Второе дыхание «Одного пояса, одного пути»

Москва, 16.08.2019

Проект «Один пояс, один путь» (BRI) не зря называют мегапроектом. В нем принимают участие или проявили к нему интерес более 130 стран на всех континентах, кроме Антарктиды и Северной Америки. По оценкам Всемирного банка, уже построены или находятся в процессе строительства железные дороги и автострады, порты и множество других проектов общей стоимостью 575 млрд долларов. Правда, следует иметь в виду, что большая часть этих средств относится к проектам, которые находятся в процессе строительства или даже на стадии планирования. Кстати, почти половина проектов относится к энергетике, а четверть – к транспорту.

По состоянию на конец 2018 года, по данным официальных китайских источников, китайские компании вложили в BRI более 80 млрд долларов. Однако здесь не учтены деньги, которые потратили на проекты, связанные с BRI, китайские банки и многочисленные фонды.

Тем не менее, детище Си Цзиньпина стало предметом и острой критики. Причем, не только со стороны Запада, чего стоило ожидать. Пекин обвиняют в эксплуатации бедных стран, которых китайцы заманивают в долговые ловушки. Многочисленные обвинения заставили китайские власти приступить к основательному пересмотру самой концепции мегапроекта. Речь идет, в первую очередь, об усилении прозрачности и повышении качества проекта. Проделанная работа дает основания говорить о перезагрузке BRI.

Проблемы с BRI как минимум у семи стран. В основном жалобы сводятся к пяти группам. Это коррупция, сомнительные контракты, кабальные условия финансирования, ущерб окружающей среде и китайские рабочие, которых китайцы привозят с собой.

Шри Ланка, например, не смогла вовремя вернуть китайские кредиты и была вынуждена в счет долгов отдать китайской компании в аренду на 99 лет важный порт. Грузооборот у него сейчас небольшой, но он дает Пекину базу, которая в любой момент может стать военным форпостом, на главных торговых путях в Индийском океане.

Серьезные проблемы с выплатой долгов заставили Пекин пойти на пересмотр условий огромного субпроекта – Китайско-Пакистанского экономического коридора (CPEC) со сметой в 62 млрд долларов.

По той же причине Мьанма была вынуждена существенно сократить смету сделки с Китаем, заключенной прежними властями. Сейчас она оценивается не в 7,5 млрд долларов, как раньше, а в 1,3 млрд!

Новое правительство Малайзии расторгло в этом году соглашение на строительство нефтепровода со сметой 3 млрд долларов и пересмотрело соглашение на строительство железной дороги. Сейчас стоимость участия Малайзии в BRI снизилась втрое и составляет 11 млрд долларов.

Руководство Мальдивов требует пересмотра финансовых условий соглашения, связанного с BRI. Его заключило прежнее правительство, которое сейчас обвиняется в коррупции.

В июне этого года суд в Кении остановил строительство электростанции на острове Ламу, финансируемое китайцами, и назначил новую экспертизу по оценке ее воздействия на окружающую среду.

На международном форуме, посвященном BRI, в апреле 2019 года Си Цзиньпин пообещал, что китайское правительство усилит контроль над проектами BRI. Он подчеркнул, что особое внимание будет уделяться улучшению имиджа BRI, повышению качества проектных решений и защите окружающей среды. Китайский лидер также заявил о беспощадной борьбе, которая будет вестись с коррупцией. Пекин потребовал от госпредприятий, главных участников BRI, усилить контроль за сотрудниками, которые занимаются проектами за границей, и расходованием средств. Правительство разрабатывает правила для использования эмблемы BRI.

Обращают на себя внимание и большие перемены в пропагандистском сопровождении мегапроекта: государственные СМИ получили приказ уделять ему меньше внимания. Один из высокопоставленных партийных чиновников признался в чересчур агрессивном освещении BRI. Так, Форуму BRI в этом году были посвящены всего лишь менее десятка статей.

Похоже, в Пекине относятся к перезагрузке мегапроекта «Один пояс, один путь» вполне серьезно. И что самое главное, китайцам, кажется, верят. Достаточно сказать, что во втором Форуме BRI участвовало больше мировых лидеров, чем в первом. Хотя крупнейшие экономики континентов: ФРГ, Франция и Великобритания в Европе, США в Америке и Япония, Южная Корея и Индия в Азии по-прежнему относятся к BRI подозрительно и считают, что его главная цель – усиление влияния Поднебесной на планете.

Конечно, проблем много. Причем, многие носят форс-мажорный характер. Сейчас экономическая ситуация менее благоприятная, чем шесть лет назад, когда проект только начинался. Взять, к примеру, китайскую экономику. Темпы ее развития самые низкие за последние четверть века. Переход в развитии экономики с акцента на экспорт на внутреннее потребление привел к сокращению средств, выделяемых на BRI и другие проекты за границей.

Не способствует, а скорее мешает осуществлению мегапроекта и геополитические проблемы, наиболее заметными среди которых является торговая война с США и другие разногласия с Вашингтоном.

И все же несмотря на многочисленные проблемы в Пекине настроены оптимистично и уверены, что перезагрузка придаст мегапроекту «Один пояс, один путь» второе дыхание.

Новости партнеров







Офисное пространство будущего

Насколько сильно рабочее пространство офисного работника в самом скором времени будет отличаться от принятых сейчас традиционных представлений

ЮУрГУ получил первый на Урале нейрокомпьютер

Леонид Соколинский — о новейшем нейрокомпьютере на Урале, о будущем нейросетей и искусственного интеллекта

«Криогенмаш» - по-прежнему стратегический актив Газпромбанка

Новый глава совета директоров предприятия — заместитель председателя правления Газпромбанка Тигран Хачатуров. Перед менеджментом стоит задача разработать новую стратегию «Криогенмаша», который рассматривается Газпромбанком как стратегический актив.

Эксперты верят в ценные бумаги ММК

По мнению ряда финансовых аналитиков, акции ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» сохраняют потенциал роста и выгодны для приобретения на фоне постепенного восстановления спроса на сталь

Продается ЗАВОД МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ В Красноярском крае

Действующее предприятие с многолетней историей Восточно-Сибирский завод металлоконструкций (г. Назарово, мкр промышленный узел, 8) выставлен на торги. Сейчас его возможно приобрести по минимальной стоимости

Мобильный отряд. Как мобильные решения повышают чек в ритейле

Несмотря на цифровую революцию последних лет до объявления в мире режима самоизоляции именно оффлайн-магазины оставались основным местом совершения покупок. С появлением же COVID-19 цифровизация магазинов стала для многих компаний единственно возможным способом остаться на плаву
Новости партнеров

Tоп

  1. «Они не помнят нас хороших, пусть не забудут нас плохих»
    Кто такой «русский хакер», чем он руководствуется, что у него на душе, есть ли вообще у него душа и действительно ли хакеры настолько всесильны, что могут влиять на политику
  2. Sukhoi SuperJet очистят от иностранного влияния
    Разработка обновленного ближнемагистрального самолета Sukhoi SuperJet New, призванного заменить существующий Sukhoi SuperJet 100, должна завершиться уже к 2023 году
  3. Спрятанные за рубежом деньги возьмут в оборот
    Власти намерены активизировать работу по возврату капитала, вывезенного преступным путем из России
Реклама