Госбюджет на трехлетку развеивает иллюзии

Москва, 26.09.2019
Минфин опубликовал проект бюджета России на 2020 год и на плановый период 2021-2022 годов. Его профицит сохранится, хотя и будет падать.

Александр Астафьев/POOL/ТАСС

 

В отсутствие чуда

 

На федеральном портале нормативных правовых актов опубликован проект бюджета России на ближайшие три года. Согласно документу, профицит федерального бюджета РФ в 2020 году составит 0,9 трлн рублей, в 2021 году - 0,6 трлн рублей, а в 2022 году - 0,3 трлн рублей. Доходы бюджета в 2020 году составят 20,4 трлн рублей, в 2021 году - 21,2 трлн рублей, в 2022 году - 22 трлн рублей Расходы запланированы на уровне 19,5 трлн рублей, 20,6 трлн рублей и 21,8 трлн рублей соответственно.

Ранее в Минфине сообщали, что профицит федерального бюджета РФ в 2020 году составит 0,8% ВВП, в 2021 году - 0,5% ВВП, в 2022 году - 0,2% ВВП, напоминает агентство ТАСС. Небольшое снижение доходов по отношению к ВВП в Минфине объяснили заложенным постепенным снижением цен на нефть. Также на этот процесс влияет рост объема налоговых льгот для нефтегазового сектора.

По информации Минфина, в 2020 году 3/4 дополнительных расходов сформируют социальная политика, здравоохранение и образование. В частности, в 2020 году расходы федерального бюджета на здравоохранение вырастут более чем на 50%, что является рекордом с 2005 года. Объем средств, выделенных Министерству обороны России в 2020 году, составит 1,894 трлн рублей, при этом в 2021 году расходы военного ведомства сократятся до почти 1,574 трлн и незначительно возрастут до 1,609 трлн рублей в 2022 году. 

Правительство планирует существенно увеличить расходы на здравоохранение, науку и экологию, одновременно сокращая траты на оборону, подчеркивает директор Академии управления финансами и инвестициями Арсений Дадашев. Таким образом, профицит федерального бюджета будет сокращаться за счет роста затрат на «социалку»: за следующие шесть лет — на национальные проекты — они вырастут на 35% и достигнут порядка 4,8 трлн рублей.

В этой связи достаточно интересно знать, что регионы так и не смогли толком освоить предыдущие транши: план по национальным проектам выполняется менее чем наполовину, а неизрасходованные деньги будут перенесены на следующий год. Правительству срочно необходимо создать адекватные меры контроля за действиями чиновников на местах, иначе все это стимулирование окажется бессмысленным. В данный момент стоит рассчитывать на краткосрочное позитивное воздействие на ВВП, тогда как для полноценного запуска двигателя экономики потребуются более масштабные меры по стимулированию реального сектора.

Между прочим, продолжает эксперт, еще в марте прошлого года Владимир Путин потребовал обеспечить темпы роста ВВП выше среднемировых показателей за счет увеличения инвестиций в несырьевой экспорт. Пока существенного увеличения трат на программу «Экономический рост» мы не наблюдаем. Видимо, чиновники решили пока сконцентрироваться на проекте «Трансформация делового климата», который подразумевает реформу контроля и надзора, а также усиление защиты капиталовложений.

За счет новых законопроектов, вступающих в силу уже в 2020 году, инвестиционный климат должен будет улучшиться, а инвесторы получат гарантии неизменности условий ведения бизнеса на длительный период, что, по замыслу регуляторов, должно увеличить приток капитала нерезидентов в страну. План достаточно неплохой, но ситуацию усложняют не только введенные санкции и низкие цены на нефть, но и спад в мировой экономике, из-за которого привлекать средства становится все сложнее. Таким образом, в отсутствие чуда, текущие меры правительства способны придать лишь краткосрочный импульс экономике, тогда как долгосрочное ее развитие все еще находится под угрозой.

Несмотря на увеличение расходов, чиновники по-прежнему выбирают стабильность и не собираются рисковать для ускорения экономики, отмечает Арсений Дадашев. Конечно, признает он, накопление активов, которые изымаются из экономического оборота, способно защитить от новых санкций и прочих недружественных действий, однако, от таких проблем, как снижение реальных доходов населения и сокращения числа предприятий МСБ текущая политика не спасет. И индексация пенсий, материнского капитала и прочих пособий дело хорошее, но для роста экономики необходимы более активные действия и увеличение инвестирования в реальный сектор.

 

В отсутствие государства

 

Основная же тенденция, заложенная в бюджете 2020 – 2022 годов – дальнейшее самоустранение государства, в лице его либерального руководства, от регулирования, планирования и финансирования социально-экономических процессов в России, полагает аналитик управления торговых операций на российском рынке ИК «Фридом Финанс» Александр Осин. Прирост расходов бюджета в 2020 – 2022 годах планируется на уровне 4%, 6% и 5%.

Реальные расходы государства на все социальные статьи будут сокращены, бесплатные государственные услуги в здравоохранении и образовании продолжат – по воле правительства – вытесняться частными, платными, констатирует эксперт. Реальная инвестиционная поддержка экономики со стороны государства с учетом сокращения объема расходов к ВВП также сократится.

Стимулирование экономики, ряд отраслей которой переживают дефляционный кризис, не предполагается. А банковский сектор накопил плохих долгов нефинансовых организаций в размере 8% от общего объема. Бюджет, заключает Александр Осин,  не соответствует потребностям экономики, и при изменении внешних условий будет существенно пересмотрен.

Новости партнеров




Масло выведут «под арбитраж»

Пока власти определяются со сроками введения нового норматива для растительных масел, крупные масложировые холдинги в срочном порядке изыскивают средства на модернизацию. Путь, который ЕС проходил в течении 14 лет, российский бизнес должен пройти максимум за пять лет

«Эксперт Северо-Запад» начал прием заявок на премию «Эксперт года-2020» 18+

Станьте экспертом года в одной из 20 отраслевых номинаций. Подайте заявку на бизнес-проект, общественную или культурную инициативу — и получите признание делового сообщества. Совет премии по доброй традиции возглавил Михаил Пиотровский

РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

«В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга
Новости партнеров

Tоп

  1. Вирус бедности: что предстоит лечить правительству
    Нынешний кризис от предыдущих отличается тем, что источники шоков — не экономические. Ключевую роль в нынешней ситуации, в отличие от того, что происходило в 2008 или 2014 году, играет социальная составляющая
  2. У меня уже был коронавирус? Как узнать и что делать?
    Симптомы Covid-19 разнообразны, и медленный подсчет зараженных во многих странах невольно наталкивает на мысль, что многие, возможно, уже переболели коронавирусом, даже не зная об этом
  3. Чудеса устойчивости
    Ситуация на финансовых рынках мира постепенно стабилизировалась. Мировые индексы оттолкнулись от дна и начали восстанавливаться, хотя волатильность остается высокой, и рост сменяется падением. Тем не менее, никаких признаков паники уже нет, и особенно на этом фоне относительной стабильностью выделяется российский рынок
Реклама