Дело принимает фантастический оборот

Москва, 08.11.2018
Амбициозные планы, о которых было объявлено в ходе визита Дмитрия Медведева в КНР, реальны, а это 200 млрд долларов торгового оборота, при том, что наконец достигнуты «10–12 лет назад казавшиеся фантастическими» 100 миллиардов. Но на пути к этому целое «китайское море» препятствий.

Екатерина Штукина/пресс-служба правительства РФ/ТАСС

 

Из чего состоят 100 млрд долларов оборота

Энергетика, нефть, газ, нефтепереработка, высокие технологии, включая пилотируемую космонавтику, спутниковые навигационные системы, создание новых материалов, IT и в том числе искусственный интеллект, а так же, конечно, сельское хозяйство были названы Дмитрием Медведевым как наиболее перспективные в экономическом сотрудничестве России и Китая направления на 23-я регулярной встрече глав правительств России и Китая.

И, как заявил там российский премьер: «Китайская Народная Республика сегодня является крупнейшим внешнеторговым и инвестиционным партнёром нашей страны. В этом году мы выйдем на уровень 100 млрд долларов торгового оборота, который ещё лет 10–12 назад казался нам фантастическим. А сейчас мы уже говорим о других рубежах – о возможности выхода на 200 млрд долларов торгового оборота».

В переговорах с премьером Госсовета КНР Ли Кэцяном не были обойдены вниманием и сложности, которые дипломатично обозначены в официальных сообщениях как следствие недавних «недружественных действий ряда стран» и «отдельных государств», разрушающих международный торговый порядок. Но, последний еще постоит, тем более, что Китай и Россия, естественно, соединят для этого усилия. Официальный визит российского премьера в КНР прошел с 5 по 7 ноября 2018 года.

Для того чтобы говорить о реальных перспективах дальнейшей диверсификации российского экспорта в Китай, для начала следует рассмотреть структуру исходящих товарных потоков, говорит управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Итак, по итогам первых восьми месяцев 2018 года (наиболее актуальная информация ФТС), 76,1% экспорта формируют минеральные продукты, в структуре экспорта которых доминирует нефть и нефтепродукты (96%). При этом 85% трансграничных поставок обеспечивает государственная компания Транснефть, это важно с точки зрения понимания перспектив перехода на расчеты в национальных валютах и к этому аспекту мы вернемся позже.

Вторым по значимости товаром, который наша страна экспортирует в Китай, является лес и пиломатериалы, на них по итогам января-августа пришлось 7%  или 2,4 млрд долларов (против 26,8 млрд долларов, полученных от продажи минеральных продуктов). Кроме того на экспорт идут машины и оборудование (2.6% и 908 млн долларов), металлы (2.7% и 939 млн долларов), бумага (2.4% и 844 млн долларов), ну и продукты животного происхождения (2.5%  и 871 млн долларов). Раз уж в рамках встречи на уровне правительств двух стран речь шла о расширении экспорта именно по данной категории, рассмотрим ее структуру более детально, говорит эксперт.

Итак, по итогам 8 месяцев, в сравнении с показателями предыдущих лет, структура экспорта продуктов питания из России в КНР не изменилась, и по-прежнему единственным пунктом здесь остается рыба и морепродукты.

Всего за указанный период в Китай отправлено этой продукции на 857 млн долларов, что составляет более 98% стоимости всех экспортированных в народную республику товаров по данной номенклатурной категории. Еще мы отправляем в Китай орехи, мед, яйца, молоко и сыр. Но, например, молока и сливок за восемь месяцев, в соответствии с данными ФТС, было экспортировано всего на 3 тыс. долларов, даже сгущенного молока было отправлено на 254 тыс. долларов. Так что, если не считать полюбившейся китайцам сгущенки, отечественная «молочка» на местном рынке практически не встречается. Мясной продукции Россия в Китай не поставляет вовсе.

 

Все наоборот?

Интересно в общем-то то, что проблема заключается отнюдь не специфичности гастрономических предпочтений китайцев и не в отсутствии спроса, указывает Илья Жарский. По  уровню потребления свинины Китай занимает безоговорочное первое место, потребляя 52% всего производимого в мире  мяса свиней, являясь при этом еще и крупнейшим импортером. Но российской свинины на китайском рынке нет и в ближайшее время не будет: об этом у нас не принято говорить, но в нашей стране уже несколько лет продолжается эпидемия африканской чумы свиней и рядом стран, в том числе и Китаем, закупки свиней и свинины в России строжайше запрещены.

С молоком все тоже не так просто, указывает аналитик. Несмотря на то, что традиционно молоко, молочная продукция и сыры не пользуются на рынке Китая хоть сколько-нибудь высоким спросом, уже 10 лет за счет изменения потребительских привычек растущего городского населения растет его потребление в целом по стране. И если 10 лет назад на одного гражданина КНР приходилось всего 5,3 кг молока в год, то сейчас это уже более 11 кг. Рынок молочной продукции Китая в связи с изменением потребления является одним из наиболее перспективных, тем более, что самостоятельно, в связи с отсутствием возможности расширения пастбищ для молочного скота и неблагоприятной экологической обстановкой в стране в целом, китайские аграрии удовлетворить даже столь невысокий спрос не могут.

Как результат, все без исключения ведущие экспортеры сухого молока и молочных продуктов устремились на китайский рынок. Здесь, в том числе, присутствуют и европейские производители, которые получили возможность компенсировать потери от закрытия для них российского рынка, А вот российская молочка встречается в Китае в виде разве что жестяных банок со сгущенкой и плавленого сырка. И проблема заключается в том, что китайский рынок не только перспективный, он еще и высококонкурентный.

Российские производители, увы, признает Илья Жарский, внешних рынках существенно уступают конкурентам по соотношению цена-качество. Так что вопрос развития экспорта российской молочки в Китай — это не политический вопрос, который может быть решен росчерком пера представителей правительств. Это вопрос, который предстоит решить куда более могущественному участнику экономической деятельности, а именно потребителю, который выбирает товар, оценивая его цену и вкус.

Возвращаясь к вопросу перехода на расчеты в национальных валютах, эксперт отмечает, что и здесь политика не является определяющим фактором. Если не считать нефть, то экспортные потоки, в том числе и по продуктам питания, формируются за счет контрактов негосударственных частных предприятий, зачастую — индивидуальных предпринимателей. И если при расчетах за нефть правительства двух стран могут согласиться нести дополнительные издержки, связанные с конвертацией валют, то никаких рычагов принуждения частного бизнеса к расчетам в нацвалютах ни у правительства Китая, ни у правительства России нет.

Бизнес будет рассчитываться в той валюте, в которой ему выгодно, а выгодно ему, с учетом того, что контракты заключаются по общему правилу в наиболее стабильной валюте, рассчитываться в долларах, поскольку ни курс рубля, ни курс юаня, увы, сегодня стабильными не являются. С сожалением стоит констатировать, заключает Илья Жарский, что пока что экспорт российских продуктов в Китай может носить исключительно символический характер, в то время как расчеты в нацвалютах будут применяться практически исключительно по контрактам на поставку нефти и нефтепродуктов.

 

Брать Китай в оборот можно и необходимо

Так или иначе, но товарооборот России с Китаем за последние два года растет гигантскими темпами отмечает руководитель Центра аналитической информации ГК TeleTrade Сергей Лысаков. Еще в 2016 году он рос всего на 2,2%. Но за два года прибавил 30 млрд долларов, при этом в 2017 году он вырос почти на 21%.

В 2018 году сохраняются аналогичные темы роста товарооборота. Россия все больше импортирует из Китая, указывает аналитик. Это заметно даже по полкам российских магазинов, а также по растущим объемам заказов россиян на Alibaba.

Необходимо наращивать долю российского экспорта в Китай, уверен Сергей Лысаков. Сейчас Россия экспортирует больше, чем импортирует из Поднебесной, но это соотношение снижается. Российский премьер не назвал сроков, к которым Россия и Китай выйдут на объемы взаимного торгового оборота в 200 млрд долларов. Но амбициозные цели ставить необходимо. Как считает Сергей Лысаков, в перспективе пяти лет, при сохранении динамики торговли, достижение этой цели вполне реалистично.

Одним из перспективных направлений является экспорт сельхозпродукции в Китай, в частности молока, мяса, сои, зерновых, говорит он. Определенные успехи в этом направлении в ходе визита Дмитрия Медведева в Китай появились. Не стоит забывать, что в условиях торгового противостояния с США Китай готов наращивать торговлю с другими странами. Китайские власти объявили о льготном режиме торговли. Но Китай остается довольно прагматичным в своих взаимоотношениях, а российский рынок не является первостепенным для КНР, полагает аналитик. Общий объем китайской торговли в сентябре 2018 года в годовом выражении составил около 4,3 трлн долларов. Около 600 млрд долларов из этого объема приходится на США.

Важным моментом можно назвать и договоренность России и Китая развивать взаиморасчеты в национальных валютах, добавляет Сергей Лысаков. В большей степени это важно для России, так как может помочь российской валюте и экспорту из РФ. Но стоит помнить, что китайские банки склонны соблюдать американские санкции в отношении расчетов российских компаний по экспорту, предпочитая не иметь с ними дело. Поэтому потребуется и политическая воля двух государств, чтобы экспортные операции России смогли проходить через китайскую финансовую систему беспрепятственно.

Новости партнеров

Новости партнеров

Tоп

  1. Вторая волна карантина
  2. Россия построит свой участок автотрассы «Европа — Западный Китай» к 2024 году
    На совещании по строительству международного транспортного коридора, которое провел в ОЭЗ «Алабуга» премьер-министр Михаил Мишустин, были обозначены реперные точки амбициозного проекта. Доехать до Казани из Москвы за 6,5 часов станет возможным уже через 4 года
  3. За что порой сажают и что потом порой выходит
    Если в «Тексте» героя сажают ни за что, то главную героиню сериала «Надежда», осужденную на двадцать лет, внезапно выпускают
Реклама