Секс, отношения и семья. Что рекламирует Прекрасная творожница

Паша зашёл в кафе, где я пишу эту статью:

- Сейчас в «Пике» на Сенной подошла девушка и пригласила меня на кофе.

- Уже под колёса кидаются от отчаяния, - заметил я.

Как-то на встрече с сексологом Львом Щегловым я задал вопрос про рекламу творожка, которую крутили по телевизору. Я тогда хотел задать тему пропаганды семьи и отношений, но никто не понял, о чём я.

Известно, что секс, образы сексуальных девушек и молодых людей, продаёт почти любой товар. От трусов и одеколона до автомобилей и путёвок на море. Но, прежде всего, секс продаёт сам секс.

Люди отщепили удовольствие, которое присутствует в сексе, от его функции, - деторождения. Возможно, так было всегда. Но с приходом сексуальной революции, изобретением презерватива и других контрацептивов, процесс превратился в практически самодостаточный способ выработки соматического и социального блага, которое в популярной литературе упорно называют «счастьем».

Это счастье – и есть современный бог, которому молятся все от веганов до президентов. И единица производства этого счастья – «отношения».

Интересно, как популярная культура представляет фазы развития процесса осчастливливания. Она даёт клип почти голой Лободы, которая вызывает некое жжение в чреслах, вряд ли подразумевающее «что-то серьёзное». Это секс, который отщеплён не только от деторождения, но и от социальных рисков, связанных с тем, что в чистом виде такой продукт редок или покупается за деньги. Наиболее безопасно потреблять его через экран как шоу, в котором он пребывает в своей почти метафизической чистоте. Это чистота продукта, который манит, но не удовлетворяет.

Супер-мега-хит отечественного телевидения,– «Дом-2» предлагает уже «отношения», где секс вписан в некий контекст взаимодействия двух малознакомых людей. Отношения строятся по плану как типовые домики, в которые легко въехать и потом их легко покинуть. Отношение к чувствам как к товару, который выставляется на продажу и находит потребителя, диктуется общими культурными установками. Капитализм превращает любое явление, в том числе то, что есть у человека внутри и зоне непосредственного контакта с реальностью, в вещь. Вещью можно управлять, манипулировать, её можно продать, подарить или обменять.

И третья фаза – это и есть реклама семьи, от творожка любимому сыну на завтрак (такая безрисковая семья, где нет быта) до материнского капитала и празднования Дня Петра и Февронии.

Как-то, году в 2003, я и моя девушка лежали на диване в моей комнате тогда ещё общей семейной квартиры, и она спросила:

- Петя, как ты думаешь, почему мы вместе?

- Чтобы не быть тотально одинокими, - ответил я.

Она страшно расстроилась. Для неё это было разочарование, если не предательство.

Спустя десять лет я рассказал эту историю другой девушке, которая была значительно младше меня и находилась во власти совершенно других социальных мифов. Она сказала:

- Ты абсолютно прав. Так и есть.

Отношения как тогда, так и сейчас строятся по принципу «давай бояться вместе» из мультфильма про котёнка по имени Гав. Встречаются два разных существа (кошка и собака), и они обмениваются своими проекциями, чем-то, что определено коллективным и личным мифом о мужчине и женщине. Работают как рациональные, так и бессознательные «кошки» (так называется пиратский крюк, с помощью которого берут на абордаж).

Бояться одиночества человеку свойственно априори. Младенец не выживет ни без молока (материальный субстрат), ни без материнского тепла и заботы. Через взаимодействие с другим, через кооперацию, человек удовлетворяет свою потребность быть с кем-то, не одному.

Недавно прочитал в Фейсбуке такой пост:

- Познакомилась с молодым человеком на сайте знакомств. В профиле есть упоминание, что я интересуюсь женским доминированием. Часто мужчины сразу пишут, что это не для них. Этот парень тоже сказал, что он не в теме. Встретились, выпили кофе, коротко поговорили ни о чём. На следующей день он написал, что хочет то-то и то-то из BDSM-меню. И виньетка, картинка из чата:

- Давайте, извращенцы, рассказывайте, какой ваш самый странный фетиш?

- Я фантазирую про долгие и тёплые отношения, в которых мы взаимно любим друг друга.

Вот эта фантазия единения, которую описал ещё Платон, когда встречаются две разделённые половинки одного существа, так или иначе руководит нашим выбором и нашим разочарованием. Это плероматическое, пренатальное единство внешнего / внутреннего, когда нет границ и нет среды, которая не только питает, но и фрустрирует, ограничивает, запрещает. Комфорт мы ощущаем всегда как ностальгию, которая возвращает нас в золотой век, в утробу. Ну или на начальные стадии формирования Эго, когда только образуются конвенциональные связи с матерью, образ которой потом разрастётся в женское (Анима, душа, муза) и дальше – в социальное.

Вопрос, в конце концов, заключается в том, образуется ли «синергия», некое третье, энергия любви, когда двое встречаются и образуют пару. Реклама обещает, что это будет офигенно, что это вообще самый-самый крутой товар, который можно купить в мега-магазине человеческой цивилизации. Этому учат с детского сада, обучая деток паттернам, привычкам, социальным ролям «настоящего мужчины», «мужика», «мужа», «охотника» и прочее.

Теперь можно спуститься обратно по этажам. Семья пропагандируется на уровне государства потому, что не может стоять сама. Современный образ жизни предполагает более мобильные отношения между полами. Удовольствие и удовлетворение потребности в единении можно получить без регистрации брака и рождения детей. От презерватива до чайлд фри два шага.

Только вчера читал комментарии к посту женщины, которая описывает свой страх перед родами. Это становится предметом обсуждения и даже некой манифестацией травмы, связанной с этой инициацией. Боюсь, это не только соматическое и психологическое, но и культурное. Феминистская повестка в России огромна. А с инициациями у нас не всё в порядке и в мужской страте общества. Психология более ригидна, чем технологические революции, всё более и более беспощадные к антропологическому основанию вида.

Отношения – наиболее объёмная зона для фантазий. Само слово – новое, похожее скорее на термин, как «толерантность» и «харассмент». Их рекламируют рестораны и цветочные лавки, а так же Голливуд и литература от сказок до классических романов.

Скажем честно, что реально получить этот романтический дух, который нам обещают, получается только у самых упёртых и безнадёжных. Базаровы обычно этим не страдают. Социальные установки формируют «ячейки», а не сущности.

Пожалуй, даже хуже. Верят в реальность синергии многие, почти все, кроме прожжённых циников. Но большинство обламывается и пополняет ряды разочарованных, которые на место фантазии о соитии (мистическом единстве) ставят что-нибудь замещающее: карьера, политика, литература, спорт, война и прочее. А универсальным эквивалентом «счастья», которое не произошло, можно считать деньги.

Эта формула работает и наоборот. Мы надеемся на встречу, на рай в этой жизни, который однажды наступит, если мы будем «хорошо себя вести»: учиться, работать, воевать, писать. Эта надежда ведёт нас к постоянно отодвигающейся цели. И эквивалентом успешности здесь тоже можно считать деньги.      

И, наконец, первый этаж, - секс. Есть у французского психоаналитика Жака Лакана такая формула: «Сексуальных отношений не существует». Дело в том, что в виду того, что мы не можем выйти за пределы самого себя, мира определённых культурой и развитием представлений о женском и мужском, мы просто проецируем, отдаём в аренду часть себя и своего тела. На постель ложится некий представитель, инвестиция.

А в мире штампованных образов сексуальности, таких, которые мы видим в витринах магазинов нижнего белья, в рекламе и на порно-сайтах, проблема тела, своего о нём представления, степени включённости в его [тела] процессы – одна из ключевых для понимания всего остального.

Здесь и лишний вес, искажённое тело в зеркале «стандартов красоты». И силиконовые подкладки, которые заменили раздетой женщине одежду. Одежда как бы погрузилась под кожу, выполняя прежние функции, в том числе маркирующие и унифицирующие. Это мимикрия, связанная с безопасностью. Это зависть, связанная с агрессией…

Отметим и зададимся вопросом: почему три компонента парных отношений представлены в культуре изолированно, без переходов. Современный субъект словно расщеплён на три фантазматических кейса, в которых ему надо что-то выбрать и определить. Но что бы он не предпринял, он будет вынужден не «пасть», как Адам, а «впасть», вступить в межличностный конфликт.

И в этом смысле есть надежда на то, что «ячейка» всё же не только социальный конструкт, но и то, что психоаналитики называют «контейнер», а юнгианцы – «Теменос». Место встречи. Место синергии. Место рая.

Есть или нет такое место? Пусть этот вопрос здесь останется.

Новости партнеров




Масло выведут «под арбитраж»

Пока власти определяются со сроками введения нового норматива для растительных масел, крупные масложировые холдинги в срочном порядке изыскивают средства на модернизацию. Путь, который ЕС проходил в течении 14 лет, российский бизнес должен пройти максимум за пять лет

«Два с половиной миллиарда бюджетных денег на катание ржавых бочек и веселых студентов»

Российский биоокеанолог, академик РАН, заместитель директора Института океанологии имени П. П. Ширшова Михаил Флинт — о том, почему арктический регион является зоной повышенного риска и требует пристального внимания российских ученых

«Эксперт Северо-Запад» начал прием заявок на премию «Эксперт года-2020» 18+

Станьте экспертом года в одной из 20 отраслевых номинаций. Подайте заявку на бизнес-проект, общественную или культурную инициативу — и получите признание делового сообщества. Совет премии по доброй традиции возглавил Михаил Пиотровский

РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

«В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга
Новости партнеров

Tоп

  1. РЫНОК
    Рынки зазеленели после полива
  2. Покупай, подорожало!
    Ажиотажный спрос на бытовую технику и электронику, вызванный девальвацией рубля и распространением коронавируса, приведет к перенасыщению и стагнации рынка
  3. Когда пандемии придет конец?
    Италия прошла пик заболеваемости в эпидемии COVID-19, но другие страны Европы, в их числе и Россия, отстают на две недели. Отступать болезнь начнет не раньше конца апреля
Реклама