлено движение поездов на Замоскворецкой линии от "Орехово" до "Алма-Атинской" из-за задымления на станции "Красногвардейская" по причине возгорания электрокабеля в тоннеле. 8 марта произошел сбой в работе светофоров на южном участке Калужско-Рижской линии и с 9 по 11 марта работа ряда станций этой ветки была ограничена. Прежние инциденты можно перечислять очень долго. Они отчасти неизбежны, метро - сложнейший объект. Но нет ощущения, что успокаивающий массы баритон властного голоса, без публики рыкает на подчиненных так, чтобы аварии были минимизированы до предельной степени и воспринимались как действительно ЧП, а не как одно из рядовых событий в череде подобных.

Эксперт центра "Общественная Дума" Павел Ивченков обращает внимание на то, что Московский метрополитен занимает 5-е место в мире по величине пассажиропотока (после Токио, Пекина, Сеула и Шанхая), и что здесь активно следит за безопасностью: в среднем за один день обнаруживают 200 опасных с разных точек зрения предметов.

Последняя крупная авария (сход поезда с рельсов, повлекший жертвы) произошла в 2014 году. Предыдущая техногенная катастрофа - гибель людей на эскалатора - случилась в метро в начале 80-х. Но ни до, ни после ничего подобного не было.

"Конец света когда метро выхино закрыто. #Выхино #коллапс", выражает Твиттер мнение одного их москичей. Конец не конец, но городским властям следовало бы обратить на этот объект самое пристальное внимание. Спускается ли кто-то из тех, кто обычно совершает поездки на метро под фотокамеры - в закрытом режиме и в сопровождении охраны - в пиковые часы в транспортное подземелье города? Вряд ли. А между тем, тут предельная давка на многих пересадочных узлах. Плюс — аварии. Проблемы метро надо обсуждать широко, ища решения, которые, возможено, в прямом и переносном смысле не лежат на поверхности.