Пролетая над серпентарием

Москва, 26.09.2020
Создатель сериалов «Вражда», «Американская история ужасов\преступлений» «Политик» и «Голливуд» Райан Мёрфи вместе с компанией Netflix решил обратиться к одному из самых пугающих персонажей культуры XX века — медсестре Милдред Рэтчед из романа Кена Кизи и киношедевра Милоша Формана «Пролетая над гнездом кукушки». Получился кровавый, но жутко притягательный приквел «Сестра Рэтчед». В главной роли – обладательница «Эмми» и «Золотого глобуса» Сара Полсон, аккомпанирует ей квартет величайших актрис современности — Джуди Дэвис, Аманда Пламмер, Синтия Никсон и Шэрон Стоун.

kinopoisk.ru

 

Слом мифа 


Старый добрый мир с контрастным разделением на хороших и злодеев уже никого не впечатляет. Отчасти устарел и обратный тренд на амбивалентных персонажей.

Эка невидаль! Все люди сложные и не без греха. Творцы принялись за сам корень зла, подробно препарируя биографию антигероя и общество, в котором он существует. Цель — найти причину, что надломила под человеком ветку, и он полетел во тьму.

Режиссер Райан Мёрфи и молодой сценарист Эван Романски исследуют анамнез инфернальной героини Милдред Рэтчед, отправляя зрителя на пятнадцать лет назад от известных событий. Своей историей о женщине с травматичным прошлым, превратившим ее в зловещую психопатку, если не в монстра, авторы рискнули деконструировать миф, чем вызвали бурную волну возмущения и критики.

Несмотря на это, после выхода 18 сентября первого сезона «Сестры Рэтчед», шоу уверенно держится в топ-3 по просмотрам в мире.

 

Бойтесь медсестер

 

Действие сериала разворачивается в психиатрической лечебнице в Северной Калифорнии и за ее ближайшими пределами в 1947-м. Рэтчед приезжает в маленький мотель на побережье. Управляющая гостиницы Люси (Аманда Пламмер) — любопытная и сварливая алкоголичка – еще сыграет свою роковую роль в финале. Рэтчед идет устраиваться медсестрой в эту самую лечебницу, подозрительно напоминающую отель «Оверлук» из «Сияния».

 kinopoisk_ru-ratched-3535210.jpg kinopoisk.ru
kinopoisk.ru

Персонал больницы ходит в униформе цвета Tiffany, все мило улыбаются. Просторные залы, интерьеры в странном стиле обманчиво дружелюбны. Длинные пустые коридоры с полом «в шашечку», залитые стерильным белым светом, выдают истинное предназначение «казенного дома».

Глава заведения, доктор Ричард Хоновер, нервного вида филлипинский психиатр с тонкой полоской усиков над губой (Джон Джон Брионес) часто удаляется в комнату с медикаментами и принимает наркотические препараты (очевидная реплика на доктора Тэкери из «Больницы Никербокер» Содерберга). Создатели шоу умышленно балуются кинематографическими цитатами, погружая нас в постмодернистский контекст и подчеркивая нереальность происходящего.

Строгая, с идеальной прической, изысканно одетая Милдред (ах, эти приталенные плащи и в тон подобранные шляпки) с порога впечатляет доктора Хоновера и видом, и речью: «Я принадлежу к самой недооцененной профессии в этой стране. Существует поговорка: «Спаси жизнь одного человека и ты — герой. Спаси сто жизней и тогда ты станешь медсестрой». Столь выспренний спич, как и сама Милдред, таит в себе двойное дно.

Хоновер и не подозревает, что перед ним волчица в овечьей шкуре, которой больше бы подошло выражение: «Убей одного и ты — убийца. Уничтожь сотни жизней и ты — всемогущ».

Шантажом и обманом Милдред попадает в лечебницу. И вскоре зритель понимает цель ее вторжения. В заведении находится преступник Эдмунд Толлесон (Финн Уитрок), с особой жестокостью убивший трех священников. В психушке его должны проверить на вменяемость. Позволим себе спойлер — осторожно! — Эдмунд является братом Милдред, и она пришла спасти его от смертной казни, заставив врачей признать его сумасшедшим. Тревожные скрипки из «Пляски смерти» Сен-Санса в заставке нагоняют жути. Шоу начинается.

 

Феминистический бильярд

 

 

Однако не спешите с выводами: мол, все понятно, очередной ужастик в стиле Мёрфи. В действительности, шоу перекатывается, как шар по бильярдному столу: почти залетев в лузу хоррора, отталкивается от борта и летит в направлении психологической драмы. Но и сюда не проваливается, а устремляется в сторону комикса и сатиры на всю систему карательной психиатрии.

И снова удар о борт, шар катится дальше: прямиком в лузу фемоптики и ЛГБТ-контекста (фирменная тема Мёрфи). Нетрадиционная сексуальность Милдред – ключ к загадкам ее психики. Любовная история с героиней Синтии Никсон (пресс-секретарь губернатора штата Калифорния) — антитеза хладнокровной жестокости и манипулятивности Рэтчед,  одержимой спасением Эдмунда.

Мёрфи открывает шлюзы в мир воспоминаний Рэтчед, где она и брат рано осиротели и стали жертвами абьюза и растления, где она еще умеет сочувствовать и сопереживать. Да и последующее повествование характеризует Рэтчед с неожиданной стороны: она помогает избежать пациентам зверских методов лечения.

Напомним, в конце 40-х психиатрия активно прибегала к лоботомии как способу устранения подростковой рассеянности, потери памяти, гомосексуализма и различных форм маний.

Милдред даже способна сопереживать своей непримиримой сопернице по больнице, старшей медсестре лечебницы Бетси Баккет (Джуди Дэвис), которая безнадежно влюблена в доктора Хоновера. Милдред стыдно, когда ее разоблачают, а слезы, рекой текущие по ее щекам, настоящие.

Стоит отметить, актерская работа Сары Полсон вполне тянет на очередную премию «Эмми», как, впрочем, и эпизодическая, но потрясающая роль Софи Оконедо — буйнопомешанной пациентки, в которой живут четыре личности. И как не упомянуть красиво стареющую Шерон Стоун, сыгравшую эксцентричную миллионершу с кошачьей хищной улыбкой — наверное, самую достойную визави Рэтчед во всем этом серпентарии.

Сериал передает дух послевоенного времени, когда на женские плечи слишком многое свалилось. Но режиссер и смело рифмует историю минувших дней с современной феминистической оптикой.

Мужские образы на фоне сильных героинь выглядят жалко. Это или туповатый брутальный детектив, или озлобленный сентиментальный убийца, или избалованный сыночек-садист, или скроенный из комплексов врач-наркоман, или, наконец, комичный политик: губернатор в исполнении Винсента Д’Онофрио дико напоминает Трампа. Единственный положительный герой — медбрат Хак, изуродованный войной. Обожженное лицо-маска символически маркирует его среди малодушных и токсичных персонажей.

 

Что хотел сказать автор?

 

 

Анилиновая, избыточная «Сестра Рэтчед» вряд ли придется по вкусу ценителям формановского холодноватого реализма. Мёрфи в своем излюбленном стиле создал трагикомедию, граничащую с кровавым бурлеском, в которой почти никому не сочувствуешь, но всецело вовлечен в этот аттракцион уродов. Литературный и кинематографический первоисточники превращают злобную медсестру Рэйтчед в функцию, олицетворение тоталитарной системы.

Мёрфи низводит героиню с символических котурнов до уровня человеческого роста и оправдывает мутацию в чудовище детскими травмами. Впрочем, здесь нет противоречия, ведь кровавые режимы вырастают из детских комплексов и психопатии тиранов (хотя Набоков бы не согласился), а ложь и насилие рано или поздно заканчиваются условной или буквальной психбольницей.

Новости партнеров







Цифровизация на основе немецких технологий

Немецкие и австрийские компании имеют значимые компетенции в области разработки и внедрения современных ИТ-решений. О том, к каким из них российский бизнес проявляет особый интерес, рассказывает управляющий партнер австрийско-немецкой компании msg Plaut в России Вольфганг Кестлер

Международные звезды в копилку ОЭЗ «Технополис «Москва»

В середине октября авторитетное издание fDi Magazine опубликовало ежегодный рейтинг мировых особых экономических зон. Самый заметный результат у единственной ОЭЗ российской столицы «Технополис «Москва»: она участвовала впервые и при этом взяла сразу шесть специальных номинаций, что стало рекордом для российских зон

С бизнесом будут держать совет

Московские власти создали площадку, которая поможет объединить усилия бизнеса и города в восстановлении экономики после пандемии и выработке долгосрочной стратегии развития столицы. Уже сейчас экспертам очевидно, что главной точкой роста при этом должна стать реализация национальных проектов

«Организационный иммунитет» для компании

Условия пандемии заставляют компании адаптироваться к новым непростым рыночным условиям. О том, как успешно перестроить бизнес-процессы в соответствии с новыми реалиями потребительских предпочтений, рассказывает Сергей Ким, генеральный директор ООО Миле СНГ, представительства немецкого производителя бытовой и профессиональной техники премиум-класса Miele в России

Вся правда о московских кабелях

Давайте честно: о московской кабельной промышленности жители города знают не очень много. И даже те из них, кто интересуется промпроизводствами столицы. А между тем, ее продукция лежит в основе всех технологических процессов, ведь именно по кабелям, как по венам, течет электричество, дающее жизнь сотням тысяч производств.

ММК серьезно нарастил чистую прибыль и доходность для акционеров

После снижения основных финансовых показателей во втором квартале 2020 года, вызванного последствиями пандемии коронавируса, по итогам третьего квартала Группа ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» существенно нарастила выручку, чистую прибыль и свободный денежный поток
Новости партнеров

Tоп

  1. Курс доллара: названа главная опасность для рубля
    Результаты президентских выборов в США, считают западные аналитики, важнее для «здоровья» рубля, чем даже состояние российской экономики.
  2. Турция копает под «Газпром»
    Турецкие спецслужбы арестовали шестерых сотрудников бывшей «дочки» российской газовой компании, обвинив их в шпионаже в пользу России
  3. Валютные депозиты вновь популярны
    Свой коллективный прогноз валютного курса сделали вкладчики российских банков, нарастивших долю сбережений, хранимых ими в валюте
Реклама