Экскаваторы сбавляют ход

Москва, 30.05.2020
Алексей Грамматчиков
Спад экономической активности негативно отразится на российском рынке спецтехники, продажи которой страдают от спада инвестиционной активности её заказчиков. Впрочем, пандемия подняла спрос в некоторых направлениях строительных машин, связанных с возведением объектов здравоохранения.

Предоставлено пресс-службой

До коронакризиса продажи экскаваторов, бульдозеров, грейдеров, погрузчиков и прочей дорожно-строительной и специальной техники в России уверенно ползли вверх: по данным АЕБ, ушедший 2019 г. этот рынок закончил с приростом в 12% и показателем в 13,2 тыс. единиц, а в первом квартале текущего года также оказался в плюсе на 8% (2,6 тыс. единиц).

Однако в новых условиях надвигающегося экономического спада продавцы и производители этой техники приготовились затягивать пояса. «Наша индустрия, конечно же, пострадала меньше, чем, например, ресторанный бизнес, работа больших предприятий, в частности, в добывающих отраслях не останавливалась. Но ситуация наложила значительный отпечаток на положение дел как с операционной точки зрения (ограниченный доступ на объекты эксплуатации техники в связи с карантином), так и с инвестиционной, некоторые наши клиенты пересмотрели инвестиционные планы и отложили их», -- отмечает Андрей Комов, генеральный директор Volvo CE Russia.

«В связи с сохранением низких цен, например, на уголь, падением спроса на продукты горнодобывающей индустрии со стороны традиционных стран-потребителей, таких как Китай или страны Европы, а также логистическими и таможенными ограничениями, введёнными из-за пандемии коронавируса, наблюдается уменьшение спроса на крупную технику, задействованной в добывающей отрасли, примерно на 40-50%, -- указывает Роман Искаков, заместитель руководителя департамента по продажам строительной техники Hitachi Construction Machinery Eurasia. -- Чтобы избежать риска резкого увеличения цены машин, обусловленного падением рубля, часть клиентов в середине этого месяца поспешили закупить технику, которую они изначально рассчитывали приобрести чуть позже. То есть можно говорить о небольшом смещении спроса на более ранний период по объективным причинам».

На мировой рынок спецтехники негативно влияет и приостановка заводов ведущих концернов: например, в апреле в связи с пандемией в Великобритании на паузу были поставлены конвейеры компании JCB, с который в том числе в Россию поставляются многие модели спецтехники. Впрочем, сейчас, как сообщают представители компании, работа заводов возобновлена. «Перед возобновлением производства были проанализированы все риски и внедрены повышенные меры безопасности. Мы все приспосабливаемся к новым реалиям, заботясь о снижении возможных рисков», ─ заявил в официальном пресс-релизе Грэм Макдональд, исполнительный директор JCB.

Впрочем, участники рынка говорят, что пандемия оживила некоторые сегменты, например, связанные со строительством новых объектов здравоохранения. «Мы связываем свои надежды в первую очередь со строительной отраслью, которая в большей степени финансируется государственным или муниципальным бюджетами в нашей стране, -- говорит Роман Искаков. -- Сюда относятся развитие дорожной системы, которая является одним из важнейших направлений нацпроектов, прокладка нефтегазовых трубопроводов, строительство социальной инфраструктуры. Стоит отметить, что в последние несколько месяцев много строительной техники, в том числе землеройной, было задействовано при строительстве объектов здравоохранения, необходимых для противодействия COVID-19».

Тем не менее производители и продавцы спецтехники с тревогой говорят о снижении инвестиционной активности своих клиентов и просят регулятора о мерах поддержки, связанных прежде всего с отменой утилизационного сбора и таможенных пошлин на запчасти. «От лица комитета АЕБ мы направили в правительство РФ и Минпромторг предложения по поддержке отраслей конечных потребителей. – говорит Андрей Комов. -- Наша индустрия не включена в список наиболее пострадавших отраслей. Однако это не значит, что мы и наши клиенты не пострадали. Чтобы не оказаться в ситуации, когда спасать будет некого, нужно уже сейчас проводить эффективные меры господдержки. От того, как пройдут через этот кризис наши конечные потребители и насколько быстро они войдут в рабочий режим, зависит успешное восстановление экономики в целом. А восстановление невозможно без продолжения строительства инфраструктуры, жилья и сети дорог. У большинства клиентов сейчас едва ли есть средства на уплату утилизационного сбора. Поэтому мы обратились к властям с рекомендацией ввести каникулы на уплату утилизационного сбора как минимум до конца 2020 года. Также для поддержания машин в работоспособном состоянии в ситуации кризиса мы считаем необходимым обнулить таможенную пошлину на запчасти как минимум до конца 2020-го».

Снижение утилизационного сбора также помогло бы поддержать продажи и в других секторах коммерческой техники, например, связанными с грузовыми автомобилями. «На наш взгляд, отличной поддержкой стали бы отсрочка налоговых платежей и снижение ставки утилизационного сбора, -- отмечает Евгения Ким, коммерческий директор Daewoo Trucks. – При этом важной мерой является поддержка клиентов из наиболее пострадавших отраслей экономики, которые могли бы позволить удержать спрос на коммерческий транспорт».

Новости партнеров

Новости партнеров

Tоп

  1. Китай пытается решить проблему нехватки долларов
    Поглощение Гонконга вызвало у Китая определенные проблемы с долларовым финансированием. Для решения этой проблемы было решено надуть пузырь на рынке акций
  2. Египет боится остаться без Нила
    Египет угрожает Эфиопии войной из-за плотины на Ниле
  3. Баланс ФРС сокращается рекордным темпами с 2009 года
    После трех месяцев беспрецедентного роста баланс Федеральной резервной системы «тает» рекордными с 2009 года темпами. Что это, изъятие долларов или отказ от стимулов, и какие последствия могут быть для рынков?
Реклама