Второе дыхание «Одного пояса, одного пути»

Москва, 16.08.2019

Проект «Один пояс, один путь» (BRI) не зря называют мегапроектом. В нем принимают участие или проявили к нему интерес более 130 стран на всех континентах, кроме Антарктиды и Северной Америки. По оценкам Всемирного банка, уже построены или находятся в процессе строительства железные дороги и автострады, порты и множество других проектов общей стоимостью 575 млрд долларов. Правда, следует иметь в виду, что большая часть этих средств относится к проектам, которые находятся в процессе строительства или даже на стадии планирования. Кстати, почти половина проектов относится к энергетике, а четверть – к транспорту.

По состоянию на конец 2018 года, по данным официальных китайских источников, китайские компании вложили в BRI более 80 млрд долларов. Однако здесь не учтены деньги, которые потратили на проекты, связанные с BRI, китайские банки и многочисленные фонды.

Тем не менее, детище Си Цзиньпина стало предметом и острой критики. Причем, не только со стороны Запада, чего стоило ожидать. Пекин обвиняют в эксплуатации бедных стран, которых китайцы заманивают в долговые ловушки. Многочисленные обвинения заставили китайские власти приступить к основательному пересмотру самой концепции мегапроекта. Речь идет, в первую очередь, об усилении прозрачности и повышении качества проекта. Проделанная работа дает основания говорить о перезагрузке BRI.

Проблемы с BRI как минимум у семи стран. В основном жалобы сводятся к пяти группам. Это коррупция, сомнительные контракты, кабальные условия финансирования, ущерб окружающей среде и китайские рабочие, которых китайцы привозят с собой.

Шри Ланка, например, не смогла вовремя вернуть китайские кредиты и была вынуждена в счет долгов отдать китайской компании в аренду на 99 лет важный порт. Грузооборот у него сейчас небольшой, но он дает Пекину базу, которая в любой момент может стать военным форпостом, на главных торговых путях в Индийском океане.

Серьезные проблемы с выплатой долгов заставили Пекин пойти на пересмотр условий огромного субпроекта – Китайско-Пакистанского экономического коридора (CPEC) со сметой в 62 млрд долларов.

По той же причине Мьанма была вынуждена существенно сократить смету сделки с Китаем, заключенной прежними властями. Сейчас она оценивается не в 7,5 млрд долларов, как раньше, а в 1,3 млрд!

Новое правительство Малайзии расторгло в этом году соглашение на строительство нефтепровода со сметой 3 млрд долларов и пересмотрело соглашение на строительство железной дороги. Сейчас стоимость участия Малайзии в BRI снизилась втрое и составляет 11 млрд долларов.

Руководство Мальдивов требует пересмотра финансовых условий соглашения, связанного с BRI. Его заключило прежнее правительство, которое сейчас обвиняется в коррупции.

В июне этого года суд в Кении остановил строительство электростанции на острове Ламу, финансируемое китайцами, и назначил новую экспертизу по оценке ее воздействия на окружающую среду.

На международном форуме, посвященном BRI, в апреле 2019 года Си Цзиньпин пообещал, что китайское правительство усилит контроль над проектами BRI. Он подчеркнул, что особое внимание будет уделяться улучшению имиджа BRI, повышению качества проектных решений и защите окружающей среды. Китайский лидер также заявил о беспощадной борьбе, которая будет вестись с коррупцией. Пекин потребовал от госпредприятий, главных участников BRI, усилить контроль за сотрудниками, которые занимаются проектами за границей, и расходованием средств. Правительство разрабатывает правила для использования эмблемы BRI.

Обращают на себя внимание и большие перемены в пропагандистском сопровождении мегапроекта: государственные СМИ получили приказ уделять ему меньше внимания. Один из высокопоставленных партийных чиновников признался в чересчур агрессивном освещении BRI. Так, Форуму BRI в этом году были посвящены всего лишь менее десятка статей.

Похоже, в Пекине относятся к перезагрузке мегапроекта «Один пояс, один путь» вполне серьезно. И что самое главное, китайцам, кажется, верят. Достаточно сказать, что во втором Форуме BRI участвовало больше мировых лидеров, чем в первом. Хотя крупнейшие экономики континентов: ФРГ, Франция и Великобритания в Европе, США в Америке и Япония, Южная Корея и Индия в Азии по-прежнему относятся к BRI подозрительно и считают, что его главная цель – усиление влияния Поднебесной на планете.

Конечно, проблем много. Причем, многие носят форс-мажорный характер. Сейчас экономическая ситуация менее благоприятная, чем шесть лет назад, когда проект только начинался. Взять, к примеру, китайскую экономику. Темпы ее развития самые низкие за последние четверть века. Переход в развитии экономики с акцента на экспорт на внутреннее потребление привел к сокращению средств, выделяемых на BRI и другие проекты за границей.

Не способствует, а скорее мешает осуществлению мегапроекта и геополитические проблемы, наиболее заметными среди которых является торговая война с США и другие разногласия с Вашингтоном.

И все же несмотря на многочисленные проблемы в Пекине настроены оптимистично и уверены, что перезагрузка придаст мегапроекту «Один пояс, один путь» второе дыхание.

Новости партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Проблема Сбербанка решена
    2. Сбить корону с вируса
      Нынешняя эпидемия коронавируса не первая и вряд ли последняя. Нам не удастся ее избежать, но уменьшить масштаб вполне по силам. Одно из решений — массовая установка систем воздухоочистки
    3. Идентификация «Сети»
      Террористы или невинные жертвы системы? За что семь молодых мужчин получили 86 лет тюрьмы
    Реклама