«ЦБ был прав: добросовестные водители выиграли»

Москва, 25.03.2019
Генеральный директор ПАО «САК “Энергогарант”» Сергей Васильев — о перспективах страхового рынка, о том, что в первую очередь страхует бизнес, и о корпоративной стратегии «Энергогаранта»

Страховые компании сегодня ищут пути наращивания премий и клиентской базы в непростых условиях. Реальные располагаемые доходы населения то падают, то стагнируют, число убыточных предприятий растет. Тем не менее отдельные игроки находят возможности для роста бизнеса даже на таком сложном рынке — так, САК «Энергогарант» в 2018 году нарастила сборы на 14%. Компания относится ко второму размерному классу по классификации рейтингового агентства «Эксперт РА» и занимает 11-е место по взносам среди всех страховщиков «нежизни» по данным Банка России за 12 месяцев 2018 года. Однако разговор с генеральным директором компании Сергеем Васильевым мы начали с традиционно самой острой для населения темы — изменений тарифов по ОСАГО.

— Россия движется по пути либерализации тарифов ОСАГО. Население опасается, что получит серьезный рост тарифа, а страховщики в лице ВСС обещают, что либерализация будет выгодна всем добросовестным водителям и не позволит страховщикам необоснованно завышать маржу. Чего вы ждете от либерализации ОСАГО?

— Сейчас мы уже можем подвести первые итоги либерализации: де-факто никакого значительного роста тарифов и средней премии по стране нет. Более того, по нашим данным по ряду регионов и сегментов клиентов, наоборот, наблюдается падение средней премии и фактического применяемого тарифа. Уже можно с уверенностью сказать, что ЦБ был прав, настаивая на этой реформе, так как действительно добросовестные клиенты и водители от нее совершенно не пострадали или даже выиграли. Понятно, что снижение средней премии по ОСАГО происходит только в тех регионах, где ранее страховая премия не была искусственно занижена за счет применения пониженного социально ориентированного территориального коэффициента.

Поэтому наши ожидания от либерализации самые простые: рынок ОСАГО становится более честным и справедливым, что в конечном счете выгодно всем — и страховщикам, и их клиентам.

— По итогам 2018 года остроту проблемы автоюристов вроде бы удалось снять — по крайней мере, соотношение выплат и премий по ОСАГО стало более благоприятно для страховщиков. На ваш взгляд, основные проблемы с автоюристами позади?

— Конечно же, рапортовать о победе над мошенниками рано. Во всем мире эта проблема существует и окончательно не искоренена. Но в ряде регионов РФ мы действительно видим, что местные власти, суды, правоохранительные органы стали внимательнее относиться к расследованию убытков по автострахованию, к принятию соответствующих судебных решений, поэтому и ситуация становится лучше. Положительный эффект вносит и натуральное урегулирование убытков (когда вместо выплаты денег транспортное средство потерпевшего направляют на ремонт), поэтому нам тоже очень хочется верить, что худшая точка в вопросах страхового мошенничества по автострахованию в большинстве регионов РФ уже пройдена.

С другой стороны, есть ряд регионов, где ситуация с ОСАГО в последнее время только ухудшилась. Убыточность по ОСАГО может быть хорошим барометром общей ситуации в каждом регионе. Если региональные власти активно развивают экономику, жестко проводят политику борьбы с различными мошенническими структурами, в том числе специализирующимися на автостраховании, не допускают злоупотребления правом, то у граждан есть возможность заработать на жизнь вполне законным путем. Все это автоматически снижает в регионе и уровень преступности, и уровень убыточности для страховщиков. Таким образом, высокая убыточность по страхованию ОСАГО в каком-то регионе автоматически означает необходимость для федерального центра и местных властных элит провести ряд срочных мероприятий, направленных на улучшение общего уровня жизни населения, а также на борьбу с мошенниками и преступными сообществами.

— Как вы относитесь к механизму продажи полисов ОСАГО онлайн, разработанному ВСС, когда «плохие» страхователи случайным методом распределяются по всем игрокам рынка?

— Любой механизм перераспределения крайне убыточного сегмента между всеми страховщиками не может быть совершенным и устраивать всех участников рынка. Если убыточность по клиентам-жуликам, по безбашенным лихачам или по такси может, например, доходить до 400 процентов и выше, то совершенно ясно, что такие клиенты неинтересны никакой страховой компании. Поэтому наша позиция проста: в данной ситуации мы, все страховщики, выступаем единым фронтом и поддерживаем инициативу ВСС. Но в перспективе все-таки нужно найти механизм, который заставит этих крайне убыточных страхователей изменить свое поведение на дороге или же платить за страхование в соответствии со своей статистикой убыточности.

Время оптимистов

— Какие точки роста страхового рынка на ближайшие два года вы видите?

— Несмотря на непростую ситуацию в экономике, мы оптимисты. Мы верим, что в любом случае наша экономика будет расти, страховой рынок будет консолидироваться, все его сегменты будут расти. С нашей точки зрения, в 2019 году в сегменте страхования рисков иных, чем страхование жизни, расти будет в первую очередь страхование ипотеки (имущества и от несчастного случая), а также залоговое страхование имущества. В связи с индексацией цен лечебных учреждений будет расти и добровольное медицинское страхование. Хороший потенциал роста есть как у страхования грузов, так и у страхования различных видов ответственности. Насколько успешным 2019 год будет для страхования автокаско и ОСАГО, пока точно спрогнозировать сложно.

— «Энергогарант» всегда строил сбалансированный портфель, уделяя внимание как рознице, так и корпоративным клиентам. Почему в качестве основного направления в предыдущие годы все же была выбрана работа с корпоративными клиентами? Какова динамика по этому направлению за 2018 год и какого прироста портфеля вы ожидаете в 2019-м?

— Наша компания традиционно сильна в сегменте корпоративного страхования, мы с этого и начинали свою работу двадцать семь лет назад. Конечно же, наш индивидуальный подход и система риск-менеджмента для наших корпоративных клиентов являются для них наиболее ценными и привлекательными, поэтому и премии в этом сегменте клиентов мы традиционно собираем больше. В прошлом году была принята новая программа развития нашей компании, предполагающая ее дальнейший гармоничный рост по всем направлениям и видам бизнеса, включая активизацию работы с агентами и физическими лицами. Исполнение этой программы было подтверждено фактическим ростом сборов нашей компании более чем на 14 процентов как по страхованию юридических лиц, так и по страхованию клиентов — физических лиц. С нашей точки зрения, это очень важно. Мы хотим гарантировать и акционерам, и клиентам, и всему большому коллективу хорошую перспективу и дальнейшие долгие годы успешного развития САК «Энергогарант». Достигнуть такого результата можно, только активно работая как с юридическими, так и с физическими лицами.

Без страхования нельзя

— Как вообще чувствует себя сейчас российский бизнес, есть ли у него средства на страхование? Какие сектора предъявляют основной спрос на ваши услуги, какие риски в первую очередь стремятся застраховать?

— Российский бизнес сейчас чаще всего вынужден экономить на всем. В том числе это касается страхования. Сейчас есть большой спрос на страховые услуги с оптимальным соотношением цена—качество. Клиенту очень важно понимать, за что он платит страховую премию и какую реальную страховую защиту получает. Поэтому мы вместе с клиентами прорабатываем каждую ситуацию отдельно, чтобы обеспечить оказание действительно нужных услуг по оптимальной цене. Например, в первую очередь имущество нужно страховать от пожара, стихийных бедствий, противоправных действий третьих лиц, транспорт — от угона и повреждений, а жизнь и здоровье — от рисков смерти, наступления инвалидности и критических заболеваний. До сих пор максимальный спрос на услуги мы видим в тех секторах рынка, где без страхования нельзя, — это страхование залогов, жизни и здоровья заемщиков, ипотеки, имущества, переданного в лизинг, обязательное и добровольное медицинское страхование.

— Правильно ли мы понимаем, что оценка риска в случае корпоративных клиентов — задача гораздо более сложная, чем в случае розницы, где риски более стандартные? Как устроена у вас оценка таких рисков, особенно неспецифических, и как устроен ваш риск-менеджмент?

— Любой клиент индивидуален и уникален и поэтому вправе рассчитывать на оказание именно тех услуг, которые ему нужны, и именно по той цене и условиям, которые ему доступны. Конечно, работа с юридическими лицами требует особого уровня компетенций. Мы вместе с ними оцениваем их бизнес на предмет возникновения тех опасностей, которые существуют и могут нанести критически важные повреждения и убытки. Такую работу невозможно проводить, если у вас нет соответствующего специалиста, который должен общаться с клиентом на понятном ему языке. В случае особенно сложных и объемных технических проектов мы можем привлекать и сторонних экспертов, которые дают независимую оценку ситуации и предлагают свое решение. Основное наше правило не диктовать клиенту свою волю, а совместно с ним вырабатывать систему защиты его интересов, включающую в себя и превентивные мероприятия (например, установка пожарной и охранной сигнализации), и, возможно, изменение каких-то бизнес-процессов (например, оптимизация логистики перевозок, организация охраны наиболее дорогих грузов). Никакое страхование само по себе не может предотвратить возникновение убытков. Очень часто получается, что клиент, потратив один раз время и средства на оптимизацию защиты своего бизнеса, в результате не только экономит на страховании все последующие годы, но и повышает уровень стабильности и защищенности своей компании от воздействия различных рисков, что в наше время очень важно.

Но и для розничных клиентов у нас всегда есть, что предложить интересного. Мы считаем, что страховщик вместе с клиентом должен не просто формально исполнять рутинную процедуру заполнения стандартного страхового полиса. Мы рассматриваем реальные потребности и запросы клиента, и тогда клиент — физическое лицо может получить у нас ту страховую услугу, которая ему действительно нужна, по той цене и с тем страховым покрытием, которые соответствуют его возможностям.

Новости партнеров







Офисное пространство будущего

Насколько сильно рабочее пространство офисного работника в самом скором времени будет отличаться от принятых сейчас традиционных представлений

«Криогенмаш» - по-прежнему стратегический актив Газпромбанка

Новый глава совета директоров предприятия — заместитель председателя правления Газпромбанка Тигран Хачатуров. Перед менеджментом стоит задача разработать новую стратегию «Криогенмаша», который рассматривается Газпромбанком как стратегический актив

Эксперты верят в ценные бумаги ММК

По мнению ряда финансовых аналитиков, акции ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» сохраняют потенциал роста и выгодны для приобретения на фоне постепенного восстановления спроса на сталь

Продается ЗАВОД МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ В Красноярском крае

Действующее предприятие с многолетней историей Восточно-Сибирский завод металлоконструкций (г. Назарово, мкр промышленный узел, 8) выставлен на торги. Сейчас его возможно приобрести по минимальной стоимости

Мобильный отряд. Как мобильные решения повышают чек в ритейле

Несмотря на цифровую революцию последних лет до объявления в мире режима самоизоляции именно оффлайн-магазины оставались основным местом совершения покупок. С появлением же COVID-19 цифровизация магазинов стала для многих компаний единственно возможным способом остаться на плаву
Новости партнеров

Tоп

  1. Sukhoi SuperJet очистят от иностранного влияния
    Разработка обновленного ближнемагистрального самолета Sukhoi SuperJet New, призванного заменить существующий Sukhoi SuperJet 100, должна завершиться уже к 2023 году
  2. Аналитики Reuters сделали новый прогноз по рублю и валютам EM
    Валюты развивающихся рынков упрочат свои позиции на фоне дальнейшего ослабления доллара и восстановления своих экономик после пандемии
  3. «Они не помнят нас хороших, пусть не забудут нас плохих»
    Кто такой «русский хакер», чем он руководствуется, что у него на душе, есть ли вообще у него душа и действительно ли хакеры настолько всесильны, что могут влиять на политику
Реклама