Европа может отказаться от дизеля

Москва, 26.07.2017
В среду собирается совет директоров Volkswagen, который разберет новые обвинения в адрес компании. Новый виток «дизельгейта» может привести к тому, что в Старом Свете окончательно откажутся от дизельных двигателей и топлива.

Интерпресс/ТАСС Автор: Александр Тарасенков

Американская вонючка

Новой жертвой не стихающего скандала, связанного с фальсификацией немецким автопроизводителем Volkswagen (VW) результатов проверок двигателей на выхлопы, который получил название «дизельгейт», может стать сама топливная технология. Недовольство потребителей дизельным топливом, которое совсем недавно считалось в Европе и экономичным, и чистым, может перерасти в открытый бунт.

Сейчас тлеющий скандал вновь угрожает превратиться в большой огонь. Масла в него подлила Еврокомиссия, которая на этой неделе подтвердила, что антимонопольный регулятор расследует обвинения в картельном сговоре немецких автомобильных гигантов. В числе прочего речь идет и о сговоре с целью внесения изменений в оборудование, которое проверяет выхлопные газы автомобильных двигателей на вредные вещества. Журнал Spiegel, раскрутивший новый виток «дизельгейта», в частности утверждает, что Volkswagen, Daimler и BMW в 2006 г. договорились ограничить размеры баков для жидкости, которая нейтрализует пары оксидов азота. Volkswagen и Audi (а это один концерн) признали вину, а Daimler и BMW пока все отрицают.

Серьезная опасность сейчас угрожает не только дизельному топливу, оказавшемуся в центре скандала, но и технологиям, которые имеют решающее значение для европейского и особенно немецкого автопрома. После начала «дизельгейта» в 2015 году у общественности, можно сказать, раскрылись глаза на дизельное топливо. Поначалу фальсификацию тестов на чистоту выхлопа автомобилей VW обнаружили в США и можно было предположить, что это часть конкурентной борьбы. Но затем европейцы поверили, что дизтопливо таит угрозы для их здоровья, и, как нетрудно догадаться, начали возмущаться.

Из князи в грязи

Автопроизводители быстро почувствовали перемену настроений покупателей на своих кошельках – продажи автомобилей с дизельными двигателями начали резко падать. В первые шесть месяцев 2017 года продажи «дизелей» сократились в Великобритании на 10%, в Германии – на 9%, во Франции – на 7%. Растет список европейских городов, власти которых могут вообще запретить ездить на дизельных авто. Ажиотаж сейчас настолько велик, что вопрос дизельных двигателей и дизельного топлива превратился уже и в политическую проблему. Немецкие политики и автопроизводители соберутся в Берлине в августе на «саммит» по этому вопросу.

Для автопроизводителей «дизель» не просто очередная модель, которая выходит из моды, как, например, в свое время кассетные магнитофоны. VW, Mercedes-Benz и другие автомобильные концерны потратили десятилетия и десятки миллиардов долларов, чтобы убедить европейцев в том, что дизельное топливо не только экономичнее бензина, но и менее вредно для окружающей среды и здоровья самих людей. В этом они преуспели: до «дизельгейта» автомобили с дизельными двигателями составляли более половины машин, продаваемых в Европе. В США и Азии, кстати, картина иная – там «дизели» занимают лишь небольшую долю авторынка. Политики, особенно, немецкие помогли автопроизводителям сделать так, чтобы дизельное топливо стоило на автозаправках дешевле бензина.

Выхлоп докатился до Меркель

В 90-е годы прошлого века VW, Mercedes и BMW первыми объединили компьютерную технологию, электронный впрыск топлива и турбонаддув, что позволило сделать дизельные двигатели тише и чище по сравнению со старыми двигателями. Экономия топлива тоже стала большим плюсом для BMW, Daimler и Audi и позволила им достичь доминирующего положения в сегменте автомобилей премиум-класса в Европе, где цена дизельного топлива нередко в 4 раза превышает цену бензина в США.

Лимузины очень важны для автопроизводителей, потому что они приносят больше прибыли по сравнению с авто средней стоимости. Очевидно, что продавать бензиновые версии Audi Q7 или BMW X7, как менее экономичные, немецким автопроизводителям будет труднее.

«Дизельгейт» стоит в повестке парламентских выборов, которые пройдут в Германии в конце сентября. Ангелу Меркель критикуют за то, что она является главным лоббистом немецкого автопрома. Берлин действительно обращался в Брюссель с просьбой выделить субсидии на дизельное топливо. Канцлер Меркель однажды даже открыто пожаловалась калифорнийским чиновникам на то, что в этом штате слишком строгие, по ее мнению, ограничения автомобильных двигателей по азотным соединениям.

Концентрация сил и средств на «дизелях» привела к тому, что немецкий автопром медленнее работал над созданием гибридов, которые могут заменить дизельные автомобили. Сейчас это отставание сказывается на продажах.

Обиделись на ДВС

Опасность существует, конечно, и для производителей недорогих автомобилей, таких, например, как Fiat, Renault, Peugeot и Citroën. Им придется модернизировать оборудование, замеряющее выбросы в атмосферу, потому что сейчас к этому вопросу привлечено повышенное внимание. Не исключено, что уже через год-другой цены на эти авто поднимутся и они могут быть сняты с конвейеров.

Сейчас все больше европейцев понимают, что «чистый дизель», мягко говоря, не очень соответствует действительности. Дизельные двигатели, действительно, сжигают топливо эффективнее бензиновых двигателей, которые по-прежнему доминируют в Америке, и выбрасывают в атмосферу меньше СО2, главного виновника глобального потепления. Но с другой стороны, дизельные автомобили выбрасывают в воздух и больше оксидов азота, которые не только создают смог, но и провоцируют астму и другие легочные заболевания.

Сейчас ситуация изменилась. Европейские автопроизводители испытывают сильное давление. Обвал популярности дизельного топлива и дизельных двигателей ставит под сомнение главную стратегию немецкого автопрома.

Автопроизводители пытаются сейчас продавать больше электромобилей. BMW, например, заявил во вторник, что в 2019 году начнет выпускать полностью электрическую модель популярного Mini, а в Volvo сообщили, что прекратят работать над двигателями внутреннего сгорания (ДВС).

Однако даже резкий переход на гибриды и электромобили не в состоянии компенсировать потери от снижения продаж «дизелей» в краткосрочной перспективе. Франция намерена окончательно запретить продажу автомобилей, работающих на дизельном топливе, к 2040 году. Многочисленные города на континенте: Мадрид, Париж, Мюнхен, где находится, кстати, головной офис BMW, Штутгарт и другие, хотят запретить продажу машин со старыми дизельными двигателями. Кстати, потенциальный запрет – главная причина массового отказа покупателей от «дизелей». Потребители боятся, что на «дизелях» просто не смогут проехать в центр своего города.

Новости партнеров

Новости партнеров

Tоп

  1. Китай наносит удар по ослабевшему доллару
    Падение стоимости доллара дает Китаю отличную возможность нанести сокрушительный удар по главному оружию геополитического противника
  2. США нашли «изящный» способ рефинансировать огромный госдолг
    США намерена рефинансировать старый долг новым займом под очень близкий к нулю процент. В этом и кроется изначально весь «секрет полишинеля», для чего одной рукой ФРС резко снизила «под кризис» до нуля и надолго процентные ставки, другой свободной рукой финансовая система США спешит элементарно перехватить взаймы как можно больше, и почти бесплатно
  3. Рубль и невидимая рука рынка: что стоит за обвалом национальной валюты?
    Падение курса рубля последовавшее за очередным заседанием ЦБ РФ, вызвало много разговоров, в том числе о девальвации. Однако главный фактор, влияющий на динамику рубля, остался неизменным
Реклама