Над Airbus сгустились тучи

Москва, 24.10.2017

Одна из ведущих немецких газет Handelsblatt сообщает, что мюнхенская прокуратура подтвердила предъявление обвинений ряду менеджеров Airbus в самом ближайшем будущем. Поводом к началу расследования послужили материалы в журнале Spiegel и на сайте Mediapart. Кроме Германии, расследования подозрительных сделок проходят также в Великобритании, Франции и Австрии. Гендиректор Airbus Томас Эндерс предупредил подчиненных, что компанию могут ждать «существенные штрафы».

Речь идет о подозрительной продаже 18 истребителей Eurofighters Австрии в 2003 году на общую сумму в 2 млрд евро. Это далеко не первое обвинение в коррупции одного из флагманов европейской промышленности, годовой оборот которого составляет 67 млрд евро. Пока обвинения ограничиваются границами Европы. Однако существует очень серьезное опасение, что делом может заинтересоваться и американская прокуратура. В Америке же, как хорошо известно, нарушителей законов штрафуют на миллиарды долларов.

Опыт расследования подобных дел у мюнхенских прокуроров есть. Десять лет назад им пришлось заниматься не менее громким делом. Тогда немецкому гиганту Siemens, штаб-квартира которого находится в Мюнхене, были предъявлены более тысячи обвинений, тоже связанных с коррупцией. Громкий скандал, с которым сейчас все чаще сравнивает дело Airbus, обошелся Siemens почти в два миллиарда долларов. И это только штрафы. Никто не знает, сколько миллионов пришлось заплатить адвокатам, защищавшим компанию в суде, и во что обошлись компании другие издержки. Скандал с Airbus может быть еще громче, потому что большая часть компании принадлежит правительствам европейских стран: 22% акций владеют Франция и ФРГ. Т.е. скандал не только экономический, но и политический.

Австрийское дело возникло после того, как Управление по борьбе с финансовыми махинациями в крупных размерах при правительстве Великобритании (SFO) еще в прошлом году начало расследование коррупционного дела, в центре которого тоже находится Airbus. Сам авиапроизводитель тогда открыл внутреннее расследование. Оно выявило следы как минимум 100 случаев дачи взяток. И это только начало. В марте уже этого года Airbus сообщил о «наезде» и во Франции - финансовая прокуратура Франции (PNF) также расследует обвинения в адрес компании.

Томас Эндерс, возглавляющий Airbus с 2012 года, после жесткого заявления прокуратуры Мюнхена выпустил собственный пресс-релиз. В нем он, в частности, предупредил 134 тыс. работников компании, что у них сейчас «бурные времена», и предупредил, что руководство вместе с юристами будет неустанно работать над защитой Airbus.

В основе обвинений в коррупции лежит сделка по продаже Казахстану вертолетов Airbus в 2010 году. Журналисты Mediapart также утверждают, что видели документы, из которых следует, что директор Эндерс причастен к открытию в Лондоне специального офиса, через который и проходили все взятки. Лондонская компания Vector Aerospace, в которой работало всего два человека, получила от EADS, как раньше назывался Airbus, 114 млн евро. Следователям удалось найти следы лишь 9 млн  евро. Остальные были распределены между подставными компаниями в Гонконге, Сингапуре и на Британских Виргинских островах.

В темных делах замешан и парижский офис компании – так называемая «Организация по продажам и маркетингу», возглавляемая Жаном-Пьером Таламони и Марваном Лахудом. Лахуд руководил отделом стратегии компании до февраля 2017 года и был близким помощником 58-летнего Томаса Эндерса, который, кстати, уже публично заявил, что для спасения компании готов уйти в отставку. Считается, что Таламони передал взяток казахским чиновникам в общей сложности на 12 млн долларов. В прошлом веке и в нулевые годы этого столетия такая система ведения дел в авиапроме считалась нормой. Сейчас спровоцировать громкий скандал может одно лишь упоминание о подозрительных сделках.

Казахское дело уже нанесло сильный удар по Airbus. Еще больше неприятностей у компании будет, если следователи и прокуроры заинтересуются сделками Airbus с Китаем и Турцией. По слухам, в Турецком деле Лахуд раздал взяток на четверть миллиарда долларов. Руководство Airbus отвергает обвинения, но неожиданный уход Лахуда в феврале 2017 г., по мнению многих специалистов, дает основания усомниться в искренности отрицаний.

Airbus уже начал ощущать первые последствия скандала. Компания начала получать отказы в получении кредитов в Британии, Франции и Германии. В отчете за 2017 год Airbus признал, что может на некоторое время лишиться правительственных контрактов. Короче, удар по финансам, а также репутации европейских авиастроителей может быть очень сильным.

Новости партнеров

Новости партнеров

Tоп

  1. Вторая волна карантина
  2. Особенности поступления 2020
    Рособрнадзор объявил первые результаты ЕГЭ, того, что прошел июля. Они порадовали многих выпускников школ, сдаюших нынешним летом единые госэкзамены: средний балл вырос. Кстати, такой итог подтвердил неофициальные ожидания, что экзаменаторы в этом, трудном для всех году будут более снисходительными. Теперь впереди собственно поступление в вузы, а в нем — очень много новшеств
  3. Россия построит свой участок автотрассы «Европа — Западный Китай» к 2024 году
    На совещании по строительству международного транспортного коридора, которое провел в ОЭЗ «Алабуга» премьер-министр Михаил Мишустин, были обозначены реперные точки амбициозного проекта. Доехать до Казани из Москвы за 6,5 часов станет возможным уже через 4 года
Реклама