Банковскую биометрию затормозили на уровне Думы

Москва, 14.01.2020
В 2020 году никаких кардинальных решений по введению биометрии в Госдуме не ждут.

PA Wire/PA Images/ТАСС Автор: Jonathan Brady

Физические лица сохранили лицо

Государственная дума приостановила принятие закона о сборе биометрии, заявил председатель думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков. И хотя нововведение должно было стать обязательным для всех без исключения кредитных организаций уже с 2021 года, в 2020 году никаких кардинальных решений по введению биометрии от депутатов не будет.

 «Законопроект по биометрии лежит в Госдуме. Мы приостановили его принятие, хотя Банк России настаивал на скорейшем принятии, в связи с тем, что аккуратно стараемся относиться к принятию цифровых законов. Это связанно с тем, что тема непростая, прежде всего связана с защитой прав граждан, защитой персональных данных, и с защитой бизнеса тоже», — передает ТАСС слова Анатолия Аксакова. Он также сообщил, что сбор биометрии пока не носит массового характера и гражданами не востребован, тогда как для банков это является дополнительными расходами.

Банки начали сбор биометрии 1 июля 2018 года, но за год в Единой биометрической системе (ЕБС) появилось лишь около 30 тысяч «слепков». Поэтому сначала надо проконсультироваться с рынком, а затем продвигать идею в правовом пространстве, заявил Анатолия Аксаков, добавив, что банки с базовой лицензией нужно вообще освободить от сбора биометрических данных. Что касается универсальных системообразующих банков, то их тоже не нужно обременять затратами, «если это не приведет к благу для граждан, которые будут пользоваться данной услугой».

Крупные банки предлагали клиентам оставить свои данные в общей базе, но популярностью эта услуга и в самом деле не пользовалась, соглашается главный стратег «Универ Капитала» Дмитрий Александров. Особенно часто, по его словам, клиенты стали отказывать в предоставлении информации после того, как появилась информация о крупных утечках персональных данных из известных финансовых организаций.

У россиян нет уверенности, что их данные будут хорошо защищены и не попадут в руки мошенников или таких сотрудников банков, что торгуют базами данных, указывает аналитик. Сменить скомпроментированные документы можно, а биометрические данные – нет. Клиенты понимают пользу в использовании данных для банка, но не видят преимуществ для себя. Более того, возникают противоречия с религией, которая выступает против ведения подобного учета людей.

Кроме того, система пока сырая, технически не до конца отработанная, полагает Дмитрий Александров. Зачастую, собранные данные были обработаны неверно, и использовать их в работе нельзя. Поэтому, прежде чем принять закон, нужно время на отработку системы, создание юридических норм, которые его будут регулировать. Например, решить: как будут наказаны те, кто украл данные и какой штраф понесет финансовая организация, допустившая утечку? На подобную работу может уйти до 3 до 5 лет. Но вряд ли законодатели откажутся от такого инструмента вообще, считает он – его активно используют в Европе и США.

Сбер сам

Между тем, среди участников рынка появились слухи, что на позицию Госдумы повлияли разногласия между регулятором рынка и Сбербанком, а точнее его главой, Германом Грефом. «Я бы не стал списывать отсутствие энтузиазма у законодателя на некие разногласия между ЦБ и Сбербанком, – комментирует происходящее директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский. –  Во-первых, напомню, что, когда мы называем Сбер госбанком, мы опускаем одну важную деталь: на самом деле 50% плюс одна акция принадлежит не государству, а Банку России, то есть, грубо говоря, ЦБ напрямую контролирует крупнейший в стране розничный банк».

Во-вторых, продолжает эксперт, на сегодняшний день услуги с использованием данных, хранящихся в ЕБС, предоставляет всего 5 банков, и (неожиданно) Сбербанк в их число не входит. В-третьих, Сбербанк, как и в случае с системой быстрых платежей, развивает свою собственную базу биометрических данных, параллельно с реализацией пилотного проекта ЦБ, общего для всех кредитных организаций. Таким образом, Сбербанк никак не может выступать главным бенефициаром принятия изменений в законодательство, тем более, что он располагает крупнейшей в стране сетью филиалов, а следовательно дороже прочих заплатит за реализуемую регулятором инициативу.

Реальные причины того, что внесенный еще в 2018 году законопроект никак не может пройти дальше первого чтения (прошел его только летом 2019 года) куда более прозаичны полагает Дмитрий Жарский. Во-первых, биометрия и в самом деле оказалась невостребованной у населения. Всего 30 тысяч собранных более чем за год биометрических слепков, и это при том, что в стране со 146-миллионным населением практически каждый совершеннолетний гражданин является клиентом хотя бы одного розничного банка. Показатель исключительно низкий и обусловлен он, на взгляд эксперта, тем, что дистанционное банковское обслуживание при наличии мобильного и онлайн-банкинга доступно и так.

Да, признает аналитик, при первом обращении в большинство классических банков посетить офис для предоставления паспортных данных все-таки придется. Но в крупных городах, в которых проживает большая часть экономически-активного, кредитоспособного населения, с доступностью банков проблем нет. А сельская глубинка последним не очень-то и интересна, к тому же там прочно «сидят» госбанки, один из которых имеет отделения даже в небольших населенных пунктах, выполняя социально-значимую функцию, а второй с недавних пор реализует совместный проект с Почтой России, отделения которой есть даже там, где банков никогда не было.

Между тем, именно доступность банковских услуг там, где она стремится к нулю, и является одной из главных целей регулятора при реализации проекта ЕБС. Примечательно, что 40% всех собранных в рамках пилотного проекта слепков приходится на регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока, то есть субъекты федерации, где банки присутствуют крайне точечно и адресно, отмечает он.

Новости партнеров







«Векторы развития медицинского бизнеса. Быть первым: преимущество или испытание?»


Международные звезды в копилку ОЭЗ «Технополис «Москва»

В середине октября авторитетное издание fDi Magazine опубликовало ежегодный рейтинг мировых особых экономических зон. Самый заметный результат у единственной ОЭЗ российской столицы «Технополис «Москва»: она участвовала впервые и при этом взяла сразу шесть специальных номинаций, что стало рекордом для российских зон

С бизнесом будут держать совет

Московские власти создали площадку, которая поможет объединить усилия бизнеса и города в восстановлении экономики после пандемии и выработке долгосрочной стратегии развития столицы. Уже сейчас экспертам очевидно, что главной точкой роста при этом должна стать реализация национальных проектов

Вся правда о московских кабелях

Давайте честно: о московской кабельной промышленности жители города знают не очень много. И даже те из них, кто интересуется промпроизводствами столицы. А между тем, ее продукция лежит в основе всех технологических процессов, ведь именно по кабелям, как по венам, течет электричество, дающее жизнь сотням тысяч производств.

ММК серьезно нарастил чистую прибыль и доходность для акционеров

После снижения основных финансовых показателей во втором квартале 2020 года, вызванного последствиями пандемии коронавируса, по итогам третьего квартала Группа ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» существенно нарастила выручку, чистую прибыль и свободный денежный поток
Новости партнеров

Tоп

  1. Что будет, если победит Байден
    В фокусе возможного президентского срока Джо Байдена будет идеологическая перезагрузка евроатлантической цивилизации, мягкое давление на Китай путем создания «экономики знания» и отказ от глобализма
  2. Турецкий друг: здесь скрыт кинжал за каждою улыбкой
    Так друг, союзник или партнер? Чем обернутся отношения России и Турции в результате войны в Нагорном Карабахе
  3. Из «пузыря» технологических гигантов засвистел воздух
    Крупнейшие компании сектора высоких технологий США, которые держали весь рынок на протяжении года, не выдержали напряжения и начали сдавать позиции под страхом второй волны пандемии.
Реклама