«Морской старт» ждет новую ракету

Москва, 06.12.2019
Уже через несколько месяцев плавучий космодром Sea Launch доставят в дальневосточный порт Славянка, где он пройдет плановый ремонт. Но его дальнейшая судьба «Морского старта» всецело зависит от того, как скоро наши предприятия смогут создать для него подходящую ракету

Госдеп США наконец выдал разрешение компании S7 Space на транспортировку плавучего космодрома «Морской старт», в том числе корабля Sea Launch Commander, из калифорнийского Лонг-Бич в российский порт Славянка, расположенный недалеко от Владивостока. Это стало возможным только после того, как с пусковой платформы Odyssey демонтировали почти все американское и украинское оборудование, предназначенное для обеспечения запусков ракет-носителей «Зенит» -- их производит днепропетровское госпредприятие «Южмаш».

Еще три года назад владелец группы S7 Владислав Филев был уверен, что сможет возобновить деятельность «Морского старта» в рамках прежнего правового режима и производственной кооперации. На первом этапе он выкупил менее чем за 100 млн долларов все активы обанкротившегося «Морского старта», включая наземное оборудование, интеллектуальные права и товарный знак, а на втором – заключил контракт на приобретение 12 ракет «Зенит 3SL» и даже перечислил днепропетровскому предприятию аванс -- его размер эксперты оценивают примерно в 30 млн долларов. И хотя такое поведение многие наблюдатели посчитали тогда авантюрным, расчет Филева был прост. Во-первых, он должен был получить довольно дешевую ракету, себестоимостью около 25 млн долларов, что позволяло в теории успешно конкурировать с Falcon 9 компании SpaceX. А во-вторых, используя преимущество частной компании, находящейся в юрисдикциях Швейцарии и США, мог успешно работать на американском рынке запусков, не опасаясь никаких санкций. Более того, ныне покойная совладельца группы S7 Наталия Филева прямо говорила, что «сборку «Зенитов» планируется организовать в Америке». «Это позволит выйти проекту на самоокупаемость. Мы не испытываем недостатка в заказах – куча людей стоит к нам в очереди, потому, что мы предлагаем хорошую цену» -- утверждала г-жа Филева.

Но оказалось, что «Южмаш» уже не способен производить ракеты, а КБ «Южное» разработать новую модификацию «Зенита». У КБ сейчас нет денег даже на выплату зарплат своим работникам – для этого оно попросило у государства экстренный заем в размере 3,2 млн долларов. Еще одна причина деградации «Южмаша» -- тотальная коррупция. Буквально на днях стало известно об отставке гендиректора этого предприятия Сергея Войта и главы Государственного космического агентства Украины Павла Дегтяренко – их подозревают в организации коррупционных схем и незаконном лоббировании. Наконец, украинские власти активно препятствовали поставкам на «Южмаш» российских двигателей РД-171, которыми комплектуются «Зениты». При таком раскладе Владиславу Филеву ничего не оставалось делать как разорвать контракт с Украиной и заняться поиском альтернативных поставщиков ракет. Но учитывая, что «Морской старт» создавался в рамках межправительственного соглашения между США, Россией и Украиной, такое решение неминуемо влекло за собой полное изменение формата деятельности Sea Launch, включая демонтаж оборудования американского и украинского производства.

Уже известно, что платформа Odyssey вместе с кораблем Sea Launch Commander прибудут в Славянку в марте будущего года, где и встанут на ремонт. Как заявил директор Славянского судоремонтного завода Андрей Якимчук, работы по техническому обслуживанию продлятся примерно один год – соответствующий договор его предприятие уже подписало со структурами S7 Space. Таким образом, нерешенным остается только один вопрос – какая ракета заменит украинский «Зенит»?

Еще в апреле нынешнего года Владислав Филев публично предложил «Роскосмосу» подписать контракт на приобретение 50 ракет «Союз-5» с опционом еще на 35 таких же носителей. При этом глава S7 поставил четкое условие: каждая такая ракета должна стоить не более 20-25 млн долларов и обеспечивать вывод с экватора на геопереходную орбиту порядка 5 тонн полезной нагрузки. Только в этом случае Sea Launch может успешно конкурировать с Falcon 9 в борьбе за место на рынке запусков спутников для космического интернета (проект OneWeb и проч.). Но проблема в том, что разработка «Союза 5» находится в зачаточном состоянии. И этому есть свое объяснение. Не секрет, что первая ступень «Союза 5» предназначена для использования в качестве составной части (бокового ускорителя) новой сверхтяжелой ракеты «Енисей». Но программа создания «Енисея» до сих пор не утверждена из-за гигантской стоимости – более 1 трлн рублей. И поскольку технические характеристики сверхтяжа не известны, то не очень понятно и каким будет «Союза 5». Теоретически, «Морской старт» можно переоборудовать под запуски уже имеющейся ракеты «Союз 2». Но она способна выводить на геопереходную орбиту всего около 2 тонн полезной нагрузки. Такие заказы, конечно, есть, но их с каждым годом все меньше.

Новости партнеров







Цифровизация на основе немецких технологий

Немецкие и австрийские компании имеют значимые компетенции в области разработки и внедрения современных ИТ-решений. О том, к каким из них российский бизнес проявляет особый интерес, рассказывает управляющий партнер австрийско-немецкой компании msg Plaut в России Вольфганг Кестлер

С бизнесом будут держать совет

Московские власти создали площадку, которая поможет объединить усилия бизнеса и города в восстановлении экономики после пандемии и выработке долгосрочной стратегии развития столицы. Уже сейчас экспертам очевидно, что главной точкой роста при этом должна стать реализация национальных проектов

«Организационный иммунитет» для компании

Условия пандемии заставляют компании адаптироваться к новым непростым рыночным условиям. О том, как успешно перестроить бизнес-процессы в соответствии с новыми реалиями потребительских предпочтений, рассказывает Сергей Ким, генеральный директор ООО Миле СНГ, представительства немецкого производителя бытовой и профессиональной техники премиум-класса Miele в России

ЮУрГУ получил первый на Урале нейрокомпьютер

Леонид Соколинский — о новейшем нейрокомпьютере на Урале, о будущем нейросетей и искусственного интеллекта

ММК серьезно нарастил чистую прибыль и доходность для акционеров

После снижения основных финансовых показателей во втором квартале 2020 года, вызванного последствиями пандемии коронавируса, по итогам третьего квартала Группа ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» существенно нарастила выручку, чистую прибыль и свободный денежный поток
Новости партнеров

Tоп

  1. На войну в Карабахе отведено не много времени
    Минувшие выходные имеют основания войти в историю Армении как скорбные даты, а для Азербайджана, напротив, стать будущим военным праздником. На карабахских фронтах явно наметился перелом
  2. Тихая инфраструктурная революция
    Запуск строительства автодороги Москва — Казань сопровождается рядом решений, которые означают смену доминирующей парадигмы развития инфраструктуры. Мы двигаемся к новой картине рынка, состоящего из государственных проектных компаний-заказчиков и заемщиков, подрядчиков и частного бизнеса по оказанию услуг пользователям платных дорог, считает глава компании «Инфракап» Александр Баженов
  3. Курс доллара: названа главная опасность для рубля
    Результаты президентских выборов в США, считают западные аналитики, важнее для «здоровья» рубля, чем даже состояние российской экономики.
Реклама