Вместо дураков поумнеют дороги

Москва, 13.02.2020
В стране в ближайшие 2-3 года с помощью спутниковой навигации ГЛОНАСС может появиться система «умных» дорог, что должно, по замыслу авторов системы снизить число ДТП. Скептики говорят, что это бабушка надвое сказала, а вот число штрафов может возрасти.

Открытый люк, взгляд из космоса

Сделать дороги «умными» обещают люди из некоммерческого партнерства ГЛОНАСС — федерального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности (действует на основании постановления правительства РФ. Ярослав Федосеев, пресс-секретарь партнерства ГЛОНАСС, рассказал о том, как это будет выглядеть с точки зрения шофёра за рулем: «Водитель заблаговременно будет проинформирован системой в свой собственный автомобиль, на дисплей приборной панели или в приложение для смартфона) о приближении пешехода, необходимости предоставления проезда скорой помощи или пожарной, наличии постороннего предмета или открытого люка».

Как уточняет агентство РИА Новости, «умные» дороги могут появиться уже в ближайшие 2-3 года. НП «ГЛОНАСС» занимается ими по поручению президента РФ, в рамках платформы «Автодата» Национальной технологической инициативы «Автонет», представителем которой также является г-н Федосеев.

«Наша задача — провести комплексную модернизацию интеллектуальной транспортной системы городов, — сообщил он также агентству. По его словам, проект позволит снизить количество ДТП минимум на 20%, а технологически это будет выглядеть так: «Система будет использовать технологии V2X, посредством которых автомобиль взаимодействует с другим автомобилем, окружающей средой и инфраструктурой». В обмен данными будут включены также «операторы управления дорожным движением».

Первым городом, где частично решили исконную проблему «дураков и плохих дорог», так что вместо первых теперь умные дороги (но хорошие ли, умалчивается), стала Самара. Там, как сообщается, успешно проведено тестирование системы. Поумнеют дороги и в Волгограде, Тамбове, Курске, Орше, а также в Башкортостане, Московской области, Красноярском крае, Ставрополье, Нижегородской и Новосибирской областях. И, конечно, в Сколково.

Сама по себе глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС), напомним, это отечественная система навигации с помощью космических средств. Ее основой служат 24 одновременно находящихся на земной орбите спутника. Развитием системы занимаются «Роскосмос», АО «„Информационные спутниковые системы“ имени академика М. Ф. Решетнёва» и АО «Российские космические системы».

IQ на км

С формальной точки зрения идея разумная, благая и в духе мировых трендов, и сомнений в необходимости таких решений у нас нет, комментирует предложение вице-президент по развитию тематики Meta System Алексей Шипулин. Но названные сроки видятся ему чересчур оптимистичными, так как на внедрение подобных проектов, по оценкам, требуется не менее 5-6 лет.

Создание сетей «умных дорог» и развитие беспилотного транспорта (как грузового, так и пассажирского) – это направление, которое активно развивают все ведущие страны мира, в том числе и Россия, отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Помимо самих дорог, которые должны быть просто ровными и качественными, здесь важную роль имеет разработка цифровой инфраструктуры. Имеется в виду создание сети «бесшовных» перевозок между регионами, единое цифровое пространство, возможность для пользователя оформить заказ на доставку чего-либо, используя смартфон и т.д.

В настоящее время, рассказывает эксперт, в России разными компаниями тестируются программные продукты и беспилотные автомобили (пока в рамках полигонов или на выделенных полосах), делаются выводы и вносятся корректировки. В окончательной стадии готовности находится разработка системы пломбирования для грузовых фур (в программе сосредоточена вся информация о грузе), разрабатывается структура цифровой платформы для всей транспортной отрасли. Здесь пока главной проблемой остается вопрос совместимости и взаимосвязи между российской системой и платформами других стран (и пока эта проблема не решена, что сводит усилия на нет).

Для единой транспортной цифровой системы необходимо создание не только глобального цифрового пространства, но и одинаковой логистической среды и создание единых правил, уверен Артем Деев. Вероятнее всего, полагает он, в течение ближайших 2-3 лет все же могут появиться «умные дороги» в наиболее развитых российских мегаполисах и их пригородах, а также на самых масштабных автотрассах страны. И только затем, постепенно, эта система должна распространиться по стране (но для этого прежде должна быть создана система просто хороших дорог с качественным покрытием, что есть далеко не везде).

Обратная сторона Луны?

Надо признать, говорит управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский, что это достаточно оригинальное и даже остроумное решение извечной проблемы «двух Д» (дураки и дороги), однако, увы, ничего, кроме горькой усмешки, оно пока что не вызывает. Создание сети умных дорог предполагает как минимум их наличие, а по их протяженности страна площадью 17,12 миллионов  квадратных километров сопоставима с Японией с ее 377 тысячами.

Общая протяженность дорог в нашей стране (номинальных дорог, то есть нанесенных на карту, а не тех, по которым действительно может проехать автомобиль без применения спецтехники) составляет всего 1,5 млн км. Для сравнения в Китае это 4,8 млн, в Индии - 5,6 млн, в США — 6,7 млн. Единственный показатель, по которому наша страна в дорожном строительстве впереди планеты всей — это стоимость прокладки одного километра качественного дорожного покрытия: по данным Минтранса, стоимость строительства дорожного полотна первой категории (в основном это федеральные трассы) длиной 1 км составляет 53 млн рублей.

Не вдаваясь в подробности ценообразования и того, что львиная доля ценовых сговоров на торгах выявляется ФАС именно при определении подрядчиков в дорожном строительстве, можно сказать лишь то, что эти инвестиции из бюджетов всех уровней нужно каким-то образом компенсировать, отмечает Илья Жарский. Как правило это происходит путем установки везде, где это физически возможно, дорожных камер, фиксирующих нарушения ПДД, а также систем наподобие Платона на федеральных трассах.

Предложенную систему «умных дорог», полагает эксперт, следует отнести именно к этой категории, поскольку де-факто мы говорим о системе, которая будет фиксировать нарушения ПДД даже без использования дорожных камер и инспекторов ДПС. Например, система зафиксировала пешехода, а водитель его не пропустил. Этот факт система, надо полагать, тоже зафиксирует, а дальше на основании этих данных можно выписать ему штраф. Превысил скорость в слепой зоне камер — штраф, не соблюдаешь дистанцию - штраф, проехал на красный — штраф...

В целом ничего плохого в такой практике нет, поскольку побочным эффектом такой монетизации трафика является повышение безопасности дорожного движения, считает Илья Жарский. Однако, увы, далеко не факт, что рост интеллекта дорог приведет к их качественному и количественному росту.

Новости партнеров







Офисное пространство будущего

Насколько сильно рабочее пространство офисного работника в самом скором времени будет отличаться от принятых сейчас традиционных представлений

«Криогенмаш» - по-прежнему стратегический актив Газпромбанка

Новый глава совета директоров предприятия — заместитель председателя правления Газпромбанка Тигран Хачатуров. Перед менеджментом стоит задача разработать новую стратегию «Криогенмаша», который рассматривается Газпромбанком как стратегический актив

Эксперты верят в ценные бумаги ММК

По мнению ряда финансовых аналитиков, акции ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» сохраняют потенциал роста и выгодны для приобретения на фоне постепенного восстановления спроса на сталь

Продается ЗАВОД МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ В Красноярском крае

Действующее предприятие с многолетней историей Восточно-Сибирский завод металлоконструкций (г. Назарово, мкр промышленный узел, 8) выставлен на торги. Сейчас его возможно приобрести по минимальной стоимости

Мобильный отряд. Как мобильные решения повышают чек в ритейле

Несмотря на цифровую революцию последних лет до объявления в мире режима самоизоляции именно оффлайн-магазины оставались основным местом совершения покупок. С появлением же COVID-19 цифровизация магазинов стала для многих компаний единственно возможным способом остаться на плаву
Новости партнеров

Tоп

  1. Sukhoi SuperJet очистят от иностранного влияния
    Разработка обновленного ближнемагистрального самолета Sukhoi SuperJet New, призванного заменить существующий Sukhoi SuperJet 100, должна завершиться уже к 2023 году
  2. Аналитики Reuters сделали новый прогноз по рублю и валютам EM
    Валюты развивающихся рынков упрочат свои позиции на фоне дальнейшего ослабления доллара и восстановления своих экономик после пандемии
  3. «Они не помнят нас хороших, пусть не забудут нас плохих»
    Кто такой «русский хакер», чем он руководствуется, что у него на душе, есть ли вообще у него душа и действительно ли хакеры настолько всесильны, что могут влиять на политику
Реклама