Мировая авиация приземляется

Москва, 18.03.2020
Авиакомпании всего мира потеряют в этом году порядка 110 млрд долларов. Они уже сократили свои маршрутные сети на 25-75% и просят власти о помощи. В эту игру включились даже производители самолетов, которые попросили власти своих стран о господдержке в несколько десятков миллиардов долларов. Правда, деньги выделять им никто не торопится.

ТАСС АВТОР: СЕРГЕЙ БОБЫЛЕВ

Тотальный запрет на международное авиасообщение по целому ряду направлений, введенный в США, Европе и во многих странах Юго-Восточной Азии уже привел к тому, что местные авиакомпании сократили от 25% до 75% всех своих рейсов как минимум до начала мая этого года. Глава Международной организации воздушного транспорта (IATA) Александр де Жуньяк подсчитал, что при самом пессимистическом сценарии развития событий мировой пассажиропоток в этом году упадет почти на 20%, а прямые потери отрасли превысят 110 млрд долларов.

«Многие европейские авиакомпании могут прекратить свое существование. У подавляющего большинства из них нет подушки ликвидности, либо она слишком мала. А раз так, то и пережить потрясения они не в состоянии», – говорит глава холдинга IAG (в который входят British Airways и Iberia) Уилли Уолш – «Мы наблюдаем самый жесткий кризис в отрасли, ничего подобного не было по меньшей мене сорок лет, если не больше». А по данным экспертов австралийского Centre for Aviation (CAPA), «большинство авиакомпаний уже находятся в состоянии технического банкротства, или, по крайней мере, вышли за пределы своих кредитных обязательств». А проще говоря -- они просто перестали обслуживать свои долги.

Впрочем, пока полностью прекратили полеты только три относительно небольших авиаперевозчика – британская Flybe, кипрская Cyprus Airways и латвийская airBaltic (последний, правда, надеется их возобновить после отмены ограничений). А крупнейшие малобюджетные авиакомпании Европы -- Ryanair и EasyJet – заявили, что вынуждены будут пойти на такой шаг в апреле или мае. Тем не менее, в CAPA уверенно утверждают, что к концу мая нынешнего года большинство авиакомпаний в мире уже будут банкротами и вряд ли смогут вернуться к прежнему формату своей деятельности. «Необходимы скоординированные меры со стороны государства, иначе отрасль ждет катастрофа» –говорится в отчете австралийских экспертов.

И это не пустые слова. Известно, что в авиационной индустрии трудится свыше 10 млн человек, включая производителей самолетов, их смежников, аэропорты и т.д. Причем заметная часть этих людей уже отправлена в неоплачиваемые отпуска или попросту уволена. И если нынешнее положение дел в отрасли сохранится еще в течение пары месяцев, то многие из них рискуют уже никогда не вернуться на свои рабочие места. Исправить эту ситуацию может только одно -- масштабная помощь властей по всему миру. Но пока что реальных шагов в этом направлении почти никто не сделал, за исключением Китая.

Так, Управление гражданской авиации КНР уже объявило, что центральное правительство точно поддержит как минимум трех авиаперевозчиков страны, которые принадлежат государству – Air China, China Eastern Airlines и China Southern Airlines. По данным Bloomberg, этим авиакомпаниям, а также некоторым другим авиаперевозчикам, выполняющим международные рейсы, правительство выделит субсидию в размере примерно одного цента за перевозку одного пассажира на один километр. Более того, на такую же субсидию смогут рассчитывать и некоторые иностранные авиакомпании, летающие в КНР. Правда, таковых на сегодняшний день остались считанные единицы. А, вот, например, в Нидерландах вопрос о помощи группе KLM-Air France только обсуждается. Министр финансов этой страны Вопке Хукстра заявил, что готов сделать все возможное, чтобы франко-нидерландская авиакомпания продолжила работать, так как она имеет жизненно важное значение для страны.

Впрочем, на прямой вопрос о сумме помощи, министр отвечать отказался сообщив лишь, что детальный план пока только прорабатывается с французскими властями. Примерно также обстоят дела и в США. Там к правительству за финансовой поддержкой обратились не только три ведущие авиакомпании страны – United, American и Delta, но и производитель самолетов – корпорация Boeing. Последняя уже практически истратила экстренный кредит в размере 13,8 млрд долларов и теперь рассчитывает на помощь правительства в привлечении «шестидесяти миллиардов долларов».

Напомним, что на решение проблемы с лайнерами Boeing 737 MAX американский авиагигант уже израсходовал порядка 20 млрд долларов, а результате чего его долг увеличился вдвое, до 40 млрд долларов. Однако, FAA пока так и не выдала разрешение на эксплуатацию этих самолетов с модернизированной системой MCAS. Это в свою очередь привело к прекращению производства авиалайнеров семейства 737 MAX и фактическому параличу деятельности практически всех предприятий-смежников (а это почти 17 тысяч компаний-поставщиков). Акции Boeing за последний год упали в три раза, а агентство S&P снизило долгосрочной рейтинг американской корпорации с А- до BBB.

Ненамного лучше и положение главного конкурента Boeing – группы Airbus SE. Ее акции упали на 50%, в результате чего руководство Airbus также обратилось за помощью к властям. Эксперты утверждают, что Airbus уже более месяца не получает платежи за свои самолеты и поэтому в самое ближайшее время не сможет гарантировать бесперебойную работу своих заводов, которые должны возобновить работу в конце марта. 

Не стала исключением и Россия. Глава Росавиации Александр Нерадько заявил, что убытки нашей гражданской авиации от закрытия маршрутов из-за коронавируса превысят 100 млрд рублей. А по расчетам консалтинговой компании Bain & Company они могут составить и вовсе около 360 млрд рублей. По словам Нерадько частично эти потери можно компенсировать, например, снизив до нуля сборы за аэронавигацию на ряде маршрутов – соответствующее предложение его ведомство уже направило в правительство.

Впрочем, эксперты считают, что этого недостаточно. «Нужно снизить НДС на рейсах через Москву, в также компенсировать уже понесенные потери в размере 22,4 млрд рублей от подорожания керосина в 2018 году. Тем более, что эта сумма уже согласована в Минфине» – говорят представители авиационной отрасли. Эти деньги позволят авиакомпаниям хотя бы продолжить выполнять полеты внутри страны до тех пор пока ситуация не нормализуется. В противном случае, наша гражданская авиация рискует просто не оправиться от кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новости партнеров




Масло выведут «под арбитраж»

Пока власти определяются со сроками введения нового норматива для растительных масел, крупные масложировые холдинги в срочном порядке изыскивают средства на модернизацию. Путь, который ЕС проходил в течении 14 лет, российский бизнес должен пройти максимум за пять лет

«Два с половиной миллиарда бюджетных денег на катание ржавых бочек и веселых студентов»

Российский биоокеанолог, академик РАН, заместитель директора Института океанологии имени П. П. Ширшова Михаил Флинт — о том, почему арктический регион является зоной повышенного риска и требует пристального внимания российских ученых

«Эксперт Северо-Запад» начал прием заявок на премию «Эксперт года-2020» 18+

Станьте экспертом года в одной из 20 отраслевых номинаций. Подайте заявку на бизнес-проект, общественную или культурную инициативу — и получите признание делового сообщества. Совет премии по доброй традиции возглавил Михаил Пиотровский

РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

«В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга
Новости партнеров

Tоп

  1. ФРС идет ва-банк
    Американский регулятор сегодня объявил о фактически безлимитной программе количественного смягчения (QE), при этом покупки будут касаться также и корпоративных облигаций
  2. Польша может оставить «Северный поток-2» без газа
    Немецкий газовый регулятор Bundesnetzagentur решил позволить польской нефтегазовой компании PGNiG участвовать в процедуре решения вопроса об исключении газопровода «Северный поток 2» из Европейской газовой директивы
  3. Коронакризис сдувает пузыри. И накачивает новые?
    Мир столкнулся с очередным финансовым и экономическим кризисом. Коронавирус нового типа стал классическим «черным лебедем», предсказать который не мог никто. Однако было много тех, кто был уверен, что рано или поздно кризис наступит, а финансовые рынки рухнут
Реклама