Читатель открывает глаза

Москва, 05.05.2020
Почему сериал по роману Гузель Яхиной не оправдал ожиданий поклонников романа.

Сериал «Зулейха открывает глаза» вызвал повышенный зрительский интерес и вместе с ним ожесточенные споры. Тогда как книга, на основе которой он снят, пять лет назад вызвала в литературном мире столь шумный восторг, что редкие критические выпады в ее адрес остались без внимания. Путь романа «Зулейха открывает глаза» от публикации до экранизации занял всего пять лет, и это еще раз свидетельствует о том, что ее автору — выпускнице сценарного факультета Московской школы кино Гузель Яхиной — удалось попасть в фокус интересов массовой аудитории.

В романе главную героиню подхватывает историческая стихия, вырывает из привычной ей среды и выбрасывает на далекий берег сибирской реки, где она, несмотря на все испытания, посланные судьбой, становится не просто счастливой — она становится самой собой. Одни в этом сюжете увидели осуждение исторической реальности тридцатых годов, другие, наоборот, ее принятие. Гузель Яхиной удалось внести в текст ту неоднозначность, которая свойственна многим выдающимся литературным произведениям. Все, что в книге переливалось мерцающими огнями и объединило читательскую публику, в сериале, наоборот, разделило ее и развело в противоположные стороны. Но и та и другая части все так же неотрывно следили за сюжетом «Зулейхи» и приключениями ее главной героини.

Гузель Яхина помещает героиню в неблагоприятные обстоятельства, а потом дает шанс преодолеть их. Чекист убивает ее мужа — это хорошо или плохо? С одной стороны, он убивает крестьянина, добывающего свой хлеб честным трудом, с другой — на тот свет отправляется человек, непростительно жестоко обращающийся со своей женой. На чьей совести смерть четырех дочерей Зулейхи, скончавшихся вскоре после рождения? Ее ли самой? С версией свекрови (в исполнении Розы Хайруллиной это ведьма, чей образ сигнализирует нам: мы смотрим фильм в жанре фэнтези) невозможно солидаризироваться. И тут мы попадаем в расставленную автором ловушку: в этот момент он начинает играть на струнах нашей души. Мы захвачены обстоятельствами, которые сгущаются вокруг героини, и вынуждены следить за тем, как она станет из них выпутываться.

В сериале эволюция героев от одной серии к другой оказалась слишком предсказуемой. Этой тонкостью отечественные создатели сериалов овладели еще не в полной мере. Мы сразу видим, что Зулейха пребывает в аду быта патриархальной семьи и, куда бы она из него ни вырвалась, ей все будет хорошо. Даже смерть, и та лучше той жизни, которой живет почти бессловесная Зулейха. Поэтому поезд, везущий ее в неизвестность, не так уж и страшен. И как бы ни были мучительны голод и холод — а их главной героине приходится претерпевать день за днем, — и они не страшнее ада патриархальной семьи. Режиссер вынужденно расставил четкие ориентиры и наделил героев этой художественной реальности быстро считываемыми характеристиками. Таковы законы жанра и особенности языка, на котором кинематографист рассказывает свою историю зрителям. Его задача — как можно скорее захватить их внимание и для этого дать максимально четкое описание мира, где им предстоит оказаться в своем воображении.

Имя режиссера сериала Егора Анашкина не на слуху, несмотря на то что к съемкам «Зулейхи» он подошел с опытом работы над сериалами «Деньги» и «Кровавая барыня». И тот и другой показывают его как режиссера, не претендующего на авторское видение, а четко исполняющего задачу, поставленную продюсером. Когда продюсеры выбрали режиссера, и решилась судьба сериала. Ее не смогла принципиально изменить даже исполнительница главной роли Чулпан Хаматова — актриса с редкостным бэкграундом. Читатели романа, признанного одной из вершин современной литературы, ждали интеллектуального шедевра — и не дождались. Тогда как, возможно, это тот случай, когда текст исполнил свое назначение, сам предопределив художественный уровень его кинематографического воплощения.

В мире современной художественной литературы читателям все чаще приходится иметь дело со сценариями, отвергнутыми кинематографистами. По большому счету писать роман так, как писали в девятнадцатом веке, стало бессмысленным. Это не приносит ни славы, ни денег. А тех избранных, кому все-таки приносит, еще меньше, чем птиц, достигающих в романе Гузель Яхиной Страны вечности. Поэтому писатель вынужден сочинять свои тексты для кинематографа, а поскольку сюжетов, претендующих на немедленную экранизацию, с каждым годом все больше, конкуренция между ними становится ожесточеннее, и писатели вынуждены прибегать к плану Б: выдавать свои сценарии за романы. Они делают это так часто, что границы жанров практически стерлись и читателю трудно отличить одно от другого. Иногда он понимает, что имел дело не с романом, а со сценарием, только после того, как кинематографисты все-таки сняли по нему сериал. И тогда читатель, подобно Зулейхе, открывает глаза, и не исключено, что потом его ждет разочарование.

Новости партнеров







Международные звезды в копилку ОЭЗ «Технополис «Москва»

В середине октября авторитетное издание fDi Magazine опубликовало ежегодный рейтинг мировых особых экономических зон. Самый заметный результат у единственной ОЭЗ российской столицы «Технополис «Москва»: она участвовала впервые и при этом взяла сразу шесть специальных номинаций, что стало рекордом для российских зон

С бизнесом будут держать совет

Московские власти создали площадку, которая поможет объединить усилия бизнеса и города в восстановлении экономики после пандемии и выработке долгосрочной стратегии развития столицы. Уже сейчас экспертам очевидно, что главной точкой роста при этом должна стать реализация национальных проектов

Вся правда о московских кабелях

Давайте честно: о московской кабельной промышленности жители города знают не очень много. И даже те из них, кто интересуется промпроизводствами столицы. А между тем, ее продукция лежит в основе всех технологических процессов, ведь именно по кабелям, как по венам, течет электричество, дающее жизнь сотням тысяч производств.

ММК серьезно нарастил чистую прибыль и доходность для акционеров

После снижения основных финансовых показателей во втором квартале 2020 года, вызванного последствиями пандемии коронавируса, по итогам третьего квартала Группа ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» существенно нарастила выручку, чистую прибыль и свободный денежный поток
Новости партнеров

Tоп

  1. Курс доллара: названа главная опасность для рубля
    Результаты президентских выборов в США, считают западные аналитики, важнее для «здоровья» рубля, чем даже состояние российской экономики.
  2. Турция копает под «Газпром»
    Турецкие спецслужбы арестовали шестерых сотрудников бывшей «дочки» российской газовой компании, обвинив их в шпионаже в пользу России
  3. Турецкий друг: здесь скрыт кинжал за каждою улыбкой
    Так друг, союзник или партнер? Чем обернутся отношения России и Турции в результате войны в Нагорном Карабахе
Реклама