Правительству придется все перекроить

Москва, 21.02.2020
Главным препятствием перед нацпроектами в кабмине назвали несовершенство процедуры госзакупок, на которой при этом держится все госфинансирование. Также из принятых на заседании в четверг решений видно, что не удастся обойтись без оперативного ручного управления в масштабах всей страны.

Дмитрий Астахов/POOL/ТАСС

Судя по тому, что происходило в четверг на заседании правительства, там очень всерьез озадачены ситуацией с реализацией национальных проектов (за прблемами с ними, скорее всего, скрываются и трудности по другим направлениям, не «приоритетным»). Спасать ситуацию с расходованием средств на нацпроекты поручено главе Минфина Антону Силуанову.

Также премьер принял к сведению отчеты Счетной палаты, которые прошлый кабинет если не игнорировал, то столь явно старался не замечать. За прошлый в отчетах приводятся цифры неизрасходованных средств – около 1,1 трлн рублей, что «недопустимо много» по словам Мишустина. Далее он сказал о том, что в этом году в бюджете предусмотрено около 4,6 трлн рублей на государственные контракты, уже заканчивается февраль, а использовано примерно 10% денег, а если смотреть по национальным проектам, — примерно 12,2%. «Наша задача – своевременно обеспечить выполнение поручений президента по итогам послания и реализацию национальных проектов. Но с такой тенденцией это будет сделать непросто», – отметил глава правительства.

Он также назвал ключевые помехи реализации нацпроектов, и в первую очередь это оказалась сложная и запутанная процедура госзакупок, (регулируемая пресловутым 44-м ФЗ и 223-м ФЗ — о процедуре закупок компаний с госучастием).

«В прошлом году правительство совместно с Государственной думой очень многое сделало для того, чтобы его упростить. Многие отмечают, что сейчас соблюдение процедуры  закупки, несмотря на все попытки этот закон изменить, фактически важнее достигнутого результата. А должно быть наоборот. Здесь я хочу поручить Антону Силуанову разобраться и оперативно подготовить соответствующие поправки к закону, в другие нормативные акты, которые позволят организовать работу по нацпроектам и другим направлениям, связанным с 44-м Федеральным законом, четче и быстрее, чтобы эта процедура закупок была прозрачной и эффективной. Конечно, необходимо провести работу с федеральными органами исполнительной власти и понять, что им мешает», – заявил Михаил Мишустин.

Кроме того, вице-премьеру Марату Хуснуллину поручено возглавить комиссию по региональному развитию, куда войдут «все участники нацпроектов, включая губернаторов». Эта комиссия, как отметил премьер, должна будет «еженедельно снимать все проблемы», которые возникают в ходе исполнения нацпроектов. Также Хуснуллин должен подготовить предложения, как максимально ускорить и упростить процедуры подготовки к строительству, которые сейчас могут занимать и все два года, что тормозит те же нацпроекты.

Вообще говоря, эти действия выглядят довольно-таки обнадеживающими. Так, поправки к законам о госзакупках умоляют внести на всех уровнях его исполнения, а может быть уже и устали умолять. Вопрос, конечно, в том, что это будут за поправки. «Комиссия Хуснуллина», это попытка, напротив, поверх законодательных препон завести исполнителные механизмы в ручном режиме, что действительно можно сделать только с участием региональных властей. Но любопытно, вообще говоря, что не все решают деньги. Они давным-давно законодательно выделены, они явно есть физически, не похоже, чтобы их скрыто откладывали «на 21-й» или тем более «на 24-й» год, напротив, с точки зрения властей должно быть очевидно, что чтобы эти годы прошли «хорошо», тратить надо сейчас. Деньги есть, но дела движутся туго, упираясь в созданные за все эти годы, в основном самим же правительством, административные конструкции.

Основное препятствие на пути нацпроектов – эта сама структура исполнительной власти, полагает аналитик ИК «Фридом Финанс» Валерий Емельянов. Иерархия принятия решений в России не адаптирована под то, чтобы чиновник любого уровня брал на себя инициативу и решал, где строить и что строить. Процедура согласования подобных решений занимает как минимум месяц по каждому пункту. И зачастую делать это приходится не только с вышестоящими структурами, но и соседними ведомствами, у которых в том же нацпроекте есть какая-то своя функция. То, что нацпроекты исполняются на 12%, было вполне ожидаемо. Даже прямые указы президента, если они затрагивают комплексную проблему, реализуются меньше чем на 50%. И причина все та же: за неисполнение нацпроектов у чиновников ответственности фактически нет, а вот за растрату бюджетных средств и нарушение регламентов тендера можно стать фигурантом уголовного дела.

Новый состав правительства пытается изменить эту ситуацию по принципу «лучше сделать меньше, да лучше», говорит Валерий Емельянов. Сроки исполнения сокращаются на 30%, бюджеты становятся более целевыми, задачи более конкретными. Но, вероятно, это может сработать только в тех сферах, где замешано минимальное количество надзорных и исполнительных структур. Например, в высшем образовании. Университеты могут гибко подходить к тому, как им расходовать бюджетные ассигнования, поэтому там нацпроект может «выстрелить» и быть исполнен на 70-80%. Но вот что касается многокомпонентных проектов вроде строительства дорог, улучшения качества коммунально-жилищной сферы, реформы здравоохранения – здесь, скорее всего, исполнение увязнет, и в лучшем случае мы увидим освоение бюджетов на 5-10%, считает аналитик.

Так что в целом ситуация вокруг нацпроектов складывается неутешительная, соглашается директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский. Он считает даже, что правительство во главе с Мишустиным выглядит растерянно и это очень хорошо заметно по действиям, которые там пытаются сейчас предпринять, чтобы спасти ситуацию. Очевидно, считает он, что прежний кабмин лишился своих должностей преимущественно из-за того что при текущем темпе реализации – даже половина из объявленных нацпроектов не могла бы быть выполнена.

Поэтому, уверен аналитик,  в какой-то степени для нового правительства это своего рода «троянский конь», который снаружи выглядит очень привлекательно, а внутри таит в себе множество неприятных сюрпризов. К сожалению, в нашей стране очень много факторов, которые при любом составе правительства, будут серьезно тормозить нацпроекты. Из ключевых можно отметить – слабую заинтересованность региональных властей в конечном результате, так же, серьезно влияет на процесс упомянутая система госзакупок, из-за сложной структуры законодательства и видимой борьбы с коррупцией – заключение контрактов и поиск исполнителей проще затянуть, чем исполнять все в срок.

Сыграло также на роль и неготовность регионов и ответственных лиц к быстрой реакции на правительственный заказ, продолжает Дмитрий Жарский. Сейчас действия правительства направлены на максимальное ускорение процессов нацпроектов – вводится персональная ответственность глав министерств, а также регулярная отчетность, контроль за расходованием средств в срок.

Но и ситуация с собственно средствами, по его мнению, не такая уж радужная. Список нацпроектов достаточно обширный, их общая стоимость не может быть компенсирована полностью из бюджета и фонда нацблагосостояния, а это говорит о том, что правительству необходимо будет расставлять приоритеты и проводить работу по поиску инвесторов, что в условиях санкций и низкого роста экономики будет крайне тяжело, считает Дмитрий Жарский. По его мнению, к 2024 году часть нацпроектов может быть исполнена «на бумаге», а часть трансформирована и продлена еще на несколько лет, что в целом характерно для нашей страны.

Пенсионная реформа, новости: Пенсионный эффект

Новости партнеров




Масло выведут «под арбитраж»

Пока власти определяются со сроками введения нового норматива для растительных масел, крупные масложировые холдинги в срочном порядке изыскивают средства на модернизацию. Путь, который ЕС проходил в течении 14 лет, российский бизнес должен пройти максимум за пять лет

«Эксперт Северо-Запад» начал прием заявок на премию «Эксперт года-2020» 18+

Станьте экспертом года в одной из 20 отраслевых номинаций. Подайте заявку на бизнес-проект, общественную или культурную инициативу — и получите признание делового сообщества. Совет премии по доброй традиции возглавил Михаил Пиотровский

РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

«В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга
Новости партнеров

Tоп

  1. Вирус бедности: что предстоит лечить правительству
    Нынешний кризис от предыдущих отличается тем, что источники шоков — не экономические. Ключевую роль в нынешней ситуации, в отличие от того, что происходило в 2008 или 2014 году, играет социальная составляющая
  2. У меня уже был коронавирус? Как узнать и что делать?
    Симптомы Covid-19 разнообразны, и медленный подсчет зараженных во многих странах невольно наталкивает на мысль, что многие, возможно, уже переболели коронавирусом, даже не зная об этом
  3. Чудеса устойчивости
    Ситуация на финансовых рынках мира постепенно стабилизировалась. Мировые индексы оттолкнулись от дна и начали восстанавливаться, хотя волатильность остается высокой, и рост сменяется падением. Тем не менее, никаких признаков паники уже нет, и особенно на этом фоне относительной стабильностью выделяется российский рынок
Реклама