Азербайджан взял Антипинский НПЗ

Москва, 06.06.2019
Государственная нефтяная компания Азербайджана (SOCAR) и Сбербанк России наконец-то стали контролирующими акционерами Антипинского НПЗ. Им через кипрское СП Socar Russia Investments теперь принадлежит в общей сложности 80% акций этого предприятия, а еще 20% акций сохранил за собой российский предприниматель Николай Егоров.

Сергей Буторин/Интерпресс/ТАСС

Напомним, что Антипинский НПЗ, запущенный в 2006 году в Тюменской области, был создан Дмитрием Мазуровым. Предприниматель, ранее занимавшийся нефтетрейдингом, выкупил за 10 млн долларов готовый блочный комплекс по нефтепереработке мощностью в 400 тысяч тонн, и постепенно превратил его в полноценный, крупный и высокоразвитый НПЗ. Сейчас его мощность по переработке составляет уже 9 млн тонн в год, что делает его крупнейшим из числа заводов, не принадлежащих крупным вертикально-интегрированным компаниям. Кроме того, это и весьма высокотехнологичное предприятие, глубина переработки здесь превышает 98% —один из лучших показателей в России. А качество выпускаемого бензина и дизельного топлива соответствуют требованиям «Евро-5».

Однако погоня за мощностью и технологичностью стала для детища Мазурова, в конце концов, экономически фатальной. В 2013 году он принял решение добиться еще большего увеличения глубины переработки. Это потребовало значительных инвестиций — порядка 2 млрд долларов. Средства были предоставлены «Сбербанком» под залог 80% завода, принадлежавших самому Мазурову и его деловому партнеру Владимиру Калашникову через посредничество кипрской Vikay Industrial, и трейдера New Stream Trading. Потом был кредит того же «Сбербанка» в 15 млрд рублей на установку по производству бензинов «Евро-5». Вернуть долги (с учетом иных кредитов, перевалившие за 360 млрд рублей) заемщик не смог. Как отмечает сам Мазуров, когда рассматривались условия кредитования, инвесторы рассчитывали все окупить и расплатиться за 5-6 лет. Но потом в нефтяной отрасли нашей страны произошел так называемый «налоговый маневр»: снижение экспортных пошлин на нефть при одновременном росте НДПИ. Это в итоге привело к тому, что нефтепереработка у нас стала намного менее маржинальной.

В результате, контроль над заложенными активами перешел «Сбербанку». Для последнего это непрофильный актив, поэтому сразу же был начат поиск стратегического партнера в нефтяной отрасли. Таким партнером в итоге стала SOCAR. Ее эффективная доля в Антипинском НПЗ составила 48%. Нельзя не отметить, что это первый прецедент перехода крупного российского нефтеперерабатывающего завода под управление иностранной компании со времен продажи в 2012 году «Роснефти» активов российско-британской ТНК-ВР.

Как отмечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, Антипинский НПЗ ориентирован на внутренний рынок и фактически не занимается экспортом нефтепродуктов. А значит, в случае снижения рентабельности работы на внутреннем рынке предприятие не может компенсировать убытки за счет экспорта. Тем не менее, в стратегической перспективе это неплохое приобретение. Даже если не будет пересмотрен сам налоговый маневр, стоит ожидать, что компенсаторный механизм «демпфирующей надбавки», запущенный для покрытия убытков нефтепереработки и сдерживания внутренних цен на топливо, со временем будет отлажен и нефтепереработка в нашей стране снова станет рентабельной.

При этом сам российский рынок нефтепродуктов весьма велик, и азербайджанская сторона ранее уже проявляла к нему интерес. Но фактически присутствие SOCAR в России ограничивалось продажей полиэтилена через трейдинговую дочку «Сокар Рус».

Отметим, что Антипинский НПЗ, не будучи частью ВИНК, не имел «собственной» сырьевой базы. Новым владельцам также придется решать вопрос закупки сырья у добывающих компаний.

Насколько долгосрочным окажется участие «Сбербанка», пока не известно. Банку нужно вернуть кредиты, его доля вполне может быть продана профильному инвестору, каковым может выступить как тот же SOCAR, так и кто-то из его российских партнеров. Теоретически, таким партнером может стать «Татнефть». Компания столкнулась с исчерпанием своих базовых, поволжских, месторождений (по иронии судьбы, когда-то именовавшихся «Вторым Баку»), и поэтому сейчас ориентируется в большей степени на переработку и нефтехимию, в том числе, на сотрудничество с SOCAR.

У партнеров




    Цена блокировки

    Дело экс-мэра Владивостока Игоря Пушкарева переросло из уголовного в гражданское. Цена вопроса — 3,2 млрд рублей. Пока идет суд, под угрозу поставлена строительная отрасль Дальнего Востока

    Коллектив «Полюса» заработал благодарность президента

    Коллектив компании ПАО «Полюс» получил благодарность президента России Владимира Путина за заслуги в развитии золотодобывающей отрасли и высокие производственные показатели. «Полюс», крупнейший золотодобытчик в России и один из десяти крупнейших в мире, последовательно наращивает объем производства

    Одно из направлений в искусстве

    7-9 ноября впервые состоится Международная форум в области дизайна и архитектуры «Best for Life», который пройдет в Италии. В рамках форума организована премия «Best For Life Award» в области промышленного и цифрового дизайна, архитектуры и визуальных коммуникаций

    Открой #Моспром

    Москвичи и гости столицы стали участниками проекта «Открой#Моспром» и своими глазами увидели работу московских промышленных предприятий. Они посетили крупнейшую в Европе фабрику мороженого «Баскин Роббинс», завод известного на весь мир производителя напитков — Coca-Cola HBC Россия и многие другие точки на карте высокотехнологичной промышленности столицы

    Меньше серы, больше «цифры»

    «Норильский никель» ведет масштабную модернизацию производства, призванную существенно сократить негативное влияние на окружающую среду, и готовит к выпуску новый продукт для инвесторов — токены на металлы
    Новости партнеров

    Tоп

    1. «Буревестник» отправят на доработку
      Авария на испытаниях новой российской крылатой ракеты неограниченной дальности ясно показала, что это оружие требует целой серии дополнительных испытаний двигательных установок, которые должны слаженно работать на всех режимах полета, в том числе при сложных маневрах, которые это изделие совершает для преодоления систем ПВО и ПРО
    2. Инвесторы разлюбили сланцевиков
      Несмотря на то, что сланцевые компании добывают рекордные объемы нефти и газа, им все труднее находить инвесторов, готовых вкладывать в них деньги.
    3. Второе дыхание «Одного пояса, одного пути»
      По оценкам Всемирного банка, уже построены или находятся в процессе строительства железные дороги и автострады, порты и множество других проектов общей стоимостью 575 млрд долларов
    Реклама