Американские бренды в панике - китайские потребители начинают экономить

Москва, 23.01.2019

Евгений Разумный/Ведомости/ТАСС

Китай с его миллиардным населением уже не одно десятилетие, как магнитом, притягивает крупнейшие американские бренды. Двузначные темпы роста китайской экономики ушли в прошлое, однако созданный за годы бума средний класс численностью в 400 миллионов человек по-прежнему пьет дорогой кофе, ходит на американские фильмы и пользуется смартфонами. Однако сейчас средний класс начинает экономить. Перемену в настроениях китайских потребителей немедленно почувствовали за океаном. 

Starbucks, Apple, Walt Disney и другие американские компании атаковали Поднебесную при помощи Chai Frappuccinos, золотых и розовых iPhones и голливудских блокбастеров, в которых снимали китайских актеров и вставляли кадры китайских городов. Когда 3 января этого года Apple Inc. впервые за почти два десятилетия снизила прогноз по прибыли на китайском рынке ввиду ослабления спроса, в Америке началась паника. Американские бизнесмены испугались, что торговая война, объявленная Пекину Дональдом Трампом, сделает то, что не смогли сделать борьба с коррупцией Председателя Си, загрязнение воздуха, растущая стоимость жизни в КНР и медленный рост зарплат – поколеблет высокий дух китайских потребителей.

«Добрые времена закончились,- объяснил агентству Bloomberg Майкл Эври, руководитель отдела азиатских финансовых рынков в банке Rabobank.- Экономический рост замедлится. Но если это не произойдет, рост национализма заставит китайцев изменить отношение к американским товарам».

Потребительские расходы в последние годы по мере замедления темпов роста китайской экономики и снижения инвестиций в рынок недвижимости, традиционных драйверов роста экономики КНР, играют все более значительную роль. Пекин поддерживает перебалансировку экономики и одобряет рост зарплат несмотря на то, что он снижает конкурентоспособность китайских товаров за рубежом.

Настроения потребителей начали меняться в прошлом году после того, как резкий рост цен на недвижимость в Пекине, Шанхае и других мегагородах нанес сильный удар по кошелькам и сбережениям молодых и энергичных китайцев, главных покупателей западных товаров. Первый серьезный сигнал, свидетельствующий о том, что китайские потребители начинают менять свои привычки, появился в ноябре 2018 года, когда Alibaba Group Holding Ltd., оператор платформы Tmall, через которую торгуют своими товарами многие американские компании, снизил годовой прогноз по прибыли на целых 6%.

Китайские потребители дали Estée Lauder Cos., которая торгует духами и прочей косметикой на Tmall, а также в магазинах примерно в 120 городах Поднебесной, 61% роста в финансовый год, закончившийся прошлым летом. Год назад такая сильная зависимость от Китая считалась полезной, но сейчас ситуация изменилась. 

В этом финансовом году Estée Lauder пока еще рассчитывает на двузначные темпы роста продаж в Китае, главным образом, за счет новых брендов Darphin и Jo Malone London, которые можно купить на Tmall. 

«Мы привержены Китаю и китайским потребителям в долгосрочной перспективе,- говорится в заявлении компании,- и полагаем, что наш рост вполне устойчивый, потому что в его основе фундаментальные характеристики».

Ослабление спроса на духи и средства ухода за кожей, конечно, не самый тревожный показатель изменения настроений китайских потребителей. Продажи автомобилей в Поднебесной снизились в 2018 году на 4,1%. Это первое снижение за 28 лет. По данным Китайской ассоциации автопроизводителей, в прошлом году в КНР было продано 23,7 млн легковых автомобилей. При этом сильнее других пострадали именно американские автопроизводители. Продажи, например, китайского отделения General Motors Co. в прошлом году снизились до 3,6 млн автомобилей. Это на 10% меньше, чем в 2017 году.

Главной причиной падения продаж автомобилей в Китае большинство экономистов считают торговую войну между США и КНР, переговоры по прекращению которой проходят трудно. 

«Она (торговая война) негативно действует на уверенность потребителей,- объясняет аналитик Bloomberg Intelligence Стив Мэн.- Несмотря на то, что большинство могут себе позволить новый автомобиль, они не хотят тратить деньги».

Давление в результате снижения спроса испытывает и киностудия Walt Disney Co., снимающая сейчас римейк мультфильма «Мулан», действие которого происходит в Китае.

«Мы видим в Китае незначительное ослабление уверенности потребителей,- объясняет исполнительный директор Роберт Игер,- но оно отрицательно влияет на бизнес».

Тревожатся о своем одном из наиболее важных рынков и в компании Starbucks Corp., поставившей цель довести в течение четырех лет количество своих кафе в КНР с нынешних почти 3600 до 6000. В заявлении компании сообщается, что рост выручки в Китае за год составил всего лишь 1%, что, конечно же, беспокоит руководство компании.

Список компаний, руководство которых тревожат результаты деятельности китайских отделений, можно перечислять долго. Hyatt Hotels Corp., например, в последние годы агрессивно расширялся в Китае, но в третьем квартале 2018 года зафиксировал рост доходов на азиатско-тихоокеанском рынке всего лишь 2,5%, хотя годом ранее показатель по третьему кварталу был 6,3%.

Несмотря на то, что дорогие iPhones нельзя считать идеальным «термометром» для измерения температуры второй экономики планеты, январское предупреждение Apple и торговая война Трампа могут уже в недалеком будущем заставить руководство крупных американских брендов говорить о рисках на китайском рынке.  

«Нас может ждать еще более бурный период»,- делает неутешительный прогноз по китайскому рынку профессор экономики Пекинского университета Джеффри Тоусон.

Новости партнеров







«Векторы развития медицинского бизнеса. Быть первым: преимущество или испытание?»


Международные звезды в копилку ОЭЗ «Технополис «Москва»

В середине октября авторитетное издание fDi Magazine опубликовало ежегодный рейтинг мировых особых экономических зон. Самый заметный результат у единственной ОЭЗ российской столицы «Технополис «Москва»: она участвовала впервые и при этом взяла сразу шесть специальных номинаций, что стало рекордом для российских зон

С бизнесом будут держать совет

Московские власти создали площадку, которая поможет объединить усилия бизнеса и города в восстановлении экономики после пандемии и выработке долгосрочной стратегии развития столицы. Уже сейчас экспертам очевидно, что главной точкой роста при этом должна стать реализация национальных проектов

Вся правда о московских кабелях

Давайте честно: о московской кабельной промышленности жители города знают не очень много. И даже те из них, кто интересуется промпроизводствами столицы. А между тем, ее продукция лежит в основе всех технологических процессов, ведь именно по кабелям, как по венам, течет электричество, дающее жизнь сотням тысяч производств.

ММК серьезно нарастил чистую прибыль и доходность для акционеров

После снижения основных финансовых показателей во втором квартале 2020 года, вызванного последствиями пандемии коронавируса, по итогам третьего квартала Группа ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» существенно нарастила выручку, чистую прибыль и свободный денежный поток
Новости партнеров

Tоп

  1. Что будет, если победит Байден
    В фокусе возможного президентского срока Джо Байдена будет идеологическая перезагрузка евроатлантической цивилизации, мягкое давление на Китай путем создания «экономики знания» и отказ от глобализма
  2. Турецкий друг: здесь скрыт кинжал за каждою улыбкой
    Так друг, союзник или партнер? Чем обернутся отношения России и Турции в результате войны в Нагорном Карабахе
  3. «Северный поток»: «Академик Черский» пошел за трубами
    После ряда, на первый взгляд, непонятных передвижений, российский трубоукладчик «Северного потока—2» снова возвращается в порт Мукран
Реклама