Как трансформировать бизнес-стратегию в период пандемии

Москва, 16.06.2020
Арик Ахвердян, преподаватель направления Digital MBA в Нетологии, основатель, генеральный директор сервиса видеоотбора персонала VCV

Коронавирус оказался по-настоящему непредсказуемым явлением, и поэтому сегодня бизнес-стратегию вынуждены корректировать все компании без исключения. Только на первый взгляд кажется, что онлайну и большим компаниям сейчас проще. Проекты, у которых есть запас денег и которым продолжают поступать платежи, переживают эпидемию легче, но и им приходится действовать.

Ситуация показала, что быстрее всего адаптируются диверсифицированные компании: пока офлайн «стоит», они могут сфокусироваться на онлайн-форматах работы. Пока каршеринг Яндекса находится в вынужденном простое, на базе Яндекс.Такси получилось активно развить доставку еды по онлайн-заказам. Диверсификация в этом случае помогает генерировать прибыль.

Если стоимость поддержания бизнеса в следующие полгода дороже закрытия бизнеса, то бизнес надо закрывать. К примеру, руководитель туристического агентства должен понимать, что содержать бизнес без продаж на протяжении ближайших шести месяцев — это дорого и зачастую бессмысленно. Также бизнес, связанный исключительно с ивентами и офлайном, очень сложно поддерживать без оборотных средств и накоплений на протяжении долгого времени.

Но закрытие одного бизнеса совсем необязательно означает его крах: в большинстве случаев это просто очередной этап на пути к открытию другого бизнеса. Да, это худший из сценариев для экономики любой страны, но лучше относиться к этому спокойно.

Не бойтесь трансформироваться в текущих условиях. Меняйте стратегию, пробуйте новые форматы, вводите новые продукты, возможности и услуги, которые могут найти отклик у ваших клиентов. Если ваши сотрудники оказались без работы, подумайте, как применить их навыки в компании в текущих реалиях: возможно, стоит задействовать их в создании нового продукта или перевести в другой отдел с похожими функциями. Например, в США запустился проект Learn From A Chef, который позволяет шеф-поварам, оставшимся без работы, проводить онлайн-уроки тет-а-тет и учить людей готовить блюда из ресторанов в домашних условиях. Для людей это возможность приобрести новые навыки, а для бизнеса — лояльность к заведению, которое представляет шеф-повар. Есть и другие кейсы — офлайн-мероприятия, переходящие в онлайн. Например, занятия гимнастикой для детей или фитнес-клубы, которые проводят тренировки прямо в Zoom.

Ошибки при изменении стратегии есть и будут. Главное — то, как компания реагирует на промахи. Есть предприниматели, которые не сразу решили поменять свою бизнес-модель, фактически — недооценили ситуацию и все возможные риски. Опомнились они только тогда, когда все стало сложнее и дороже.

Мы вовремя поняли, что, например, сокращать расходы необходимо как минимум на ближайшие три месяца, а уже после этого смотреть, как будет меняться компания дальше. Мы полностью ушли в онлайн, и это пошло нам на пользу. Наша команда придумала и реализовала продукт для образовательной отрасли — систему проверки домашних заданий. В самоизоляции EdTech-индустрия показала бурный рост, в то время как рынок рекрутмента переживает упадок: HR-специалисты вряд ли будут нанимать новых людей, как раньше, высока вероятность сокращений.

Не менять стратегию и оставаться на том же уровне — первый шаг к провалу. Отсутствие продаж и большие расходы, падение бизнес-показателей говорят о том, что вы что-то сделали не так. В текущих реалиях результат должен быть виден сразу, поэтому не стоит ждать 3-5 месяцев. Если у вас не растет количество пользователей, скачиваний приложения, то значит, есть какая-то проблема, которую нужно срочно решать.

Важно понимать, что все правила физического мира работают и в бизнесе. Когда ты взлетаешь на воздушном шаре, тебе в какой-то момент нужно сбрасывать груз, чтобы подняться выше. То же самое и в бизнесе: когда ты думаешь, что сокращать нечего, нужно продолжать сокращать. К примеру, большая часть расходов — это зарплаты сотрудников и налоги. Вы всегда можете перевести сотрудников на частичную занятость (4 часа работы вместо 8). Еще возможный вариант — сократить зарплату на 30%. Крайняя мера — отправка части сотрудников в неоплачиваемый отпуск. В этом случае лучше заранее подготовить их к такой новости и честно сказать, что у вас нет возможности выплачивать им зарплату в это трудное время. Если у вас в колл-центре 150 человек, но при этом не приходит ни одного лида, то стоит задуматься о сокращении. Но всегда лучше попытаться найти иной выход, урезать другие расходы, чтобы сохранить команду в полном составе.

Чтобы выжить в кризис 2014 года, мы сократили все расходы. Стали меньше тратить и больше продавать. Подобная тактика позволила компании сильно вырасти. Мы встретились с сотрудниками из отдела разработки и предложили им открыть свою компанию, взять других клиентов помимо нас. С одной стороны, мы снизили расходы, а с другой — сохранили важную часть команды. Отказавшись от офиса, мы переехали на квартиру к одному из наших инвесторов. Услуги бухгалтера, курьера и других служб перевели на аутсорс. Результат — сокращение расходов в 10 раз.

Смотрите на расходы, которые не связаны напрямую с зарабатыванием денег. В IT-отрасли это могут быть подключенные интерфейсы. Наверняка вы платите за подписку таких сервисов, как Zoom, при этом от работы с ними вполне можно отказаться. Сегодня командные звонки можно проводить даже в Slack или Google Hangouts. Меняйте долларовые расходы на рублевые, прекратите сотрудничество с подрядчиками по маркетингу, дизайну, рекрутменту. Это тяжело, но вполне реализуемо.

Что касается коммуникации с командой, то все люди умеют считывать информацию и понимать, насколько искренен собеседник. Если вы говорите обо всем честно, то команда будет вам доверять. Любая ложь и увиливание пагубны для компании. В книге Эндрю Гроува «Выживают только параноики. Как использовать кризисные периоды, с которыми сталкивается любая компания» прекрасно описывается то, как меняется поведение CEO в кризисное время: решения принимаются быстрее, чтобы у людей была уверенность в их руководителе.

Извлечь максимальное количество уроков и ни в коем случае не поддаваться стрессовому фактору — лучшее, что можно сделать в текущий период. Вы не просто участник команды, а ее лидер, поэтому ваша задача — брать ответственность за всех людей, находящихся у вас в подчинении; правильно общаться с сотрудниками в условиях неопределенности, создавать специальные экстренные штабы, если есть такая необходимость. В общем, отточить весь механизм работы в период кризиса. Главное — оставаться человеком и показывать четкую позицию. Даже сейчас.

Учитесь новому, ведь кризис — это время для поиска новых стратегий и способов развития бизнеса. Выход онлайна на первый план обозначил необходимость цифровизации и внедрения технологий, меняющих операционные процессы в бизнесе. Посмотрите на опыт других компаний, обсудите со знакомыми предпринимателями, как они видят развитие своего проекта — возможно, вы почерпнете идеи, которые подойдут и вам.

Помимо вебинаров и онлайн-конференций на тему изменения бизнеса в период самоизоляции особой популярностью стали стали пользоваться бизнес-курсы, на которых учат digital-трансформации. В нынешних условиях образовательные бизнес-программы, в том числе MBA, быстрее других адаптировались к кризису благодаря преподавателям-практикам, среди которых как владельцы компаний и CEO, так и руководители разных направлений бизнеса. Они уже проходили через кризис, трансформацию бизнеса и могут научить этому других. Тем более, что сейчас есть спрос на короткие программы, где учат конкретным навыкам, в том числе цифровой трансформации, без которой не обойтись в онлайне. В методологии бизнес-курсов упор делается на практику: руководители и управленцы разбирают кейсы реальных компаний разного калибра — от крупного бизнеса до стартапов, который развивают сами студенты. И это полезнее сухих теоретических фактов.

Новости партнеров







Офисное пространство будущего

Насколько сильно рабочее пространство офисного работника в самом скором времени будет отличаться от принятых сейчас традиционных представлений

ЮУрГУ получил первый на Урале нейрокомпьютер

Леонид Соколинский — о новейшем нейрокомпьютере на Урале, о будущем нейросетей и искусственного интеллекта

«Криогенмаш» - по-прежнему стратегический актив Газпромбанка

Новый глава совета директоров предприятия — заместитель председателя правления Газпромбанка Тигран Хачатуров. Перед менеджментом стоит задача разработать новую стратегию «Криогенмаша», который рассматривается Газпромбанком как стратегический актив.

Эксперты верят в ценные бумаги ММК

По мнению ряда финансовых аналитиков, акции ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» сохраняют потенциал роста и выгодны для приобретения на фоне постепенного восстановления спроса на сталь

Продается ЗАВОД МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ В Красноярском крае

Действующее предприятие с многолетней историей Восточно-Сибирский завод металлоконструкций (г. Назарово, мкр промышленный узел, 8) выставлен на торги. Сейчас его возможно приобрести по минимальной стоимости

Мобильный отряд. Как мобильные решения повышают чек в ритейле

Несмотря на цифровую революцию последних лет до объявления в мире режима самоизоляции именно оффлайн-магазины оставались основным местом совершения покупок. С появлением же COVID-19 цифровизация магазинов стала для многих компаний единственно возможным способом остаться на плаву
Новости партнеров

Tоп

  1. Sukhoi SuperJet очистят от иностранного влияния
    Разработка обновленного ближнемагистрального самолета Sukhoi SuperJet New, призванного заменить существующий Sukhoi SuperJet 100, должна завершиться уже к 2023 году
  2. «Они не помнят нас хороших, пусть не забудут нас плохих»
    Кто такой «русский хакер», чем он руководствуется, что у него на душе, есть ли вообще у него душа и действительно ли хакеры настолько всесильны, что могут влиять на политику
  3. Загадочные маневры вокруг «Северного потока — 2»
    Почему судно снабжения «Иван Сидоренко» покинуло логистическую базу «Северного потока—2», не пробыв там и дня, и готов ли продолжить работы трубоукладчик «Академик Черский» — в завершении строительства газопровода много неопределенности. Эксперты высказали свои версии происходящего и оценили перспективы проекта
Реклама