Вернулись в рестораны

Москва, 31.08.2017

Оборот ресторанов, кафе и баров вырос на 3,1% — до 117,3 млрд рублей по сравнению прошлым летом (точнее с июлем), сообщил Росстат. А тогда, в июле 2016 года, наблюдалось годовое падение на 3,7%. Объем этого рынка между тем не мал: 1 трлн 351,9 млрд рублей в прошлом году.

Рынок ресторанного бизнеса не остался в стороне от глобальных изменений в российской экономике и, как многие другие отрасли, постепенно адаптируется к новым условиям, отмечают эксперты РБК.Research.

Как говорится в сообщении компании, в России рестораны дают лишь половину оборота  рынка общественного питания, а вторая половина обеспечивается столовыми, кондитерскими и уличными палатками. А это значит, в провинции стритфуд закрывают не так ретиво, как в сытой Москве.

Пути-дороги Casual Dinning и фастфуда

Аналитик «Алор Брокер» Сергей Королев объясняет июльский скачок улучшением макростатической обстановки, небольшим снижением инфляции и улучшением погодных условий. Лето наконец  наступило и площади ресторанов и кафе расширились до уличных столиков и веранд. Многие россияне в этом году не уехали в отпуск за рубеж, соответственно, оставили часть средств в местных ресторанах и кафе.

Стоит представить ресторанный сегмент более подробно, рассказывает аналитик. Рынок общественного питания в России включает в себя такие составные части как фастфуд, стритфуд, сектор Casual Dinning (средний ценовой сегмент) и Fine Dinning (элитная кухня с особым концептом). Эти сегменты развиваются по разными путями.

Например стритфуд, это скорее сезонное направление, которое по большей мере имеет высокую доходность лишь летом, фастфуд — стабильно растущий рынок, задача которого сохранять лояльную ценовую политику и держать потребителя за счет актуальной рекламы и новых предложений в меню. А вот средние рестораны и элитное направление живут своей жизнью, и если до кризиса 2014 года они старались еще как-то между собой конкурировать, то последние три года идут каждый своей их дорогой.

Так, casual dinning сейчас стремится предлагать разнообразное меню, но цены будут демократичными, поскольку эти рестораторы знают, что у их контингента нет высоких доходов, а чтобы бизнес жил – его необходимо подстраивать под требования потребителя. В то же время элитный сегмент вовсе не пострадал от проблем экономики, поэтому у него главные задачи — уникальный концепт, безупречная кухня и дизайн помещений.

Далеко не все попали в сети

Структура ресторанного бизнеса, если переводить ее на объем оборотов выглядит следующим образом: рестораны и кафе среднего ценового сегмента (casual dinning) занимают 30,4%, элитные рестораны 14,6%, кофейни 17,3%, фаст-фуд 15,2%, столовые 17%, стритфуд всего 5,2%. Примечательно что в 2014 году доля элитных ресторанов была на том же уровне, а вот доля casual dinning с 2013 по 2015 годы снизилась на 3%. Что касается такого вопроса, как сетевые и не сетевые заведения, то отметим, что в России несетевых заведений как оказалось больше — в мае 2016 года сетевые занимали лишь 21,8%, в то время как несетевые 78,2%. При этом кризисный период способствовал росту сетевых на 3,5% и сокращению несетевых на 2,3%.

На текущий момент, по словам Сергея Королева, основной локомотив ресторанного бизнеса — несетевые рестораны, кафе, и столовые, именно на них держится львиная доля оборотов этого сегмента. Из-за нестабильности в экономике им свойственно часто закрываться и открываться. То есть мало какой бизнес устойчиво развивается более 5 лет, он либо переходит в сеть, либо уходит с этой арены.

В целом можно прогнозировать, указывают в «Алор Брокер», что оборот ресторанного бизнеса в РФ в этом году превысит показатели прошлого года в районе 10% и может составить более 1,5 трлн рублей – этому способствует дальнейшее развитие франшиз в сегменте фастфуда, а также деятельность несетевых ресторанов среднего ценового сегмента.

Рестораны говорят о многом

Рынок ресторанов и кафе очень чувствителен к изменению уровня доходов людей, а также к динамике туризма, указывает, в свою очередь, ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. Сокращение реальных доходов населения приводило к уменьшению спроса на кафе и рестораны. В 2017 году снижение реальных доходов происходит меньшими темпами. За январь-июль 2017 г. они сократились на 1,4% в годовом исчислении, а отдельно в июле – на 0,9%. Тогда как в 2016 г. данный параметр показал минус 5,6%. Таким образом, можно предположить прекращение снижения доходов до конца 2017 года.

Рынок общественного питания следует за данным показателем, но реагирует на него в меньшей степени, чем меняются сами доходы. Это связано с тем, объясняет аналитик, что многие потребители не отказываются от услуг общепита, а переходят в иные его сегменты, что поддерживает рынок в целом. Таким образом, замедление сокращения доходов уже способствовало росту спроса на кафе и рестораны. Кроме того, сравнение сейчас идёт с очень низким базовым уровнем после продолжительного падения оборота в 2015-2016 г.г. Ещё одним фактором поддержки для данного рынка выступает увеличение внутреннего туризма, а также въездного.

На перспективу данные основные факторы продолжат своё действие, считает Марк Гойхман. Постепенное улучшение ситуации в сфере доходов повысит склонность к питанию вне дома. Прирост оборота кафе и ресторанов может составить 4-5% за 2017 г. Более высокими темпами будет развиваться сектор общепита среднего ценового уровня как компромисс между ограниченными финансовыми возможностями людей и потребностью в том, чтобы поесть вне дома.

Новости партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Кризис небесного мандата
      Коронавирус, африканская чума свиней и торможение китайской экономики могут серьезно ослабить позиции председателя КНР Си Цзиньпина
    2. Захотелось процент повыше
      В России появился отдельный сегмент долгового рынка — высокодоходные облигации. В этом году объем новых размещений таких бумаг может вырасти втрое. Основные покупатели — частные инвесторы, которые не всегда адекватно оценивают риски
    3. Пилим по России
    Реклама