Президент vs Конгресс

Москва, 19.09.2018
Наталья Вяхирева, программный менеджер РСМД, к. полит. н.
6 ноября состоятся выборы в Конгресс США, Америка находится в ожидании. Учитывая роль США в мире, напряженность отношений президента Дональда Трампа и Конгресса, влияние Конгресса на принятие внешнеполитических решений, в ожидании находится большая часть мира. Как выстраиваются отношения президента и Конгресса? Возможен ли импичмент, и как он осуществляется? Как результаты выборов в Конгресс отразятся на отношениях России и США? Статья публикуется в рамках партнерства с Российским советом по международным делам (РСМД).

AP/TASS Автор: Pablo Martinez Monsivais

 

Конгресс

 

Выборы в Конгресс проходят в первый вторник после первого понедельника ноября каждого четного года — в этом году они состоятся 6 ноября. Будет полностью переизбрана Палата представителей Конгресса и 35 членов Сената.

Конгресс США — высший законодательный орган страны, права и функции которого определены 8 разделом ст. 1 Конституции США.  Конгресс состоит из двух палат — Сената и Палаты представителей.

Палата представителей — нижняя палата Конгресса США, в нее входят представители от каждого штата пропорционально численности его населения, в общей сложности — 435 человек. Их переизбрание происходит один раз в два года. Конгрессменом может стать гражданин США, достигший возраста 25 лет и проживающий в течение семи лет на момент выборов на территории того штата, от которого он намерен баллотироваться. Каждый представитель избирается в нижнюю палату Конгресса по своему избирательному округу и может переизбираться неограниченное количество раз. Возглавляет Палату представителей спикер, который избирается внутри Палаты путем голосования ее членов.

Помимо общих полномочий с Сенатом, Палата представителей пользуется специальными полномочиями. В частности, она имеет исключительное право законодательной инициативы в сфере финансов, также Палате представителей принадлежит право возбуждения преследования в порядке импичмента.

Сенат — верхняя палата Конгресса США. По Конституции в состав Сената входят по два сенатора от каждого штата, в общей сложности 100 человек. Сенаторы избираются на шестилетний срок, каждые два года переизбирается 1/3 состава Сената. Сенатором может быть избран кандидат в возрасте от 30 лет, являющийся в течение девяти лет гражданином США и проживающий на момент выборов в штате, от которого намерен избираться.

Помимо общих законодательных полномочий с Палатой представителей, Сенат обладает рядом специальных полномочий. В частности, Сенат обладает исключительным правом осуществления суда в порядке импичмента, а также правом участия в ратификации международных договоров. В Конституции записано, что Президент имеет право по совету и с согласия Сената заключать международные договоры при условии их одобрения двумя третями присутствующих сенаторов, аналогичным способом происходит утверждение назначений послов и консулов, судей Верховного суда, всех других должностных лиц США.В структуру Конгресса входят различные комитеты — ведущие рабочие органы, в которых происходит основная работа над законопроектами, разделяют постоянные, временные, совместные комитеты.

 

Конгресс и Президент

 

Принцип разделения властей и система сдержек и противовесов в США, заложенные еще отцами-основателями, предполагают, что законодательная, исполнительная и судебная ветви власти разделены организационно, независимы друг от друга, и каждая из властей обладает полномочиями, позволяющими ей контролировать и ограничивать другие власти. Системой подразумевается, что процесс принятия решений основан на тесном взаимодействии и компромиссе различных ветвей власти, в результате чего США могут выступать единым голосом.  Однако такая схема взаимодействия между президентом и Конгрессом не работает в период президентства Д. Трампа.

Как показывает американская история, эффективность управления и успех в реализации президентом предвыборных обещаний зависят от слаженности взаимодействия исполнительной и законодательной власти. Уровень конфликтности между президентом и Конгрессом достаточно часто остается высоким. Вопрос заключается в том, в какой мере Конгресс работает на то, чтобы намеренно блокировать работу администрации президента. Конкуренция законодательной и исполнительной власти может дополняться партийным противостоянием. На протяжении большей части новейшей истории государственная власть в США представляла собой модель разделенного правления, когда в обеих или одной палате Конгресса большинство принадлежит оппозиционной президенту партии. Как правило, противоречия возникают, именно когда президент и большинство в Конгрессе имеют разную партийную принадлежность, но это не аксиома.

Например, президент-демократ Билл Клинтон не смог предотвратить конфликты с Конгрессом даже в первые годы своего президентства, когда большинство в Конгрессе принадлежало демократам. С республиканцами в Конгрессе сложились еще более сложные отношения — республиканцы инициировали процедуру импичмента против президента Клинтона, однако, в результате длительных разбирательств Сенат отклонил статьи об импичменте.

В случае с президентом Дж. Бушем мл. отношения с Конгрессом были обусловлены событиями 11 сентября 2001 года. Трагедия послужила объединяющим элементом для американской нации, в этот период президент получил  высокий уровень поддержки граждан, что обеспечило ему лояльность Конгресса и определенную степень независимости от законодательной власти. Барак Обама не раз вступал в противостояние с республиканским большинством в Конгрессе, в частности, по вопросам энергетики и охраны окружающей среды. Чрезвычайно сложные отношения с Конгрессом сложились у президента Д. Трампа, несмотря на то, что республиканцы имеют большинство голосов в Конгрессе текущего созыва. Сложности в отношениях с Конгрессом обостряются отсутствием единства и в самой президентской администрации. Так, в New York Times появилась статья анонимного члена администрации, описывающего сложности внутри нее.

 

Конгресс, президент Трамп и Россия

 

В американской истории принято выделять периоды сильного и слабого президентства, основываясь на соотношении власти между президентом и Конгрессом. Сегодня можно говорить об ослаблении института президентской власти в США, это во многом связано с фактором личности действующего президента Д. Трампа. Американская элита, в частности, политическая элита не принимают его как президента. Кроме того, по оценкам некоторых экспертов, сам президент не принимает особенности политической системы США, пытаясь навязать свои правила и подстроить систему под себя, что невозможно. Еще одна особенность, раздражающая американский истеблишмент, — за Д. Трампом тянется «русский шлейф». Ни один кандидат в президенты не высказывался о России так, как это делал Д. Трамп в своей предвыборной кампании. Он подчеркивал, что мог бы найти общий язык с Россией с целью координации совместных действий в борьбе с международным терроризмом. Сразу после его победы на президентских выборах в 2016 года развернулась активная и непрекращающаяся до сих пор дискуссия о вмешательстве России в избирательный процесс в США, о причастности Кремля к победе Д. Трампа, не имеющая под собой достаточных оснований и доказательств.

Наличие республиканского большинства не привело к взаимопониманию и слаженности в работе президента-республиканца и Конгресса. В текущем Конгрессе 115 созыва среди 435 членов Палаты представителей — 237 республиканцев, 193 демократа, 5 вакантных мест. В Сенате из 100 мест 50 принадлежит республиканцам, 47 — демократам, 2 — независимым представителям, 1 остается вакантным.

Пример принятия закона об антироссийских санкциях (август 2017 года) в полной мере отражает характер отношений Д. Трампа и Конгресса. Особенность этого закона заключается в том, что он значительно ограничивает полномочия президента Д. Трампа и его администрации в регулировании антироссийских санкций и, следовательно, лишает его возможности проявлять гибкость в политике в отношении России. При рассмотрении порядка вступления в силу законопроекта Конгресс США предусмотрел, что если Д. Трамп решит воспользоваться правом президентского вето, то Палата Представителей большинством в 2/3 голосов сможет отклонить блокирование президентом законопроекта.

Право вето дает президенту возможность предотвратить введение в действие законопроекта, принятого Конгрессом США. По Конституции США, каждый законопроект, принятый обеими палатами, приобретает силу закона только после подписания президентом. В случае несогласия с законопроектом президент возвращает его со своими возражениями в ту палату, которая его инициировала. Для преодоления права вето каждая из палат при повторном рассмотрении должна принять законопроект большинством в 2/3 голосов, после чего он становится законом без согласия президента. Президент Д. Трамп выразил негативное отношение к законопроекту, однако, подписал его, понимая последующие шаги Конгресса.

Это яркий пример сдерживания исполнительной власти законодательной, что демонстрирует глубокое недоверие Конгресса США действующему президенту. Кроме того, это показатель, что отношения с Россией стали фактором внутренней политики США.

По мнению Дональда Трампа, в ухудшении отношений с Россией виноват именно Конгресс. «Наши отношения находятся на исторически самом низком и очень опасном уровне. Поблагодарить за это можно Конгресс», — написал президент в своем Twitter 3 августа 2018 года. Однако и он сам анонсирует жесткую позицию в отношении России, пытаясь тем самым опровергнуть обвинения в сговоре с Россией.

В одном из интервью заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков отметил, что среди сенаторов и конгрессменов немало тех, кто осознанно старается ограничить свободу внешнеполитического маневра Президента США, чтобы не дать ему возможности наладить отношения с Россией.

 

Выборы в Конгресс, президент Трамп и Россия

 

Одна из особенностей промежуточных выборов, контекст и атмосфера, в которых они проходят, — нагнетание российской угрозы вмешательства в текущий выборный процесс. Кроме того, обсуждение возможных результатов выборов выстраивается вокруг будущей степени свободы действий президента Д. Трампа, в том числе, в выстраивании отношений с Россией.

Победа демократов на выборах в Конгресс нежелательна для Дональда Трампа. Вероятнее всего, демократам не удастся получить большинство в обеих палатах, позиции республиканцев в Сенате достаточно прочны, тем не менее получить большинство в палате представителей демократам вполне по силам. Если демократы получат большинство хотя бы в одной из палат, они могут запустить процедуру импичмента. При таком раскладе Д. Трамп окажется еще более скованным в своих действиях. Импичмент подразумевает под собой процедуру привлечения к ответственности и судебному разбирательству дел о преступлениях высших должностных лиц и судей. По Конституции США, право возбуждения преследования в порядке импичмента предоставлено Палате представителей, а исключительное право осуществления суда в порядке импичмента — Сенату. То есть нижняя палата ведет расследование и предъявляет обвинение, а верхняя выступает как судебная коллегия. При возбуждении импичмента против президента в Сенате председательствует глава Верховного суда, для вынесения приговора необходимо одобрение 2/3 голосов присутствующих сенаторов. Приговор ограничивается отстранением от должности и лишением права занимать какую-либо должность на службе США. В американской истории есть два примера возбуждения процедуры импичмента против президента Палатой Представителей — против президента Эндрю Джонсона (1868 г.) и Билла Клинтона (1998-1999 гг.), но оба президента были оправданы Сенатом. Президент США Ричард Никсон под угрозой импичмента добровольно сложил полномочия и ушел в отставку (1974 год).

Победа республиканцев на выборах в Конгресс вряд ли поможет Д. Трампу значительно укрепить свои позиции, учитывая, что республиканцы уже представляют большинство в Конгрессе, но это не приводит к слаженному взаимодействию исполнительной и законодательной власти. Для Д. Трампа важна победа тех кандидатов-республиканцев, которые являются его сторонниками, но даже в этом случае в США продолжится период слабого президентства.

Какой расклад наиболее благоприятен для России и будущего российско-американских отношений? Российско-американские отношения неоднократно выстраивались на основе  межличностных отношений президентов России и США. Президентский уровень — это лишь одна из составляющих отношений, как показал опыт саммита в Хельсинки (июль 2018 г.), делать ставку только на него в условиях слабого института президентства нецелесообразно.

Неизвестно, в течение какого времени Д. Трамп продержится на президентском посту, сможет ли он обеспечить себе относительную свободу и независимость от Конгресса. Неизвестно, кто и когда станет его преемником. После выборов в Конгресс есть три варианта развития событий. Первый — отстранение действующего президента от власти в результате импичмента до 2020 года. В случае получения большинства мест в Сенате республиканцами, они вряд ли допустят признание импичмента, хотя разбирательства по этому вопросу могут затянуться надолго и отвлекут на себя значительные ресурсы. Второй вариант — избрание нового президента в 2020 году после истечения президентского срока Д. Трампа. Третий вариант — переизбрание Дональда Трампа в 2020 году на второй срок.

В случае избрания нового президента как до 2020 года, так и после, остается неизвестным его отношение к России и желание выстраивать отношения с Россией. На данный момент в США сложился негативный образ России как страны, вмешивающейся в избирательный процесс в иностранном государстве, совершающей кибератаки, несоблюдающей нормы международного права и совершившей «аннексию» Крыма, применившей химическое оружие в Солсбери. Пока подобный образ существует в мышлении американской политической элиты, конгрессменов и сенаторов, выход на конструктивное взаимодействие с Россией представляется маловероятным.

Новости партнеров

Новости партнеров

Tоп

  1. Китай наносит удар по ослабевшему доллару
    Падение стоимости доллара дает Китаю отличную возможность нанести сокрушительный удар по главному оружию геополитического противника
  2. Рубль и невидимая рука рынка: что стоит за обвалом национальной валюты?
    Падение курса рубля последовавшее за очередным заседанием ЦБ РФ, вызвало много разговоров, в том числе о девальвации. Однако главный фактор, влияющий на динамику рубля, остался неизменным
  3. Правительство снимет лекарственную зависимость
    Перечень стратегически значимых лекарств, которые должны производиться в России, будет расширен. Количество наименований вырастет почти вчетверо. Но как будет выглядеть это расширение не на бумаге, а в реальной жизни?
Реклама