Малый бизнес уперся в крупный

Москва, 07.09.2017
Условия существования МСБ в России таковы, что его доля в экономике почти не выросла с начала века. Препятствует ему не только «бюрократия», проблемы с кредитом и регулятивной средой, но и крупный бизнес, который видит в малом и среднем предпринимателях конкурентов. Аналитики особо упоминают в этом контексте сетевой ритейл, но проблема шире.

ИТАР-ТАСС Автор: Рухадзе Анатолий

Не вписались в XXI век

По словам главы крупнейшего российского госбанка Германа Грефа, доля малого бизнеса в экономике России уже 15 лет остается на одном уровне – в районе 20%. Об этом топ-менеджер Сбербанка России заявил на конференции, посвященной развитию малого бизнеса в ходе Восточного экономического форума (ВЭФ).

«В ВВП России малый бизнес занимает всего 20%. И это цифра остается заколдованной», — сказал он, добавив, что если к 2030 году Россия, как поставило задачу правительство, удвоит этот показатель, то это будет очень хороший результат».

Наличие высоких бюрократических преград для развития малого и среднего бизнеса применительно к Дальнему Востоку критиковал на ВЭФ и Владимир Путин, устроивший чиновникам форменный разнос. 

Сам Сбербанк отчитывается о поддержке этого сектора: за первое полугодие по сравнению с 2016-м годом его кредитование выросло на 34 %. Согласно данным Сбербанка, его кредитный портфель по МСП составляет 1,1 трлн рублей.

Аналитики, правда, критически оценивают доступность денег для малого и среднего бизнеса. Впрочем, и одного Сбера на всех хватить не может.

Кислорода не дают и еще душат

Есть три основные причины отсутствия интенсивного роста в малом бизнесе, рассказывает Генеральный директор ассоциации сервисных компаний «Русервис», глава Центра поддержки и развития индивидуального предпринимательства Алина Попова. Первая — недостаточно развитая предпринимательская среда.  Все равно, что переселить народ на необжитую планету, где нет кислорода и надо научиться его вырабатывать.

Речь идет об отсутствии предпринимательской культуры, отсутствии системной государственной программы образования на уровне средних и высших учебных заведений, направленных на развитие предпринимательских навыков, получения основ экономической теории и финансовой грамотности. Должно сформироваться не менее двух — трех поколений предпринимателей, которые не просто создают бизнес-проекты, а умеют их развивать в условиях конкурентности. 

Вторая причина это сетевые монополии. Малый бизнес, как правило, создается в нишах массового спроса: это ритейлы и услуги, которые сейчас представлены на рынке крупными компаниями. Бороться с сетевиками, все равно, что лезть с палкой на ветряную мельницу.  Третья причина - низкая социальная активность наших граждан. Если посмотреть на две первые причины, то решения должны формироваться на уровне власти.

То есть, объясняет Алина Попова, требуется грамотное государственное управление и популяризация предпринимательства. Но чтобы власть начала что либо делать, необходимо получить запрос со стороны малого бизнеса. Разрозненные группы предпринимателей не способны разработать четкий запрос на создание необходимых условий. Да и государство нашло эффективный способ купировать социальную активность малого бизнеса через площадки государственных услуг и, как бы, программ поддержки, которые плодят ИП и ООО, пытаясь искусственно нарастить процент прироста предпринимателей, но не стимулируют их к развитию.

Люди закончились

«Несколько лет назад один известный специалист по  психосемантике делал проект с крупным государственным банком. Суть была в том, что банк обеспечивал очень комфортные условия для начала малого бизнеса стартаперам. Вначале все было хорошо. Поток желающих был непрерывным. Но потом резко сократился.  Какое-то время не могли понять — в чём дело. Причина оказалась проста. Люди, которые хотели начать свой бизнес, закончились», – рассказывает вице-президент «Деловой России» Татьяна Минеева.  И в этом самая главная проблема МСП в России. Государство действительно поощряет новые бизнес проекты и дает на них  средства. Но таких проектов, а главное желающих их начать — действительно мало.

Но было бы несправедливо обвинять во всем только предпринимателей, считает она Если речь идет о простом деле — открытие торговой точки, например, то здесь начинающий бизнесмен сталкивается с такими сложностями, как высокая арендная ставка, отсутствие или недостаточность налоговых льгот, активность проверяющих органов и самое главное — драконовские ставки по кредитам. Но и даже при таких ставках получить их не просто. Банкам не интересно кредитовать малый и средний бизнес.  В этом, пожалуй, главная проблема. Очень сложно развиваться в таких условиях. Одним из шагов, направленных на стимулирование развития субъектов  МСП, является увеличение его доли в участии  в госзакупках. В ближайшее время планируется довести число таких сделок до 30%.

100 лет мы занимались совсем другим

Для сохранения на однои и том же уровне доли малого и среднего бизнеса в нашей стране есть ряд объективных причин, констатирует депутат Госдумы Алексей Кобилев. Во времена СССР, напоминает он, малого бизнеса не было по определению, поэтому после распада Союза у населения не было ни достаточных знаний, ни культуры ведения бизнеса. А ведь зачастую малый бизнес — это семейное предприятие, в котором работают несколько поколений, передавая знания, делясь опытом. Поэтому необходима государственная поддержка и пропаганда культуры развития МСП, ведь за рубежом в этой сфере занято более 60% населения.

Но и этого не достаточно для успешного развития. Сегодня, по словам депутата, бизнесу необходимо снижение административных барьеров, повышение доступности финансовых и земельных ресурсов, снижение фискальной нагрузки, получение определенных льгот, позволяющих снизить издержки и повысить экономическую эффективность, доступность кредитных ресурсов. МСП это бизнес, связанный с рисками, поэтому он нуждается в прямой поддержке и заинтересованности государства, регионов,  муниципальных образований. На все это нужно время, не так быстро видны результаты, но они есть и в дальнейшем, уверен Алексей Кобилев, их будет ещё больше.

Ни декады без кризиса

К сожалению, констатирует директор стратегических проектов CAF Group Валентин Островский, положение в России малого и среднего бизнеса незавидное. С одной стороны, в экономике и в самом деле не создано качественного фундамента для развития предпринимательства по историческим причинам.  С другой стороны, для развития бизнеса нужен достаточно длительный период экономической  стабильности, в условиях которого существовали бы  устойчивые правила ведения бизнеса. А в России ещё не было ни единого десятилетия, в котором не происходило бы какого-нибудь кризиса или существенных изменений законодательства.

В итоге имеем то, что имеем — доля малого и среднего бизнеса всего 20%. Сейчас доля теневого бизнеса в формате малого и микробизнеса составляет более 60%, так как большинство предпринимателей не верят в защиту своих интересов со стороны государства, которому платятся налоги. А чиновники от государства только создают очередные препоны, зачастую — в угоду крупным компаниям.

Другая проблема - отсутствие дешёвых денег для старта нового бизнеса. Текущие условия кредитования не дают возможности активно развиваться новым стартапам.  Для качественного развития сегментов малого и среднего бизнеса, полагает Валентин Островский, необходима либерализация налоговых режимов, введение глобальных государственных программ поддержки, как по линии предоставления льготного кредитования, так и по линии предоставления помощи в решении административных вопросов.  Целью к 2030 году должно быть достижение как минимум 50% доли малого и среднего предпринимательства в экономике. Ведь чем амбициозней цель и масштабней предпринимаемые усилия для ее достижения, тем  лучше будет результат, оптимистично заключает он.

У партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Строить много, быстро, без изысков
      Перед новым куратором российской стройки вице-премьером Маратом Хуснуллиным поставлена задача реанимировать нацпроект по жилью. Шанс на форсированное увеличение объемов строительства связан с резким ростом бюджетных инвестиций
    2. Тотальный блэкаут разума
    3. Идентификация «Сети»
      Террористы или невинные жертвы системы? За что семь молодых мужчин получили 86 лет тюрьмы
    Реклама