Гибкая методология SCRUM: принцип и особенности

20 мая 2018, 16:45

Одной из самых результативных методологий гибкой разработки проектов является «Скрам» («Scrum»). Это понятие происходит от английского названия конструкции схватки в регби, которую судья назначает при нарушении правил или остановке игры.

Оно применяется по отношению к проектам, разрабатываемым при участии небольших команд, которые не имеют жесткой специализации. Система управления проектами Scrum Time основана на итеративной разработке и предусматривает соблюдение правил, регулирующих процесс работы с проектами в следующих направлениях:

  • планирование и управление перечнем требований, предъявляемых к разрабатываемому продукту;
  • планирование итераций;
  • взаимодействие между участниками проектной команды;
  • анализ процесса разработки и внесение изменений в него.

Изначально методология Scrum предназначалась для разработки IT-проектов, но в настоящее время используется и в других сферах. Она делает акцент не на процессе управления, а на процессе разработки. Любую итерацию проекта можно рассматривать как последовательность четырех этапов: планирование – фиксирование – реализация – анализ. Поскольку к каждой итерации, как к стадии осуществления проекта, устанавливаются фиксированные требования, и имеется возможность изменения длины итераций, это обеспечивает условия для сбалансированного управления гибкостью и разработок и их планируемостью.

Scrum управление проектами включает в себя три главных элемента:

  • роли (собственник продукта, скрам-мастер, команда разработчиков);
  • практики (ежедневные скрам-встречи, встречи по обзору спринта, аварийная остановка спринта);
  • документы (журнал продукта, журнал спринта, график спринта).

Собственник продукта несет ответственность за его разработку и обязательно готовит бизнес-план, а также план развития. Скрам-мастер играет важнейшую роль во всем процессе, так как в его обязанности входит обеспечение максимальной работоспособности и результативности команды, взаимодействие между ее членами, ликвидация проблем, которые препятствуют работе. Команда разработчиков состоит из пяти-девяти человек, которые оценивают элементы журнала продукта, разрабатывают продукт и предоставляют его заказчику, следят за своим прогрессом и предоставляют результат собственнику продукта.

Участники проекта не только выполняют основную работу, но и осуществляют Scrum-практики, имеющие непосредственное отношение к спринтам, то есть итерациям (этапам) проекта. Продолжительность спринта обычно составляет тридцать дней. По итогам каждого спринта должна создаваться рабочая версия продукта, готовая для ее демонстрации заказчику.

Таким образом, методология Scrum весьма полезна для людей, занимающихся проектами. Ее главные преимущества заключаются в ориентированности и адаптивности. Данная методология обеспечивает возможность изменения требований к проекту в любой момент (хотя и не гарантирует реализацию этих изменений), что делает ее весьма привлекательной для заказчиков. Кроме того, методология Scrum очень легко осваивается, для чего не требуется много времени. А поскольку система работы основана на итерационном принципе (и в ходе каждой итерации достигается собственная цель), с ее помощью рабочие версии продукта создаются по завершении каждого спринта.

Основой методологии Scrum является использование самоорганизующейся и многофункциональной команды, обладающей  способностью решения множества задач с минимальной координацией. Именно поэтому Scrum-проекты приносят много выгод стартапам и небольшим фирмам, позволяя им обойтись без обучения руководителей или приема в штат специалистов в данной сфере.

Однако не стоит полагать, что Scrum-методология позволяет решить любые проблемы и гарантирует достижение успеха. Она имеет и ряд недостатков. К примеру, из-за ее простоты и минимализма требуется неукоснительное соблюдение хотя и немногочисленных, но, тем не менее, строгих правил, в том числе правил взаимодействия между членами команды. В ряде случаев заказчик может испытывать из-за этого некоторые неудобства. Другой недостаток заключается в отсутствии плана действий на случай возникновения неожиданных рисков, поскольку все участники проекта действуют в режиме реального времени. Упор на команду также не всегда приносит пользу. Хотя расходы на координацию команды сведены к минимуму, возможен рост расходов на подбор, обучение и мотивацию сотрудников. К примеру, если на рынке труда наблюдается нехватка подходящих профессионалов, приходится либо платить большие деньги тем немногим профессионалам, которые предлагают свои услуги, либо обходиться без приема кого бы то ни было на работу. И все же преимущества Scrum-методологии во многих случаях перевешивают ее недостатки, чем и объясняется ее популярность.