15 трлн рублей и 1,5 трлн долларов на инфраструктуру

Правительство утвердило «дорожную карту» по развитию инструмента государственно-частного партнерства — инфраструктурной ипотеки, но разногласия между ключевыми ведомствами остаются. Всего на шаг впереди нас в аналогичном направлении - американцы

Михаил Климентьев/пресс-служба президента РФ/ТАСС

Сколько, сколько?

Как заявил на совещании в Горках Дмитрий Медведев, правительство утвердило подготовленную Минэкономики «дорожную карту» по развитию инструмента государственно-частного партнёрства — инфраструктурной ипотеки. Вопрос острый, отметил премьер. По его словам, хотя в России был создан механизм ГЧП, доля частных средств в инфраструктурных инвестициях лишь порядка 1%. А во многих странах, по словам премьера, вклад частных инвесторов достигает 20%, при том что далеко не все инфраструктурные проекты легко становятся возвратными и приносят прибыль инвестору.

Один из вариантов решения – инфраструктурная ипотека. «Мы рассчитываем, что за счёт этого инструмента будет профинансировано большее количество проектов в области портового хозяйства, дорог, мостов, энергосетей, линий связи. Надо только будет окончательно определиться с источниками. Решение сложное, потребовало увязки позиций многих ведомств», – сообщил Дмитрий Медведев.

В полной мере эта увязка пока не состоялась. Как пишет газета «Коммерсантъ», разные позиции заняли Минэкономики и Минфин. Идея Минэкономики создать фонд инфраструктурной ипотеки в итоговую версию «дорожной карты» не вошла. Ведомствам предстоит поставить точку в споре о разграничении госзакупок и концессий. Это появилось на почве разногласий между Минэкономики, Минтрансом и ФАС по аннулированному конкурсу на строительство автодороги в Башкирии.

Ориентир для инвестиций в инфраструктуру — 4% в год ВВП к 2022 году, и примерно пятая доля денег должна быть частной. По крайней мере, в правительстве на это рассчитывают.

В 2019 году, согласно макропрогнозу Минэкономразвития, ВВП РФ впервые в истории России должен превысить 100 трлн рублей. Растущие ежегодные инфраструктурные инвестиции к 2023 году нарастающим итогом значительно превысят 10 трлн рублей. Есть, из-за чего дискутировать.

На самом деле, обозначаемые планы далеко выходят и за 10, и за 15, и за большее количество триллионов. В феврале инвестиционном форуме в Сочи министр транспорта России Максим Соколов заявил, что для решения проблем транспортной инфраструктуры в России потребуется около 10–15 трлн руб. в ближайшие 5–6 лет. Но гендиректор РЖД Олег Белозеров считает, что столько потребуется только на улучшение железнодорожной инфраструктуры, а не на всю транспортную инфраструктуру.

Даже не на всю транспортную! Это может вызвать нервный смех. Ведь и транспорт в целом далеко не исчерпывает разновидности инфраструктуры. Чтобы понять, сколько на самом деле это стоит, можно посмотреть за океан.

 940.jpg

До Крымского новому мосту через реку Гудзон в штате Нью-Йорк далеко, но по степени проработанности программы развития инфраструктуры американцы впереди нас

Интересно то, что мы начинаем свой забег к лучшей инфраструктуре вместе с американцами. Там, и тоже в весьма острых дискуссиях, начинает осуществляться инфраструктурный план Трампа на 1,5 трлн долларов. В рублях это около 85 триллионов. Вот она, искомая величина?

Сумма кажется несопоставимой с российской, но, как пишет Citylab.com, из федерального бюджета Белый дом намерен потратить только 200 млрд долл. А это, между прочим, вполне себе «наши» 11 трлн руб. (если брать консервативную оценку затрат). Из них 2 трлн у нас должны быть частными. Кстати, в США о частных деньгах в этом контексте речи нет. Там рассчитывают на местные (штатов и муниципалитетов) бюджеты. «Законодательный план восстановления инфраструктуры в Америке» довольно подробно расписан и включает в себя, помимо всех видов путей сообщения (наземных, воздушных и водных), также водообеспечение, энергетику, высокоскоростные каналы связи, инфраструктуру для сельских районов и городов.

Города там, кстати, уже возмутились и требуют финансирования инфраструктурного плана в пропорции 50 на 50. Занятные цифры: доступ к широкополосному интернету в Америке отсутствует для 78 миллионов человек — из-за проблем с подключением или чрезмерной стоимости. Не столь занятно, а просто интересно — ремонта требуют 6 тыс. мостов. Города весьма озабочены состоянием подземки«метро».

В «Плане мероприятий ("дорожной карте") по развитию инструментария государственно-частного партнерства» отраслевой конкретики нет, как это свойственно теперь документам такого рода. Ее нет там настолько, что в этом видно даже особое изящество текущей аппаратной культуры. Но из документа следует, что уже в апреле появится «перечень "пилотных" проектов ГЧП (МЧП) и концессий в рамках реализации мероприятий дорожной карты по развитию инструментария государственно-частного партнерства» с подтвержденной социально-экономическая эффективностью — для целей предоставления государственной поддержки. Соисполнители: Минэкономразвития, Минфин при участии АО «УК РФПИ», Внешэкономбанк.

Если судить по «Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», наши и американские взгляды на инфраструктуру методологически близки. Для нас еще критически важны трубопроводы, а для США — ликвидация последствий разрушительных ураганов и строительство инфраструктуры, к ним устойчивой. Обоим странам важны морские и речные порты, «коммуналка» вызывает большие нарекания не только здесь, но и там.

Нужно вернуться к цифрам и напомнить, что Владимир Путин в президентском послании 1 марта назвал планируемый размер затрат на строительство автодорог — 11 трлн. С учетом упомянутых выше оценок, можно констатировать, что если американские плановые 1,5 (максимум 2) триллиона долларов это верхний предел, то наши 15 трлн рублей — скорее, нижний. Не нужно забывать о прозвучавшем в том же послании намерении осуществить грандиозный план пространственного развития страны.

Никуда без бизнеса, но - очень крупного

Конфликты по поводу инвестиций в инфраструктуру носят не стратегический характер, но относятся к актуальным для России вопросам законодательных режимов. Как объясняет партнер практики «Инжиниринг» АО «НЭО Центр» Алексей Ефанов, основной конфликт двух министерств возник из-за того, что сейчас не видно отчетливой разницы между контрактом, заключенным на торгах по 44-ФЗ (подразумевающим выполнение работ по строительству иждивением подрядчика, с оплатой его работы по завершении строительства), и инфраструктурной ипотекой (когда инвестор вкладывает свои средства, а государство компенсирует их ему спустя определенное время). При этом отбор подрядчика по 44-ФЗ и отбор концессионера существенно различаются, что и дает повод говорить о попытках обхода 44-ФЗ путем применения законов о ГЧП, как это было в случае с башкирским делом.

Разумеется, говорит эксперт, крупному бизнесу выгодно, если закон об инфраструктурной ипотеке будет принят, поскольку это даст больше вариантов для сотрудничества государства и бизнеса. Уже нельзя говорить об однобоком отборе государством подрядчиков. Это уже общее дело, и риски и выгоды бизнесу и государству целесообразно делить между собой по-партнерс+ки.

Наиболее эффективно, считает Алексей Ефанов,  данный механизм должен проявить себя в сферах экономики, где требуется реализация крупных проектов, денег на которые здесь и сейчас у государства попросту нет. Прежде всего, это касается инфраструктурных проектов: транспортного строительства и обновления инфраструктуры ЖКХ. Однако возможно развитие и в направлении строительства военных объектов, но это уже следующий шаг.

По словам руководителя стратегических проектов CAF Group Валентина Островского, подобные примеры государственно-честного партнерства существуют достаточно давно. В их числе действительно масштабные проекты. Стоит вспомнить, например, крупнейшие в мире примеры государственно-частного партнерства в сфере дорожного строительства — Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге и Центральная кольцевая автомобильная дорога в Московской области.

Также на основе ГЧП реализуется проект строительства  обходной дороги на трассе М-4 «Дон» км 517 — км 544 в Воронежской области с обходом населенных пунктов Новая Усмань и Рогачевка. Сюда же относится 20-километровый участок трассы «Новый выход на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" Москва-Минск» (обход города Одинцово), который стал одним из первых инфраструктурных проектов федерального уровня, реализуемым в рамках концессии.

«Дорожная карта» для дорог

Есть и другие масштабные проекты, однако пока не стоит говорить о массовом распространении явления. Почему? Да потому,считает Валентин Островский, что сами власти не проявляют  в подобных проектахбольшой заинтересованности, причем на всех уровнях – как на самом высшем, так и региональных и муниципальных. Отсюда вытекает целый ряд проблем: отсутствие нормальной нормативной базы, стандартов организации совместной работы чиновников и инвесторов (опять же на всех уровнях), недостаток финансирования и незаинтересованность чиновников в развитии таких проектов.

Но есть и системные проблемы: коррупция, сложность кредитования, высокие налоговые ставки – это не дает развиваться не только ГЧП, но и бизнесу в целом, никто не хочет играть по запутанным правилам, которые не прописаны. У инвестора нет гарантий, что его деньги не будут «огосударствлены», то есть просто не пропадут в рутине бюрократии, которая сопровождает любые государственные проекты. Остается надеяться, заключает эксперт, что «дорожная карта» хотя бы просто сдвинет с места развитие данного направления в нашей стране, хотя быстро этого не произойдет.

У партнеров




    Продается завод металлоконструкций в Красноярском крае

    Действующее предприятие с многолетней историей - Восточно-Сибирский завод металлоконструкций (г. Назарово, мкрн Промышленный узел, 8) выставлен на торги.

    Почему важно делать новую бизнес-модель данных прямо сейчас?


    Город для промышленника

    Импортозамещение — явление, к которому Россия обращается с завидной регулярностью, особенно не в самые благополучные времена

    Очищая «ржавый пояс»

    Москва включается в мировую гонку редевелопмента территорий — путь которым шли все мировые мегаполисы. Это один из самых эффективных способов развития города

    Альфа-банк вернет деньги за «Такси» и «Еду»

    Альфа-банк и «Яндекс» запустили совместную карту: по самым популярным сервисам «Яндекса» можно получить кешбек до 10%

    Электромеханическое проектирование с Solid Edge

    Создание сложных интеллектуальных изделий требует применения инструментов электромеханического проектирования. И в этом помогает Solid Edge.

    Запущен новый виток исследований достижений российских университетов

    Активное развитие передовых российских университетов демонстрирует их постоянно растущая видимость на международном уровне.

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    Новости партнеров

    Tоп

    1. Гисметео, прогноз погоды на 14 дней: никто не ожидал такого поворота
      Гисметео, прогноз погоды на 14 дней: никто не ожидал такого поворота
    2. Российские учёные создали высокоустойчивый композит для ядерных реакторов нового типа
      Российские учёные создали высокоустойчивый композит для ядерных реакторов нового типа
    3. Гисметео, прогноз погоды на неделю: синоптики вынесли новый вердикт
      Гисметео, прогноз погоды на неделю: синоптики вынесли новый вердикт
    Реклама