Приобретение готового бизнеса: за и против

Покупка готового бизнеса представляет собой хорошую альтернативу его созданию с нуля.

Прежний владелец бизнеса может продать его по разным причинам:

• переход в другую область деятельности;

• исчезновение интереса;

• нерентабельность предприятия;

• личные причины.

Согласно существующему федеральному законодательству, покупка бизнеса как товара невозможна, поскольку фирма считается самостоятельным субъектом права. В этой связи под «покупкой» в данном случае понимается приобретение доли в уставном капитале, влекущее за собой смену состава учредителей. Публикации о продаже бизнеса можно увидеть в печатных СМИ и на онлайн-ресурсах. Кроме того, существуют фирмы, которые выступают в качестве посредников по купле-продаже готового бизнеса.

Если вы все же решили купить готовый бизнес, то должны знать о достоинствах и изъянах, связанных с данной сделкой. К числу наиболее общих преимуществ относятся следующие:

• наличие офисного помещения, без которого госрегистрация попросту не может быть произведена;

• наличие госрегистрации;

• возможность воспользоваться реализованной бизнес-идеей вместо поиска новой;

• укомплектованный штат сотрудников;

• наличие клиентской базы;

• наличие конкурентоспособного продукта;

• завоеванная рыночная ниша;

• наличие установленных связей и деловая репутация;

• раскрученный бренд;

• наличие лицензии.

К недостаткам относятся:

• подпорченная деловая репутация;

• нерентабельность предприятия;

• низкая квалификация работников;

• массовые увольнения специалистов по собственному желанию в связи со сменой начальства;

• физически изношенное/морально устаревшее оборудование;

• внесение компании во всевозможные «черные» списки (клиентов, партнеров, покупателей и т. п.);

• жесткая конкуренция;

• долги перед кредиторами и государством;

• отсутствие спроса на предоставляемую услугу/выпускаемые изделия;

• сложность процедуры покупки.

Если достоинства все же перевесили, то перед приобретением бизнеса надо произвести его грамотную оценку и следовать определенным правилам:

• выявить точные причины продажи бизнеса предыдущим владельцем;

• выполнить аудит;

• провести исследование рынка;

• произвести инвентаризацию имущества;

• проверить документы;

• навести справки о репутации покупаемой фирмы.

Следование этим правилам позволит не допустить ошибок при покупке готового бизнеса.