МАРИО БАТКОВИЧ ЗАНОВО ОТКРОЕТ ДЛЯ РОССИЯН АККОРДЕОН

Москва, 28.05.2019
Концерт композитора и музыканта-экспериментатора Марио Батковича состоится 31 мая в рамках фестиваля Sound Up на Трехгорной мануфактуре. Швейцарский исполнитель откроет слушателям с совершенно новой и неожиданной стороны такой, казалось бы, традиционный инструмент как аккордеон. Также слушателей ждет resequence-проект санкт-петербургского композитора и саунд-артиста Димы Аникина, захватывающе сочетающий синтетическую электронику и живой звук.

Аккордеон — не самый востребованный инструмент в современной музыке, но один из героев майского события SOUND UP, швейцарский композитор Марио Баткович  доказывает, что в умелых руках его возможности практически не ограничены. Выступая соло, более того, декларативно не используя никаких электронных приспособлений,  он вводит слушателей в транс своими причудливыми инструментальными композициями, в которых слышится эхо множества разных музыкальных стилей: от академического минимализма до панк-рока. Аккордеон Батковича похож не на рукотворное устройство для извлечения звуков, а скорее на живое существо — прерывистое дыхание мехов, сердцебиение басовых нот и нежный, хрупкий голос основных мелодических партий, порой, впрочем, срывающийся и на резкий крик.

Баткович родился в Боснии, но образование получал сначала в Высшей школе музыки и театра в Ганновере, а потом в Базельской музыкальной академии — из последней он выпустился с дипломом магистра камерной импровизации. Впрочем, несмотря на академическую выучку, он быстро осознал, что в этом пространстве ему тесно, и пустился во все тяжкие: играл в рок-группах, писал саундтреки к короткометражным фильмам и компьютерным играм, попутно разрабатывая собственный неповторимый стиль. Репетитивность минималистов в духе Майкла Наймана или Филипа Гласса в нём сочетается с яркими динамическими контрастами и мощной исполнительской экспрессией — порой трудно понять, как инструмент выдерживает разнообразные истязания, которым музыкант подвергает его и на концертах, и в студии.

В 2015 году Марио Батковича заметил Джефф Барроу, знаменитый прежде всего как лидер классического трип-хоп-проекта Portishead. Сначала аккордеонист съездил в гастрольный тур с ведомой Барроу неопсиходелической группой Beak, а затем подписал контракт с его лейблом Invada Records. Именно здесь два года спустя вышел альбом, который так и называется — «Mario Batkovic», с явным намёком на то, что на данный момент именно это и есть магнум-опус артиста, запись, открывающая в его творческой истории принципиально новую страницу. Звучит здесь частью духоподъёмная неоклассика, но не обходится и без энергичных рóковых выходов, в которых один-единственный аккордеон успешно отыгрывает эстетические свойства целого электрического пауэр-трио. Журнал Rolling Stone включил пластинку в свой топ-10 авангардных альбомов 2017-го, а география концертов Батковича в последующие годы пополнилась Великобританией, Голландией, Южноафриканской Республикой, и вот теперь — Россией.

Вторым героем события выступит петербургский композитор и саунд-артист Дима Аникин  со своим проектом resequence. «Перенумерация», «переупорядочение» — возможно, варианты перевода его названия на русский звучат немного странно, зато точно описывают суть: Аникин расщепляет окружающую нас звуковую среду на атомы, после чего заново ее собирает, упорядочивая их в новой захватывающей последовательности. В ход идут предельно разнообразные звучности: от жёсткой, колкой, царапающей электроники до живых струнных, от семплов и изобретательных found sounds до калимбы и старинного советского хроматического камертона. Реальность не деконструируется, а реконструируется заново: живьём, в «прямом эфире».

И кажется вполне логичным, что музыка resequence озвучивала множество театральных спектаклей и художественных выставок, ведь любой спектакль и любая выставка — это тоже опыт «переупорядочения», реконструкции окружающего мира. В 2010-м и в 2016-м Аникин работал с Павлом Пепперштейном: сначала в Лондоне над проектом «From Murder with Love», потом в московской галерее «Риджина» над выставкой «Чудеса в болоте». Годом позже была представлена и исполнена вживую оригинальная музыка к короткометражке «Пар» каннского лауреата Апичатпонга Вирасетакула. А когда Карстен Николаи, он же Alva Noto, немецкий классик глитч-электроники и резидент важного лейбла Raster Noton, представлял в московском музее Глинки свой проект Wall Paper, именно Дима Аникин выступил партнером в работе с легендарным советским синтезаторе АНС, названном в конце 1950-х в честь другого мастера изменять реальность средствами музыки и звука — композитора-символиста А.Н. Скрябина.

В рамках SOUND UP resequence представит треки с альбома «Вой сирен». Вдохновлённая образом мифологических сирен-искусительниц, эта работа, тем не менее, не является попыткой положить на музыку греческий миф. Сюжет о сиренах интересует автора скорее как архетип - он демонстрирует извечное человеческое стремление к прекрасному запретному плоду, и то, к чему оно неизменно приводит. И абстрактная электроакустика resequence — самый подходящий медиум для того, чтобы транслировать эту проблематику в звуке.

Партнер фестиваля Dewar’s удвоит впечатление от концерта особым пространством впечатлений Dewar’s Double Bar, где гости смогут попробовать коктейли и принять участие в психологическом перформансе Юрия Квятковского, двери которого раскроются только для тех, кто будет готов разделить свои тайны с кем-то.

31 мая, 20.00
Трехгорная Мануфактура, “Надежда”
ул. Рочдельская, д.15, стр.24
Билеты // 2 500 руб // www.soundup.world

У партнеров




    Цена блокировки

    Дело экс-мэра Владивостока Игоря Пушкарева переросло из уголовного в гражданское. Цена вопроса — 3,2 млрд рублей. Пока идет суд, под угрозу поставлена строительная отрасль Дальнего Востока

    Коллектив «Полюса» заработал благодарность президента

    Коллектив компании ПАО «Полюс» получил благодарность президента России Владимира Путина за заслуги в развитии золотодобывающей отрасли и высокие производственные показатели. «Полюс», крупнейший золотодобытчик в России и один из десяти крупнейших в мире, последовательно наращивает объем производства

    Одно из направлений в искусстве

    7-9 ноября впервые состоится Международная форум в области дизайна и архитектуры «Best for Life», который пройдет в Италии. В рамках форума организована премия «Best For Life Award» в области промышленного и цифрового дизайна, архитектуры и визуальных коммуникаций

    Открой #Моспром

    Москвичи и гости столицы стали участниками проекта «Открой#Моспром» и своими глазами увидели работу московских промышленных предприятий. Они посетили крупнейшую в Европе фабрику мороженого «Баскин Роббинс», завод известного на весь мир производителя напитков — Coca-Cola HBC Россия и многие другие точки на карте высокотехнологичной промышленности столицы

    Меньше серы, больше «цифры»

    «Норильский никель» ведет масштабную модернизацию производства, призванную существенно сократить негативное влияние на окружающую среду, и готовит к выпуску новый продукт для инвесторов — токены на металлы
    Новости партнеров

    Tоп

    1. «Буревестник» отправят на доработку
      Авария на испытаниях новой российской крылатой ракеты неограниченной дальности ясно показала, что это оружие требует целой серии дополнительных испытаний двигательных установок, которые должны слаженно работать на всех режимах полета, в том числе при сложных маневрах, которые это изделие совершает для преодоления систем ПВО и ПРО
    2. Инвесторы разлюбили сланцевиков
      Несмотря на то, что сланцевые компании добывают рекордные объемы нефти и газа, им все труднее находить инвесторов, готовых вкладывать в них деньги.
    3. Второе дыхание «Одного пояса, одного пути»
      По оценкам Всемирного банка, уже построены или находятся в процессе строительства железные дороги и автострады, порты и множество других проектов общей стоимостью 575 млрд долларов
    Реклама