— Дмитрий, ваша компания работает на рынке 15 лет, то есть вы стартовали, когда российская экономика выходила из кризиса 1998 года и была на подъеме. А сейчас экономика в глубокой депрессии — как это сказывается на вашей стратегии?
— Мы с самого основания компании в 2001 году занимались услугами и были ориентированы на долгосрочную работу с клиентами, умели считать финансовый результат каждого проекта, поэтому какой-то серьезной перестройки в кризис не потребовалось. Более того, мы рассматриваем его как возможность получить новые проекты. Если раньше на крупном внедрении было три-четыре слоя посредников, то сейчас клиенты напрямую нанимают компании, которые делают работу. Это связано как с кризисом, так и с тем, что наша отрасль последние годы переживает определенную трансформацию: из «высокого искусства», когда каждый проект — уникальное достижение, ИТ становится все больше товаром повседневного потребления, коммодити, когда практически по каждому внедрению можно заранее рассчитать результат, и клиенты все чаще выбирают ИТ-консультантов исходя из цены. Кроме того, если на растущем рынке руководители корпораций обычно не обращают особого внимания на ИТ, то в кризис можно добиться их внимания, предлагая креативные способы экономии при помощи технологий. Ну а наиболее прогрессивные руководители не ограничиваются экономией, стараясь еще и заработать на ИТ.
— Каким образом обычная компания может заработать на ИТ?
— Для многих отраслей, где создаются большие объемы информации, ИТ — это способ лучше понимать свои данные, а через них и своих клиентов, свой бизнес, и извлекать из этого максимальную выгоду. Например, Сбербанк сумел трансформироваться, в том числе за счет информационных технологий. Я сам являюсь давним пользователем и «Сбербанк Онлайн», и мобильного приложения. Удобство этих систем сделали меня лояльным клиентом. То есть для Сбербанка ИТ действительно становится ключевым фактором успеха. Я убежден, что в будущем корпорации будут платить ИТ-компаниям именно за инновационные способы взаимодействия со своими клиентами, за максимизацию пользы от своих данных.
— Сейчас все чаще можно слышать о большом потенциале импортозамещения на ИТ-рынке. О каких именно рыночных и продуктовых нишах идет речь?
— Есть ниши, в которых импортозамещение случилось давно или иностранных поставщиков не было изначально. Скажем, компания «1С» замечательно себя чувствует на рынке малого, среднего бизнеса, и все попытки западных вендоров прийти туда ничем не закончились. На проектах более крупного масштаба та же «1С» или корпорация «Галактика» раньше не могли по-настоящему конкурировать с Oracle или SAP. Сейчас у российских разработчиков появился шанс расширить свое присутствие благодаря ценовому преимуществу и желанию государственных и окологосударственных структур работать с отечественными поставщиками. Что касается корпоративных систем в негосударственном секторе, то это вопрос чистой рыночной конкуренции.
— По поводу качества российского корпоративного ПО: считается, что оно всегда будет проигрывать западному, потому что на разработку последнего затрачено несопоставимо больше человеко-часов. Разве эта проблема решена?
— Конкурировать в лоб с иностранными поставщиками корпоративного ПО и играть с ними в догонялки бесполезно. Я считаю, что действовать нужно ассиметрично — лидеров можно обойти на одном из поворотов в развитии технологий.
Россия всегда обладала отличной инженерной школой, сильным инновационным потенциалом. Давайте посмотрим, как быстро происходят технологические перемены в мире: все помнят историю Nokia, Yahoo, Netscape, которые сгорели буквально за год-два, потому что рынок ушел в другую сторону. Скорость перемен на рынке корпоративного ПО может быть сопоставимой.
Сейчас самое время для того, чтобы перестать оглядываться на старые технологии иностранных поставщиков и предложить что-то новое. На мой взгляд, корпоративное ПО будет двигаться в сторону облаков и порталов взаимодействия участников производственных цепочек. И здесь у российских компаний есть шанс стать лидерами, поскольку гонка в этой области только начинается. В отличие от автопрома, где производственная цепочка включает в себя сотни компаний, ИТ очень компактный бизнес. Хорошее корпоративное ПО можно создать за два-три года при наличии существующих наработок.
— Должно ли, на ваш взгляд, государство помогать развитию ИТ-индустрии?
— В создании ИТ-продукта, как и в любой творческой, сложной области, очень тяжело купить готовый результат. По моему мнению, государство поможет, поддержав те коллективы, которые уже сложились и успели что-то сделать, где есть какие-то интересные наработки и идеи. Попытка начать писать какое-нибудь «национальное» решение с нуля обречена на провал. Необходимо уже сформировавшимся командам помогать получать «длинные» стабильные деньги для того, чтобы они могли совершенствовать свои решения и выходить на международный рынок.
AT Consulting предоставляет ИТ-услуги для телекоммуникационного, финансового, государственного и других секторов. Ключевые направления деятельности: внедрение и сопровождение сложных информационных систем, управленческий и операционный бизнес-консалтинг, управление проектами и ИТ-аутсорсинг.