Охотники за руками

Сергей Мануков
6 сентября 2016, 16:59

Времена, когда Восточная Европа считалась регионом дешевой рабочей силы канули в лету. Сейчас это регион с очень большим дефицитом рабочих рук. Стареющее население, неприязнь к мигрантам и исход миллионов жителей за лучшей жизнью в богатые европейские страны оставили тысячи вакантных рабочих мест в восточноевропейских странах. Это имеет серьезные как социальные, так и экономические последствия: рост расходов для компаний и угроза резкого сокращения инвестиций.

«Дефицит рабочей силы – не дает спать менеджерам компаний во всей Восточной Европе,- рассказал агентству Bloomberg Роберт Бенше, директор отделения PricewaterhouseCoopers LLP в Будапеште, которое занимается людскими ресурсами и который является одним из авторов исследования компании на эту тему.- Первый вопрос, который сейчас задают себе инвесторы перед тем, как отправиться на восток Европы – смогу ли я найти достаточно людей для того, чтобы запустить бизнес?».

И дефицит рабочей силы только увеличивается. За последние два года число незанятых рабочих мест в Чехии выросло на 166% до примерно 110 тыс. человек. И это при том, что Чехия относится в ЕС к числу стран с наиболее низкой безработицей. В Латвии, например, количество вакантных рабочих мест в 2015 г. утроилось (!), а в Польше с декабря прошлого года – удвоилось. 

Транснациональная корпорация McDonald’s, работающая более чем в ста странах на всех континентах, славится жестким подходом к сотрудникам и в первую очередь в отношении оплаты труда. Однако острый дефицит рабочей силы заставил руководство компании изменить политику. Правда, пока в одной отдельно взятой стране – Венгрии.

McDonald’s печатает в венгерских газетах с первых дней 2016 г. объявления о приеме на работу. Новым работникам предлагается бесплатное жилье. Новичкам придется оплачивать только коммунальные услуги. 

Конечно, дефицит рабочей силы ощущается не только в общепите. Немецкая оптовая сеть магазинов Lidl Ltd. для того, чтобы заманить работников, подняла оклады: в Чехии на четверть, а в Венгрии на 20%. В Румынии программистов заманивают на работу бесплатными ваучерами на посещение тренажерных залов и спасалонов.

Одно из наиболее экономически развитых государств на востоке Европы - Словакия. Достаточно сказать, что она занимает первое место в мире по количеству собранных автомобилей на душу населения. В Словакии, как и в других странах региона, не хватает рабочих. Для их привлечения компаниям приходится, по словам президента Ассоциации машиностроительной отрасли Словакии Яна Прибулы, предлагать не только курсы подготовки, но и жилье, а также повышать зарплаты. 

Взять, к примеру, корейскую автокомпанию Kia Motors Corp., на заводе которой, расположенном на севере страны, в Зилине, дела идут отлично. Но там уже начинает ощущаться дефицит рабочих рук. Ситуацию осложняет специфика автопрома – ему необходимы не просто квалифицированные кадры. Важно, чтобы они заключали контракты на длительное время. В результате у компаний быстро растут платежные ведомости и другие расходы. В Румынии, по данным Управления статистики, зарплаты выросли в июне в среднем на 14,3% по сравнению с июнем 2015 г., а в июле – на 12,4%. При этом рост зарплат значительно опережает рост производительности труда. В Литве прогнозируют, что зарплаты в среднем будут расти до 2019 г. на 6,5% в год, а производительность труда – вдвое медленнее.

По данным Morgan Stanley, больше всех в Центральной Европе стоимость рабочей силы в этом году выросла в Венгрии. При этом рост производительности труда сильно отставал от ее роста.

Несмотря на упомянутые трудности даже после недавних повышений зарплаты на востоке континента остаются намного ниже, чем на западе.  Тяжелая ситуация на рынке рабочей силы угрожает и притоку капитала из-за границы, который помог экономикам таких бывших соцстран, как Польша и Словакия, развиваться после вступления в ЕС в 2004г. со скоростью ок. 4%. Это более чем вдвое выше темпов развития западных государств. О том, насколько опасен для инвестиций дефицит рабочей силы, говорит пример Венгрии. Министр экономики Венгрии Михали Варга рассказал журналу Figyelo, что из-за этого одна крупная компания недавно была вынуждена отказаться от проекта в этой стране.

Пока компании в Восточную Европу идут. Jaguar Land Rover объявил, что к 2018 году ему понадобятся 2800 новых работников в Словакии. Через год там должен начать работать новый автозавод.

Mercedes готов расширить производство в Венгрии. Для этого ему будут нужны к 2020 г. 2,5 тыс. новых сотрудников. Главное – найти их. Так что руководству компаний придется изобретать новые способы привлечения рабочих.