Алгоритм снижения затрат на электроэнергию для предприятий

Цена на электроэнергию для предприятий зависит от многих факторов. Два примерно одинаковых предприятия, находящиеся в разных регионах, платят за электроэнергию разную цену. К тому же цена меняется ежемесячно и может сильно отличаться от цены предыдущего месяца.

Почему так происходит?

Разница в ценах связана с принципами ценообразования и правилами работы рынка электроэнергетики, которые закреплены законодательно.

Сейчас вся электроэнергия продается и покупается на оптовом рынке. Это площадка, на которой генераторы продают выработанную энергию, а крупные энергосбытовые компании и крупные потребители ее покупают. Затем гарантирующие поставщики распределяют закупленный объем на розничном рынке электроэнергии.

Цена для предприятий на розничном рынке упрощенно представляет из себя формулу:

Цена покупки электроэнергии на оптовом рынке + Вознаграждение гарантирующего поставщика (сбытовая надбавка) + Тариф на услуги по передаче электроэнергии + Стоимость услуг инфраструктурных организаций, которые обслуживают рынок. [ Подробнее ]

В основном на конечную цену влияет 2 фактора: цена на электроэнергию и цена услуги по передаче.

Цена покупки электроэнергии на оптовом рынке

ОАО “АТС” каждый месяц транслирует данные для расчета предельных уровней нерегулируемых цен для каждого гарантирующего поставщика.

Они включают в себя:

  • цены покупки электроэнергии на оптовом рынке в каждый час;
  • средневзвешенную нерегулируемую цену на мощность на оптовом рынке;
  • средневзвешенную нерегулируемую цену на электрическую энергию на оптовом рынке;
  • объем электроэнергии, приобретенный по регулируемым ценам;
  • объем электроэнергии, приобретенный по результатам конкурентного отбора на рынке на сутки вперед.

Эти данные гарантирующий поставщик использует в расчетах предельных нерегулируемых цен для различных категорий предприятий по шести ценовым категориям в своем регионе. Информация о расчетах ежемесячно публикуется на официальном сайте гарантирующего поставщика.

Тариф на услуги по передаче электроэнергии. Утверждается регулирующими органами на полугодие для каждого региона и разделяется по уровням напряжения. Предприятие может выбрать два вида расчета цены по тарифу: одноставочный или двуставочный. Выгодность тарифа зависит от характера потребления предприятия и от тарифного решения, принятого в регионе.

Сбытовая надбавка - это вознаграждение гарантирующего поставщика. Утверждается в виде процента от цены покупки электроэнергии на оптовом рынке региональными энергетическими комиссиями для каждого региона каждому гарантирующему поставщику на полугодие. С 2018 года планируется введение эталонных сбытовых надбавок, которые будут утверждаться в руб./кВч. на три года.

Стоимость услуг инфраструктурных организаций, которые обслуживают рынок - цена услуг Системного оператора, Администратора торговой системы и Центра финансовых расчетов.

Итоговая цена для предприятия формируется из суммы всех составляющих.

Может ли предприятие снизить затраты на электроэнергию?

Способов не так много, но тем не менее, они есть.

Алгоритм снижения затрат на электроэнергию для предприятий:

1. Выбрать оптимальную ценовую категорию. [ Подробнее ] Когда на розничном рынке потребитель выбирает ценовую категорию, он выбирает способы расчета стоимости на электроэнергию и условия применения тарифа на услуги по передаче электроэнергии.

На выбор влияет регион, в котором находится предприятие, график энергопотребления предприятия, тарифы на услуги по передаче электроэнергии, которые утверждены в регионе на текущий период.

2. Выбрать поставщика электроэнергии. Независимый поставщик продает электроэнергию по договорным ценам. Он может предложить цену выгоднее, чем у гарантирующего поставщика. Энергосбытовая компания делает это несколькими способами: покупает электроэнергию у розничного генератора, выбирает оптимальные условия, приводит условия покупки в соответствие законодательству.

3. Рассмотреть вариант выхода на оптовый рынок. [ Подробнее ] Выход на оптовый рынок позволяет покупать электроэнергию, минуя посредника, и экономить на сбытовой надбавке. Так как доля сбытовой надбавки в общей цене составляет не более 8 %, то этот вариант может быть выгоден для крупных предприятий с большим объемом потребления.